В гостях у журнала «Полиция России» советский и российский актёр театра и кино народный артист Российской Федерации Юрий Чернов.
– Юрий Николаевич, у вас удачная актёрская карьера. Известность пришла к вам уже в 18 лет. А когда вы решили, что будете актёром?
– В 5-м классе. Мой дядя часто говорил: «Юрка будет артистом! » Учителя в школе тоже так считали, и я им благодарен за то, что они напророчили. Ещё в школе меня пригласили на Куйбышевскую студию телевидения. Однажды даже получил гонорар за эпизодическую роль в художественном фильме «Орбита тайны» – о полёте в космос Валентины Терешковой. На эти деньги родители купили мне часы, чем я очень гордился.
И вполне закономерно после школы отправился поступать в театральный в Москву в компании таких же сверстников, мечтающих о кино и театре. Документы подал в несколько актёрских вузов. Однако волею судьбы стал студентом Государственного училища циркового и эстрадного искусства. Согласился подыграть на гитаре одному парню, который туда поступал. Тогда меня и заметили.
– Что дала вам учёба в училище как актёру?
– Очень много! Навыки, которые я там приобрёл, до сих пор применяю в работе на сцене и в кино. Освоил игру на балалайке, гармошке, трубе и саксофоне. Научился различным цирковым трюкам. Использую, к примеру, в выступлениях и спектаклях репризу со стулом, который держу на голове. Научился одновременно играть на гитаре и губной гармошке. За что меня называют «человек-оркестр».
По профессии я – артист разговорного жанра. Учился у замечательных педагогов. Мастером курса был Юрий Павлович Белов, который в своё время обучал выдающегося клоуна Леонида Енгибарова. Благодарен неповторимой Тамаре Трифоновне Гавриловой. Если что-то не получалось, она к примеру, кидала ключи с криком: «Чернов, лови! » Так она от меня добивалась эксцентрики, яркости, концентрации. Не укоряла, что плохо что-то делаю, а как бы подзадоривала: «Ну что же ты?!»
– Умение играть на балалайке вам пригодилась не раз – и в комедии «Иван Васильевич меняет профессию», и в «Деревенском детективе». А ещё – в фильме Станислава Ростоцкого «Из жизни Фёдора Кузькина»….
– Да, Станислав Иосифович снимал картину по повести Бориса Можаева «Живой». Главный герой, роль которого должен был исполнить Саша Суснин, играет на балалайке. И меня попросили научить актёра. Со мной заключили договор как с педагогом-репетитором. Я с Сашей каждый день занимался. Но у него ничего не получалось. И когда наступил момент съёмок с музыкальным эпизодом, Ростоцкий говорит: «Юрка, давай переодевайся, бери балалайку – и в кадр».
– Но ещё до этого благодаря одной из первых киноработ в фильме Станислава Ростоцкого «Доживём до понедельника» вы стали знаменитым…
– Это тот самый случай, – один из важных компонентов профессии актёра! – который дал мне путёвку в жизнь. Случай случаем, однако ты должен быть готов к нему. Будучи студентом циркового училища, я пошёл подработать на киностудию имени Горького, где проходили съёмки фильма о маршале Блюхере «Пароль не нужен». Должен был играть красноармейца, который смешит однополчан, изображая японского генерала. На меня надели форму, наклеили усы, чёрную бороду клинышком, накрасили брови. И вот я в таком виде, да ещё в мохнатой шапке, иду по коридору студии Горького. А навстречу, как потом оказалось, второй режиссёр Ростоцкого Зоя Дмитриевна Курдюмова. Она и спрашивает: «Ты кто? » Объясняю, что студент 1-го курса циркового училища. Меня приглашают в какую-то аудиторию. И вот я попадаю в киногруппу «Журавлик в небе» – рабочее название картины «Доживём до понедельника». И меня без проб берут на роль девятиклассника Сыромятникова.
Кадр из фильма «Доживём до понедельника», 1968 год
Был счастлив, что буду сниматься с самим Вячеславом Тихоновым. Представляете?! Я – вчерашний школьник сегодня на съёмочной площадке с великим артистом, которого моя мама, все женщины, да что говорить, вся страна обожала! Выходит картина, и меня начинают узнавать на улице.
Кстати, мой папа, Николай Максимович, работал художником в Доме культуры и по иронии судьбы рисовал афишу к этому фильму. Он изобразил на плакате Тихонова и… догадайтесь кого ещё? Конечно меня. Когда Вячеслав Васильевич представлял картину у нас в Самаре, встретился с отцом, похвалил меня и пожелал творческих побед.
– Вы – разноплановый, востребованный актёр. Ваши образы запоминаются. В кино не раз и милицейскую форму надевали…
– Да, мне как-то ближе именно милицейская. Хотя в сериале «Второй убойный» играл уже полковника полиции. А в середине 70-х снимали фильм «Внимание! Всем постам», где я получил роль водителя Коли Лучкина. Во время съёмок ездил по ночной Москве за рулём милицейской машины в сопровождении инспекторов ГАИ, которые обеспечивали безопасность. А в фильме «Приключение Нуки», когда играл лейтенанта милиции, вновь мне пригодились цирковые навыки. Там есть такой забавный эпизод, когда в райотделе обезьянка прыгает на стол и нужно было сделать так, чтобы чернильница подскочила и всё её содержимое выплеснулось мне на лицо…
В советское время было много добрых фильмов, про милицию в том числе, которые поднимали авторитет этой профессии.
Кадр из фильма «Приключения Нуки», 1976 год
Замечательная картина «Рождённая революцией» с Евгением Жариковым и Натальей Гвоздиковой. Или «Деревенский детектив», где я сыграл небольшую роль. Михаил Жаров создал удивительно добрый и человечный образ деревенского участкового... Жаль, что в годы перестройки всё изменилось. Милиционеров и военных стали высмеивать, очернять. Конечно, в наши дни ситуация исправляется, но очень медленно.
Сейчас мы живём в непростое время… Когда шла Великая Отечественная война – какие снимались картины о добре, о подвигах, о будущей прекрасной жизни! И мы выросли на них. Может, и сегодня надо снимать побольше таких фильмов?..
– Кроме положительных ролей вы играли и отрицательные. Например, уголовника Корыто в фильме «Из жизни начальника уголовного розыска»…
– С этим связано несколько забавных историй. Вот одна из них. Фильм тогда показывали во всех кинотеатрах Москвы. Народ с удовольствием смотрел детектив. А я в то время жил недалеко от Петровки, 38. И вот однажды останавливаю такси, говорю: «Мне, пожалуйста, на Петровку…» Водитель на меня смотрит и спрашивает: «Ну что, Корыто, сдаваться едешь? » – «Нет, – отвечаю, – домой»… А сейчас я живу напротив Бутырской тюрьмы (улыбается)...
– Вы преподаете в Институте современного искусства. Как находите «ключик» к студентам?
– Когда-то давно у меня была детская программа, которая называлась «Хочу в артисты». Я выходил на сцену и пел песню: «Кто хочет в артисты, пусть помнит порой: артист – это самая трудная роль… Я – Хоттабыч и матрос, я и волк, и Дед Мороз. Я могу заставить плакать, рассмешить могу до слёз…» И начинал своё представление, потом приглашал детей на сцену. Они все зажимались, стеснялись. И мне нужно было прилагать усилия, чтобы кого-то вытащить. Так вот, если ты заинтересуешь студента – он поверит в тебя и пойдёт за тобой. Если бы Юрий Павлович Белов в своё время не нашёл подход к Леониду Енгибарову и не поверил в него, а тот не поверил бы мастеру, то не было бы выдающегося клоуна мирового уровня.
– Жалеете, когда кажется, что что-то упустили? Или от проекта какого-то отказались?
– На всё воля Божья! Например, я не снялся в картине «Белое солнце пустыни» под рабочим названием «Спасти гарем», где должен был играть Петруху. Не знаю, что бы со мной было, если бы сыграл… Не жалею ни о чём. Я не предавал свою профессию, служу своему любимому делу. Благодарю Господа Бога, что он даёт мне силы выходить на сцену, играть! А когда ещё партнёры и спектакль хороший – совсем замечательно.
Счастлив, что работаю, что вы берёте у меня интервью. Значит, я в форме. Мне интересно всё, что делаю. А вам интересно, чем занимается двоечник из картины «Доживём до понедельника». Я встретил свою 75-ю весну. И это прекрасно! В день своего юбилея в Театре на Трубной играл спектакль «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное... ». Так совпало, что тоже роль юбиляра. По сюжету к главному герою-актёру никто не пришёл на торжество. А ко мне пришли много моих коллег, которые сочинили песню, сделали подарки, устроили настоящий праздник!
Мне говорят: «А что ты не пишешь? Ведь у тебя такая интересная биография! С великими актёрами и режиссёрами общался. Вот взял бы и написал... » А мне не до этого, интереснее играть роли. Даже сейчас прошу нашего главного режиссёра сделать на меня спектакль. Пока есть желание и силы…
Недавно приехал из Тулы, где проходил кинофестиваль патриотического кино имени Юрия Озерова. Завтра лечу в Нальчик, на гастроли. А после разговора с вами тороплюсь на спектакль «За двумя зайцами» в театр Надежды Бабкиной, где играю в качестве приглашённого актёра вместе с народной артисткой Российской Федерации Ольгой Волковой. Жизнь продолжается!
#MORE_PHOTO#
Визитная карточка
Чернов Юрий Николаевич. Родился 24 апреля 1949 года в городе Куйбышеве (Самара).
Окончил Государственное училище циркового и эстрадного искусства (1970) и ГИТИС (отделение режиссуры эстрады и массовых представлений) (1986).
В кино дебютировал в конце 60-х, снявшись в фильмах «Пароль не нужен» (1967), «Доживём до понедельника» (1968), «Деревенский детектив» (1969), «Один билет на хоккей» (1968) (короткометражный киноплакат о правилах уличного движения).
В его фильмографии – более 130 актёрских работ, в том числе в таких известных картинах, как «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), «Маяковский смеётся» (1976), «Приключения Электроника» (1979), «Из жизни начальника уголовного розыска» (1983), «После дождичка, в четверг» (1985), «Ширли-мырли» (1995). Неоднократно играл сотрудников органов внутренних дел, в частности, в таких фильмах, как «Приключения Нуки» (1976), «Внимание! Всем постам...» (1985), «Где ваш сын?» (1986), «Второй убойный» (2012), и других.
Служил в Московском театре миниатюр, Театре Луны (с 1994), Театре «Школа современной пьесы» (сейчас – Театр на Трубной, с 1999 г.).
Постоянный участник игрового шоу «Колесо истории» (1995–2000).
Участвовал в проекте Виктора Мережко и композитора Евгения Бедненко «Поют звёзды театра и кино» (1999).
Снимался в киножурналах «Фитиль» и «Ералаш», был одним из ведущих популярной детской телепрограммы «Спокойной ночи, малыши!».
Сотрудничает с Обществом инвалидов. Мастер курса в Институте современного искусства (с 2022). Заслуженный артист Российской Федерации (1994). Народный артист Российской Федерации (2008).