Юрий Николаев: «Верьте в свою звезду»

2 недель назад 56

В гостях у журнала «Полиция России» популярный телеведущий, актёр, народный артист Российской Федерации Юрий Николаев.

– Юрий Александрович, советские телезрители любили программу «Утренняя почта» не только из-за песен, но и благодаря обаятельному ведущему – «главному почтальону страны». В чём был секрет такого успеха?

– Зритель принял мой стиль общения, новую непринуждённую дружелюбно-шутливую манеру разговора, манеру одеваться и подачу.

До этого на телевидении была музыкальная передача «По письмам телезрителей», которую вёл опытный диктор центрального телевидения Юрий Ковеленов. Со строгим лицом он зачитывал письма трудящихся и ставил в эфире песни по их заявкам. Подобный формат трудно было назвать развлекательным и программу отдали в руки молодого редактора с консерваторским образованием Натальи Высоцкой и режиссёра Ларисы Микульской, дали новое название «Утренняя почта», а на место ведущего пригласили самого молодого сотрудника дикторского цеха. Этим счастливчиком стал я.

Новая передача собирала у экранов, без преувеличения, весь Советский Союз. Наготове стояли магнитофоны, люди записывали на кассеты эстрадные новинки и любимые песни. Для каждого выпуска писали тематический сценарий, делали скетчи, сценки, пародии. Передача была новаторской ещё и тем, что в её эфире крутились первые на советском телевидении видеоклипы. Снимались они в 30 метрах от «Останкино», возле пруда на улице Академика Королёва, или в парке культуры и отдыха имени Дзержинского.

Появление в кадре человека без галстука и пиджака, да ещё говорившего не в общепринятой официальной тональности выглядело крайне вызывающе. Я мог сесть вполоборота, закинув ногу на ногу. За что был частым гостем в кабинетах начальства. И искренне не понимал: ну почему нельзя?

– Вы часто подчеркиваете, что росли свободолюбивым. Родители вас понимали и поддерживали. При этом служили в силовых ведомствах, носили погоны…

– Действительно, с детства привык к тому, что мою свободу не ограничивали. Рос в атмосфере любви и понимания, всегда старались найти компромисс с родителями. В детский сад ходить не любил и они мне подыскали хорошую няню.

Отец с матерью были людьми партийными. Мама, Валентина Игнатовна, капитан КГБ, прошла войну, служила в разведке, работала шифровальщицей в штабе. Папа, Александр Селивёрстович, полковник, служил в органах НКВД, МГБ и МВД. Был награждён орденом Красной Звезды. Всё своё свободное время проводил со мной. Всегда ходил в форме, а мне сшил сапоги и кубанку. Он стригся – я стригся, он чистил военную форму, я чистил школьную. Мы были словно одно целое.

С одной стороны, я проводил много времени во дворе с друзьями, там ценилась свобода. Мы с пацанами часами гоняли по двору с мячом. С другой был дом, где царили любовь и доброта, где читали Вересаева, Паустовского, Апдайка, Сэлинжера и Фицджеральда.

Несмотря на то, что семья жила довольно скромно, у нас было фортепиано. Мама и бабушка пели под отцовской аккомпанемент. Дом был хлебосольным. Одно из самых моих ярких детских воспоминаний – как отмечали День Победы, главный праздник в семье. Родители, красиво одетые, с наградами, выходили на майские гуляния. А потом – обязательно душевное застолье и много гостей. Мама пела, папа танцевал. Глядя на отца, я восхищался – думал, что все офицеры должны уметь так же красиво танцевать.

– Когда появилось желание стать актёром?

– О театральных подмостках мечтал лет с тринадцати. Несмотря на то, что учился в специализированной физико-математической школе, в которой делал определённые успехи. Посещал драматический и танцевальный кружки. Драматическим увлекся всерьёз. Сыграл главную роль в постановке «Звёздный мальчик» по одноимённой сказке Оскара Уайльда. Стал даже настоящей знаменитостью в школе. Затем меня пригласили на кишинёвское телевидение для участия в спектакле «Мужской разговор». Так впервые соприкоснулся с театральной сценой, почувствовал запах кулис и внимание одноклассниц. Вполне вероятно, не будь этого первого успеха, не стал бы даже рассматривать актёрскую профессию и не решился бы пойти в театральный вуз.

С первой попытки поступил в Государственный институт театрального искусства имени Луначарского на специальность «Актёр театра и кино». Меня зачислили в мастерскую режиссёра Всеволода Остальского. Курс был отличный – Ольга Остроумова, Андрей Мартынов, Николай Мерзликин, Владимир Гостюхин…

Учась в институте, работал в детской редакции на Шаболовке. Вёл цикловую программу «Вперёд, мальчишки!» – о выборе профессии. Вместе с сокурсниками ночами подрабатывал в массовке на киностудии «Мосфильм». Мы зарабатывали по 6 рублей и видели «изнанку» кинопроизводства – это было безумно интересно!

– Со временем вы начали сниматься в кино уже не в массовках…

– Прежде чем прийти на телевидение, прослужил 5 лет в Московском драматическом театре имени Пушкина, где сыграл в общей сложности 20 ролей современного и классического репертуара. Увидев однажды меня в одном из спектаклей, режиссёр Анатолий Дудоров предложил сыграть роль помощника машиниста Игоря Шилова в картине «Большие перегоны». Я не мог поверить своей удаче: предстояло работать с такими знаменитостями, как Николай Крючков и Глеб Стриженов. Не мог дождаться начала съёмок! Крючков оказался удивительным человеком, потрясающим рассказчиком, настоящим балагуром и весельчаком. Мэтры приняли меня тепло. Услышанная во время съёмок похвала от старших коллег была выше всякой награды для меня, начинающего актёра.

– А кто предложил работу на ТВ?

– Художественный руководитель дикторского отдела Игорь Кириллов. Я никогда не ощущал себя диктором, а Кириллов, понимая это, не предлагал читать мне новости или вести программу «Время». Многие сотрудники считали стиль руководства Кириллова излишне мягким, а мне его человечность очень импонировала. У него была прекрасная черта – он никогда не критиковал и не делал замечания на людях. При необходимости приглашал к себе в кабинет, давал советы. Я выходил от него воодушевлённым. Он был для меня абсолютным авторитетом.

– Можно сказать, что весь ваш путь на телевидении – это поиск талантов?

– Да. Открывать новые имена мне было интереснее, чем в очередной раз показывать музыкальные видео знаменитостей. Ещё будучи ведущим «Утренней почты», настаивал, чтобы в передаче участвовали не только состоявшиеся, но и перспективные исполнители. Благодаря этому на всю страну смогли заявить о себе такие разные артисты, как гитарист Виктор Зинчук, бит-квартет «Секрет», кабаре-дует «Академия».

К концу 80-х, несмотря на популярность, стабильную работу и отличный заработок, образ «утреннего почтальона» стал меня тяготить. Мне хотелось создавать что-то своё. Это внутреннее желание подталкивало к поиску новой идеи, возможности реализоваться не только как ведущему, но и как продюсеру, придумать новую программу с нуля.

– Именно тогда родилась «Утренняя звезда»?

– Придумывал её целый год. Это была на первый взгляд авантюра, уход на вольные хлеба казался чем-то немыслимым. Но я всё взвесил, хорошо представлял трудности, с которыми предстояло столкнуться. Помогли огромный багаж знаний и опыта, поддержка друзей и близких.

В 90-е телеэкраны наполнились чернухой, словно зеркало отражая непростой период в стране. После работы люди спешили домой, чтобы отдохнуть включали телевизор, а там – наркотики, проституция, бандитизм. А что говорить о детях, которые впитывали происходящее как губка?

Тогда я решил: пора делать добрую, яркую программу в формате музыкального конкурса. С красивой сценой, улыбающимися, талантливыми детьми, честным жюри и «живым» звуком без фонограммы. И, самое главное, связывающую поколения.

Так появился мой собственный проект, посвящённый исключительно молодым талантам, и своя продюсерская студия. Даже название «Утренняя звезда» передача получила не только из-за раннего времени трансляции, но и потому, что давала возможность проявить себя совсем юным, ещё только восходящим звёздочкам.

В начинающем артисте главное для меня было – чистое, без грима и украшательств, лицо, абсолютная органика действия ребёнка на сцене, его непредсказуемость и даже оговорки…

За 12 лет существования программа превратилась в целое движение, стала настоящей колыбелью таланта для таких исполнителей как Пелагея, Зара, Валерия, Юлия Началова, Сергей Лазарев, Алсу, Анжелика Варум, Влад Тополов, Алексей Чумаков...

Окунувшись в ту благоприятную, комфортную атмосферу, которая царила на съёмках, и выйдя на сцену «Утренней звезды», исполнители понимали, что нет ничего невозможного, их талант замечен и оценён по достоинству.

Закрытие программы стало довольно болезненным. «Утренняя звезда» закатилась как-то неожиданно для всех. Но не стоит забывать, что за закатом звезды всегда следует её восход. Как продолжение проекта несколько лет назад для детей, которые мечтают найти себя в творчестве и выступать на сцене была создана академия Юрия Николаева «Утренняя звезда», где молодые артисты могут обрести профессиональные навыки и применить их.

– Ваша профессия предполагает общение со многими известными людьми, и нередко это перерастает в настоящую дружбу.

– Часто присутствовал на съёмочной площадке у своего друга Никиты Михалкова, который, может быть сам того не подозревая, настолько много мне дал, что слова просто излишни. В понимании жизни, дружбы, семьи – всему я научился у него.

Когда жил в театральном общежитии сдружился с Меньшовыми, их дочкой Юленькой. Ирина Николаевна, мама Веры, относилась ко мне как к сыну. Когда меня в первый раз пригласили вести концерт в зале «Россия», Володя, в то время ещё начинающий актёр и режиссёр, здорово выручил, одолжив обувь и галстук.

 С Семёном Фарадой в фильме «Прежде, чем расстаться», 1984 г. ФОТО: С Семёном Фарадой в фильме «Прежде, чем расстаться», 1984 г.

С Игорем Николаевым, у которого отчество Юрьевич, мы шутливо называли друг друга «папой» и «сыном». И все были уверены, что я протащил в «Утреннюю почту» родственника по блату. Миф этот мы не развенчивали и не развенчиваем. Даже песню записали вместе «Остров Юрий» на стихи настоящего отца Игоря, поэта Юрия Ивановича Николаева.

В фильме «Прежде, чем расстаться», где я играл младшего сержанта милиции, работал с блестящей актёрской командой – Леонид Куравлёв, Наталья Фатеева, Семён Фарада. Тогда укрепилась наша дружба с композитором Юрием Антоновым, который исполнил роль музыканта.

Также довелось познакомиться с легендами мирового экрана и сцены, такими, как Род Стюарт, Джек Николсон, Грегори Пек, Одри Хепбёрн, Жан-Клод Ван Дамм, Марчелло Мастроянни. Неоднократно обращал внимание, что чем выше человек по положению, тем проще он в общении.

– Что бы вы пожелали стремящимся творить на сцене молодям людям?

– Никогда не опускайте руки и верьте в свою звезду! Актёрская судьба – достаточно тернистый путь, полный как счастливых моментов, так и трудностей. Если взять мою, то количество кино- и фотопроб, в которых принимал участие, несопоставимо с тем сколько раз меня утверждали. Но при этом каждый раз приобретал какой-то опыт.

Не раз состоявшиеся артисты говорили в своих интервью о том, что знакомство со мной стало счастливым случаем, который помог им покорить музыкальный олимп. Бог не одарил нас с супругой детьми, но я принял это и нашёл своё предназначение, миссию – отдал всего себя воспитанию и развитию детских талантов по всей стране, от Камчатки до Калининграда…

 Юрий Николаев с ансамблем «Непоседы» ФОТО: Юрий Николаев с ансамблем «Непоседы»

Визитная карточка

Николаев Юрий Александрович. Родился 16 декабря 1948 года в городе Кишинёве. Окончил ГИТИС по специальности «Актёр театра и кино» (1970). Служил в театре им. А.С. Пушкина (1970 – 1975).

Снимался в ряде фильмов, в том числе таких, как «Большие перегоны» (1971), «Хождение по мукам» (1977). Играл роли сотрудников органов внутренних дел в картинах «Невероятная история» (1980) и «Прежде, чем расстаться» (1984).

Внештатно работал на телевидении (1973 – 1975), а затем в штате центрального телевидения Гостелерадио СССР в отделе дикторов (1975 – 1991).

Вёл популярные музыкальные программы «Утренняя почта», «Голубой огонёк», «Песня года», фестивали песни из Юрмалы, детские передачи «Спокойной ночи, малыши!», шоу (совместно с Дмитрием Шепелевым) «ДОстояние РЕспублики», программы «В наше время», «Честное слово» на «Первом канале».

Создал еженедельную телевизионную программу «Утренняя звезда», был её бессменным ведущим (1991-2003).

Придумал и воплотил на экране первую национальную премию детского творчества «Призвание» (1996).

Один из создателей Вокально-музыкальной Академии «Утренняя звезда» Юрия Николаева.

Заслуженный артист Российской Федерации (1994). Народный артист Российской Федерации (1998).

Прочитать всю статью