Шлаковые войны: как московский арбитраж пошел против государства

3 лет назад 142

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА

Баталии за госимущество — богатые редкими металлами шлаки челябинского завода — идут почти четверть века. Сначала активы были проданы в частные руки якобы по ошибке, а когда ошибку исправили, бывший владелец не захотел отказываться от своих прав. Проиграв суды с Росимуществом в местном арбитраже, он зашел с другой стороны — через Москву. Изъять собственность РФ он потребовал у коммерсантов, которые занимались рекультивацией земель под свалкой отходов, и столичный Арбитражный суд по непонятным причинам решил пойти ему навстречу. О судебных тяжбах, которые сопровождаются “войнами” с применением силы и громкими взаимными обвинениями в прессе — в материале ПАСМИ. 

В рубрику ПАСМИ “Сообщить о коррупции” обратились представители компании “Азбука Права”. В 2016 году фирма выиграла тендер Росимущества на рекультивацию шлаковых отвалов, расположенных на бывшей территории металлургического завода в городе Златоуст Челябинской области. Однако с ситуацией не может смириться компания, ранее добывавшая из шлаков никель, молибден и другие редкие металлы. Проиграв суды с государством, она пошла другим путем, затеяв тяжбы с новым арендатором. 

Давняя ошибка

Шлаковые отвалы Златоустовского металлургического комбината администрация города Златоуст приняла на свой баланс в 1997 году, в ходе приватизации госпредприятия. В 1998-м муниципалитет продал богатые редкими металлами отходы ООО «РИКО», учредителем которого является Борис Раскинд, после чего компания приступила к их разработке.

В 2003 году город передал ООО «РИКО» в долгосрочную аренду землю под металлургическими “залежами”. Согласно договору, арендатор взял на себя обязательства подготовить площадку под строительство новых очистных сооружений на реке Ай. Это условие компания за четыре года так и не выполнила, и в 2007 муниципалитет расторг договор аренды в одностороннем порядке и привлек для строительства очистных сооружений новую компанию.

Но выдворить ООО “РИКО” с занятых ею территорий не удалось. Начался затяжной конфликт по переделу земли и находящихся на ней металлургических отходов, который активно освещался в региональных СМИ. Раскинд заявлял, что расторжение договора аренда незаконно и называл происходящее рейдерским налетом, цель которого — отобрать у него шлаковые отвалы. Судебные тяжбы сопровождались периодическими захватами земли то с одной, то с другой стороны с применением физической силы

Конец этим распрям должно было положить решение Росимущества — в 2013 году РФ зарегистрировала за собой право собственности и на металлургический шлак, и на земельные участки. Как выяснилось, эти активы не вошли в состав приватизированного имущества Златоустовского комбината. Таким образом, администрация, получившая их именно в ходе приватизационного процесса, владела ими неправомерно и продавать не имела права.

Они в курсе:
— губернатор Челябинской области Алексей Текслер
— председатель Арбитражного суда Челябинской области Евгений Шайхутдинов
— председатель Арбитражного суда Москвы Николай Новиков

Данную позицию Борис Раскинд попытался оспорить в суде, но Фемида встала на сторону государства. 

“При этом, уже не являясь собственником шлака, его фирма тем не менее продолжала разработку отвалов вплоть до 2016 года, пока Росимущество не провело аукцион на право заключения договоров аренды земельных участков, занятых шлаками. Победителем аукциона была признана компания «Азбука Права»”, — рассказали адвокаты нового арендатора. 

Право аренды на землю компания «Азбука Права» получила с условием рекультивации земли. 

Московский поворот

После того, как компания Бориса Раскинда проиграла все тяжбы с Росимуществом, она начала судиться с новым арендаторами земли. В 2016-м ООО «РИКО» попыталась оспорить законность заключения договоров Росимущества с “Азбукой Права”в Арбитражном суде Челябинской области, но проиграла. А в 2017 тот же суд отказал в удовлетворении требований компании на право собственности на металлургические шлаки.

“Видимо, поняв, что на уровне региона его позиция уже всем понятна, Раскинд решил зайти через Москву. Не исключено, что на такой шаг он решился, поскольку может иметь определенные связи в столичных судах”, — высказали предположение обратившиеся в редакцию представители компании “Азбука Права”. 

Они должны быть в курсе:
— председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев
— глава судебной коллегии ВС РФ по экономическим спорам Ирина Подносова

Они рассказали, что в 2018 году компания «РИКО» обратилась в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ООО «Азбука Права» об истребовании шлака из его владения. И суд первой инстанции эти исковые требования удовлетворил, хотя, как подчеркивают представители компании-ответчика, шлаками она не владеет, а лишь арендует участки, на которых находятся отвалы и занимается их рекультивацией. 

Собеседники ПАСМИ считают, что «Азбука Права» не может быть надлежащим ответчиком по этому иску, а решение Арбитражного суда Москвы было принято в нарушение норм действующего законодательства.

“Оно не учитывало установленные иными судебными актами обстоятельства, имеющие преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора: о ничтожности договора купли-продажи шлака с ООО «РИКО» и о принадлежности отходов к федеральной собственности. Ощущение было такое, что судья или недостаточно изучил материалы дела, или же имел конкретную установку о “нужном” вердикте”, — заявили юристы.

С их доводами согласился Девятый арбитражный апелляционный суд, который 21 февраля 2021 отменил решение первой инстанции и отказал ООО «РИКО» в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Битва за металлургические отходы теперь будет продолжена в кассационной инстанции — Арбитражном суде Московского округа, ближайшее заседание назначено на 27 апреля. 

Если у вас есть информация о коррупции в правоохранительных и судбных органах — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».

Прочитать всю статью