Чтобы не было «штормов»

4 месяцев назад 58

Россия - крупнейшая водная держава. В стране около трёх миллионов рек и более двух миллионов озёр. И это не только уникальные природные просторы, радующие глаз величием и красотой, а громадная развитая инфраструктура: транспортные магистрали, речные порты, промышленные объекты, рыбные промыслы. Она требует постоянного контроля со стороны правоохранительных органов.

Задачу с успехом решают специальные подразделения транспортной полиции МВД России, отвечающие за охрану общественного порядка и борьбу с преступностью на внутренних водных артериях страны. В эти дни они отмечают профессиональный праздник - 106-ю годовщину образования службы.

Стражи правопорядка, обеспечивающие безопасность на водной глади, появились ещё во второй половине XIX века. Нынешняя структура ведёт историю с момента издания 25 июля в 1918 году декрета Совета народных комиссаров «Об учреждении речной милиции». За этот более чем вековой период служба прошла долгий путь расширения полномочий от охраны складов, пакгаузов и сооружений до выявления экономических преступлений, нарушений в сфере незаконного оборота оружия и наркотиков, борьбы с браконьерством. Представители данных подразделений должны обладать набором специфических качеств и навыков - недюжинной выдержкой, умением настраивать себя на достижение цели, выносливостью, крепкими нервами - и делать всё, чтобы на водных просторах страны не бушевал криминальный «шторм».

Труд сотрудников второго отделения отдельного взвода ППСП ЛО МВД России на водном транспорте спокойным и романтичным, как кажется на первый взгляд, не назовёшь.

Москва-река летом напоминает оживлённую трассу: туда-сюда по ней проносятся катера, неспешно курсируют туристические теплоходы, трамвайчики. Такой «дороге» нужен постоянный контроль, ведь правила соблюдают далеко не все. Поэтому патрулируется водоём круглосуточно, а стражи правопорядка всегда готовы прийти на помощь.###

Полицейские Илья Константинов и Тагир Алиханов следят за безопасностью в акватории и на пристани Южного речного вокзала.

- Летом горожане активнее тянутся к воде, возникают риски непредвиденных ситуаций. Времени на реагирование бывает катастрофически мало, человек за считаные минуты может уйти под воду. Поэтому готовы ко всему. А уж пресечь нарушения различного характера - и подавно. В основном это распитие алкогольных напитков или мелкое хулиганство, - говорит полицейский (моторист) второго отделения отдельного взвода ППСП ЛО МВД России на водном транспорте старший сержант полиции Илья Константинов. - Как-то ночью на причале судов «Печатники» молодой человек решил совершить романтический поступок и не придумал ничего лучше, как украсть спасательный круг, приглянувшийся даме сердца. В итоге юношу задержали с поличным. Он раскаялся и понёс соответствующее наказание.

 Илья Константинов и Тагир Алиханов следят за правопорядком в акватории и на пристани Южного речного вокзалаФото: Илья Константинов и Тагир Алиханов следят за правопорядком в акватории и на пристани Южного речного вокзала

Илья на службе уже семь лет. После армии решил испытать себя. Выбор пал на профессию стража правопорядка. Сначала работал в порту города Серпухова, где познакомился с сотрудниками полиции на водном транспорте. Эта встреча стала судьбоносной. Сегодня он трудится за штурвалом маломерных судов и гидроциклов. В этом году планирует получить права для управления парусной лодкой. В рамках исторического фестиваля правоохранителю довелось даже верховодить средневековой ладьёй.

В патруле два человека. Вместе с Ильёй Константиновым работает сержант полиции Тагир Алиханов. Он служит недавно, мечтал об этом со школы. Образцом для подражания стали родители и родственники - сотрудники правоохранительных органов. Наибольшее влияние оказал дядя, до пенсии проработавший следователем. Пример будущий блюститель закона брал именно с него. Теперь сам охраняет правопорядок, следит за соблюдением правил движения по воде.

- Нарушителей не так мало, как может показаться. Одни наивно полагают: если разметок и светофоров нет, можно плыть как хочется. Катаются даже без прав, а они для эксплуатации моторной лодки обязательны. Другие игнорируют знаки, превышают скорость. Но катер патрульной службы всегда «на низком старте», чтобы пресечь любые противозаконные действия, - рассказывает полицейский второго отделения отдельного взвода ППСП ЛО МВД России на водном транспорте сержант полиции Тагир Алиханов.

Сотрудники речной полиции отвечают за безопасность пассажиров, сопровождая водный транспорт по маршруту следования. Это особенно актуально в курортный период. Год назад в Москве были запущены регулярные электросуда, которые успели совершить 35 тысяч рейсов и перевезти около 900 тысяч человек. Они пользуются наибольшим спросом среди туристов. Случаются и нестандартные ситуации.###

- Однажды на трамвайчике граждане решили сыграть свадьбу с шампанским и громкими криками. Пришлось сделать замечание, ведь правила поведения в общественных местах едины для всех. Проконтролировали, чтобы до точки назначения доехали без происшествий, - вспоминает сержант полиции.

Не менее важный фронт работы - охрана водных биологических ресурсов, борьба с браконьерством. Бывает, приходится примерить и роль эвакуатора - отбуксировать застрявшее судно к берегу. Функционал правоохранительных органов такой же широкий, как и автопарк. На каждый случай - подходящий транспорт. Если владелец быстроходного катера окажется несговорчив и не станет соблюдать законные требования, в дело вступят сотрудники на гидроциклах. Нарушитель в любом случае будет задержан, потому что уйти от стражей правопорядка на воде невозможно.

Патрулирование речной полицией ведётся регулярно. Правоохранители всегда готовы прийти на помощь. Но, чтобы избежать неприятных последствий во время отдыха, не стоит забывать об элементарных нормах безопасности.

 Сотрудники речной полиции отвечают за безопасность пассажиров, сопровождая водный транспортФото: Сотрудники речной полиции отвечают за безопасность пассажиров, сопровождая водный транспорт

Прочитать всю статью