Чекисты-отравители, рука ЦРУ и неудачная диета — хроника и версии покушения на Навального

3 лет назад 98

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА

Спустя год после экстренной госпитализации Алексея Навального уголовное дело по факту его возможного отравления так и не возбуждено. Сам Навальный и его соратники утверждают, что им известны и заказчики, и исполнители покушения, но представители власти уверяют, что никаких доказательств того, что оппозиционер был умышленно отравлен, нет. А буквально накануне МИД РФ решил еще раз заявить, что шумиха вокруг Навального — спланированная проокация против России. Как развивался самый громкий скандал прошлого года, какие заявления делали соратники Навального и как ситуацию комментировали в Кремле — в обзоре ПАСМИ.

В преддверии годовщины инцидента с Алексеем Навальным и встречи президента России Владимира Путина с покидающей свой пост канцлера ФРГ Ангелой Меркель МИД России выпустил заявление, в котором назвал действия Германии и ее союзников в течение последнего года спланированной провокацией против России, направленной “на дискредитацию страны в глазах мировой общественности и нанесение ущерба ее нацинтересам”.

Дипломатическое ведомство называет «голословными» утверждения об отравлении Навального российскими спецслужбами. Также в МИД отмечают, что Федеральное ведомство юстиции ФРГ ответило отписками на восемь обращений Генпрокуратуры РФ об оказании международной правовой помощи по «делу Навального», и эти отписки “с каждым разом становились всё более издевательскими и вызывающими по тональности”.

“Сознательной злонамеренностью” в заявлении характеризуется позиция ОЗХО, признавшей, что Навальный был отравлен боевым ядом “Новичок”. Также критикуется позиция стран Запада, которые “последовательно конструируют из А.Навального и его окружения образ организационного центра демократического протестного движения в России”. Целью такой политики в ведомстве Сергея Лаврова назвали “вмешательство во внутренние дела нашей страны, в том числе для оказания влияния на избирательную кампанию по выборам депутатов Государственной Думы”. И это далеко не первое обвинение российских органов власти в адрес Запада, связанное с ситуацией вокруг Алексея Навального.

Обмен боевых веществ

Год назад Алексей Навальный находился в поездке по Западной Сибири. Вместе со своими соратниками он готовил расследования к единому дню голосования: в Новосибирске и Томске выбирали городские Советы депутатов. Материалы о том, что в томские депутаты-единороссы якобы захватили сферу коммунальных услуг города, а новосибирские — создали мощное строительное лобби и прочно обосновались в секторе ритуальных услуг — были опубликованы в начале сентября. Кстати, если все герои расследования о Новосибирске в городскую думу прошли, в Томске ситуация сложилась по-другому: депутатский мандат получил лишь один из трех фигурантов статьи о ЖКХ, а “Единая Россия” победила лишь в 19 из 27 одномандатных округов. 

Но сам Алексей Навальный к моменту выхода расследований находился в коме. 20 сентября ему стало плохо на борту рейса Томск-Москва. Самолет экстренно посадили в Омске, несмотря на сообщения, что аэропорт заминирован, а политика отвезли в больницу скорой помощи №1, в токсикологическое отделение. Сторонники Навального сразу стали говорить об отравлении неизвестным веществом, но вскоре Александр Мураховский — главврач больницы, депутат гордумы от “Единой России”, позднее получивший пост главы регионального Минздрава — заявил, что никаких следов ядов в организме политика не обнаружено. По его словам, ухудшение состояния Навального стало следствием нарушения обмена веществ.

Отреагировали на инцидент и в Кремле. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что следит за сообщениями о госпитализации Алексея Навального, и пожелал ему скорейшего выздоровления «как любому гражданину страны». Песков пообещал оказать помощь в эвакуации Навального на лечение за границу, если поступят обращения за такой помощью.

О готовности принять оппозиционера на лечение вскоре заявили канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Эмманюэль Макрон. 21 августа в Омске приземлился реанимационный самолет из Германии, который должен был отвезти Навального в берлинскую клинику “Шаритэ”. Немецкие врачи не нашли причин для отказа от транспортировки, а российский консилиум счел состояние пациента нестабильным и вылет запретил. Соратники Навального заявили, что за запретом стоят властные структуры, а супруга политика Юлия Навальная высказала предположение, что время тянут, чтобы следы ядов вывелись из организма. Дмитрий Песков в ответ заметил, что вопрос о транспортировке оппозиционера в Германию — прерогатива врачей, а Кремль «вопросами лечения пациентов не занимается»

Самолет с политиком на борту смог покинуть Россию только утром 22 августа — после обращения супруги Навального к президенту Владимиру Путину и в ЕСПЧ. При этом Песков отметил, что глава государства в этот вопрос не вмешивался, хотя сам Путин позднее заявил, что согласовывал с Генпрокуратурой возможность вылета. 

Новичок из ЦРУ

24 августа клиника “Шаритэ” выпустила заявление о том, что причиной тяжелого состояния политика стали вещества, которые, в частности, входят в состав боевых ядов, к примеру, зарина и “Новичка”. В Кремле эти выводы подвергли сомнению. “Как мы можем говорить об отравлении, если нет отравляющего вещества?” — заметил Дмитрий Песков. 

2 сентября правительство ФРГ заявило, что причиной ухудшения состояния Алексея Навального было все-таки отравление “Новичком”. Такие выводы сделала токсикологическая экспертиза, проведенная германскими военными. Дмитрий Песков заметил, что Кремль пока не может “квалифицированно отреагировать” на это заявление. Отреагировал спустя два дня главный токсиколог Омской области и Сибирского федерального округа Александр Сабаев: он высказал предположение, что виной всему алкоголь или диета, при помощи которой оппозиционер пытался похудеть. Затем последовала реакция МИД — дипломатическое ведомство обвинило в создании “Новичка” западные страны и структуры НАТО. А 14 сентября выводы немецких экспертов подтвердили их коллеги из Франции и Швейцарии. 

22 сентября Навальный был выписан из клиники “Шаритэ”, где провел 32 дня, из них 24 — в реанимации. 1 октября он дал первое после покушения интервью журналу Der Spiegel. В этом интервью он прямо обвинил в отравлении президента России. “Я говорю это на основании фактов, и главный из них — это «Новичок». Приказ о его использовании или изготовлении могут отдать только два человека — глава ФСБ или СВР. Может быть, еще ГРУ. Очевидно, что такое решение они не могут принять без указаний Путина”, — так политик обосновал свою позицию.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин назвал Навального “подлецом”, а Дмитрий Песков охарактеризовал заявления оппозиционера как “безосновательные, оскорбительные и неприемлемые”. Пресс-секретарь главы государства высказал мнение, что за словами Навального стоят западные спецслужбы: «Я даже могу сказать конкретно — с ним работают специалисты Центрального разведывательного управления Соединенных Штатов Америки в эти дни». Навальный в ответ пообещал подать против Пескова иск о защите чести и достоинства, и свое обещание выполнил. Правда, суд этот иск отклонил.

6 октября 2020 года к выводу о том, что Алексей Навальный был отравлен новой разновидностью нервно-паралитического вещества «Новичок» пришли специалисты ОЗХО. МИД в ответ обвинил этих экспертов в предвзятости, а пресс-секретарь президента заверил, что в России не ведутся разработки химического оружия. 

22 декабря в медицинском журнале The Lancet с согласия Навального, но без упоминания его имени была опубликована статья, в которой подробно описывалось, почему врачи сделали вывод об отравлении 44-летнего пациента ингибитором холинэстеразы из группы препаратов «Новичок». В Кремле заявили, что эта публикация не может заменить официальных ответов на запросы российских властей, которые не получены до сих пор. “Мы медицинских изданий не читаем”, — сказал Песков.

Работа над гульфиком

28 декабря вышло официальное сообщение ФСИН о том, что Навальный уклоняется от контроля, назначенного в связи с условным наказанием по делу “Ив-Роше”. Испытательный срок по этому делу истекал 30 декабря, и 29 он был должен был явиться в уголовно-исполнительную инспекцию. В сообщении ФСИН ссылалась на вышеуказанную статью в The Lancet, согласно которой некий пациент был выписан из клиники «Шарите» 20 сентября 2020, а к 12 октября у него прошли все последствия его болезни.

12 января ФСИН обратилась в суд с требованием заменить оппозиционеру условный срок по делу «Ив Роше» на реальный в связи с неявкой в уголовно-исполнительную инспекцию. А 13 января политик заявил, что готов к возвращению, несмотря на угрозу отправки в колонию. В этот же день появились сообщения, что он с конца прошлого года находится в федеральном розыске. 

На следующий день международная группа расследователей публикует материалы, согласно которым за отравлением Навального может стоять группа оперативников из секретного подразделения ФСБ, действовавшего под прикрытием Института криминалистики ведомства. По данным биллинга телефонных переговоров и данных о регистрации на авиарейсы, журналисты якобы вычислили как минимум восемь чекистов, которые сопровождали Навального во всех поездках, в том числе, и в злополучной командировке в Томск. 

Эту публикацию 17 декабря в ходе большой пресс-конференции прокомментировал сам Владимир Путин. Он заявил, что “это не какое-то расследование, это легализация материалов американских спецслужб”. При этом президент фактически признал, что чекисты “присматривали” за “берлинским пациентом” как за человеком, пользующимся поддержкой спецслужб США. “Но это совсем не значит, что его травить нужно, кому он нужен-то? Понимаете, если бы хотели, довели бы до конца”, — пояснил глава государства. 

А 21 января история с “чекистами-отравителями” получает продолжение: обнародуется разговор Навального с одним из героев международного расследования — Константином Кудрявцевым. Оппозиционер использовал программу подмены номера и говорил от имени помощника секретаря Совета безопасности Николая Патрушева. В ходе беседы он фактически получил признательные показания в участии в покушении, точнее — в заметании следов спецоперации. По словам Кудрявцева, яд якобы был нанесен на трусы Навального, а в его задачи входила спецобработка нижнего белья с целью сокрытия улик. 

В тот же день официальное заявление выпустил Центр общественных связей ФСБ России. Там запись беседы назвали “подделкой” и спланированной провокацией, которая направлена на дискредитацию российской спецслужбы. В пресс-службе ведомства Александра Бортникова подчеркнули, что осуществить эту провокацию “не было бы возможным без организационной и технической поддержки иностранных спецслужб».

А пресс-секретарь президента Дмитрий Песков высказал личное мнение, что заявление Алексея Навального о разговоре с одним из его “отравителей” может свидетельствовать о психическом нездоровье оппозиционера. Представитель Кремля обнаружил у Навального ярко выраженную манию преследования и признаки мании величия. «Как говорят, он себя даже сравнивает с Иисусом», — отметил Песков. Он также указал на «зацикленность на гульфиковой зоне».

Из Германии на зону 

17 января Алексей Навальный вылетел из Берлина в Москву рейсом авиакомпании “Победа”. Изначально самолет должен был приземлиться в аэропорту “Внуково”, где собрались сторонники оппозиционера, но в последний момент борт развернули в “Шереметьево”, вместе с ним — еще три рейса. Кстати, смена аэропорта обошлась авиакомпаниям примерно в 2 млн рублей

В “Шереметьево” Навального задержали при прохождении паспортного контроля. Из аэропорта его отвезли в отдел полиции подмосковных Химок. На следующий день прямо в ОМВД состоялось выездное заседание Химкинского городского суда, в ходе которого было принято решение об аресте политика на 30 суток. 

19 января его соратники публикуют большое расследование, которое оппозиционер готовил в Германии без отрыва от реабилитации. В нем фигурируют документы о деятельности Владимира Путина в ходе службы в КГБ в Дрездене, а также другие вехи становления нынешнего президента России. Одна из главных тем — воссозданные при помощи компьютерных технологий интерьеры грандиозного объекта под Геленджиком стоимостью порядка 100 млрд рублей, который, по данным расследователей, якобы предназначался для главы российского государства.

Дмитрий Песков, комментируя расследование, заявил, что главе государства «вменяется в собственность то, чего не существует». Представитель Кремля также обратил внимание на номера счетов для пожертвований, опубликованные в конце статьи. По его мнению, «это главная задача подобных псевдорасследований» и «лохотрон». «Предупреждаем всех граждан: подумайте десять раз, прежде чем переводить деньги таким жуликам», — сказал Песков.

Затем от “дворца” открестился и сам Путин. Он заверил, что ни ему, ни его близким родственникам ничего из того, что Навальный назвал его собственностью, «не принадлежит и никогда не принадлежало». Пресс-секретарь Путина уточнил, что это имущество принадлежит бизнесмену или бизнесменам «прямо или опосредованно», правда, назвать владельцев отказался. Нашелся хозяин объекта чуть позже: сенсационное заявление, что дворец является его собственностью, сделал Аркадий Ротенберг

2 февраля Симоновский райсуд Москвы удовлетворил представление ФСИН о замене Алексею Навальному условного срока по делу «Ив Роше» на реальный. 20 февраля Мосгорсуд отклонил жалобу на решение суда первой инстанции. 15 марта стало известно, что политика этапировали для отбытия наказания в ИК-2, находящуюся в городе Покров Владимирской области.

Это уголовное дело стало для оппозиционера не единственным. 20 февраля мировой суд приговорил Навального к штрафу в 850 тыс. рублей по делу о клевете на ветерана Игната Артеменко. Затем против политика возбудили производство об оскорблении судьи, которая вынесла это решение. В декабре прошлого года Навальный стал одним из фигурантов дела о мошенничестве: по версии следствия он похитил 356 млн рублей из пожертвований. А в апреле 2021 появилось дело о создании организации, посягающей на личность и права граждан.11 августа Навальному и его соратникам — Ивану Жданову и Леониду Волкову были предъявлены обвинения по статье, которую ранее применяли лишь к организаторам тоталитарных сект.

Между тем, дело о возможном покушении на оппозиционера возбуждено так и не было, хотя соратники Навального обращались в с соответствующими заявлениями в СКР и ФСБ, а также обжаловали бездействие следователей в суде. Как заявил президент России Владимир Путин на уже упомянутой декабрьской пресс-конференции, виноваты в отсутствии уголовного расследования германские правоохранители. «Мы готовы к расследованию. Если у кого-то есть данные, что применялось химическое оружие, в данном случае «Новичок», мы вас просим: дайте нам, пожалуйста, эту информацию», — сказал глава государства, добавив, что Германия никаких документов об обнаружении «Новичка» не предоставляет.

Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях чиновников и силовиков — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».

Прочитать всю статью