7 ноября 1941 года в Москве на Красной площади состоялся военный парад в ознаменование 24-й годовщины Октябрьской социалистической революции. В условиях осадного положения, в котором в те дни находилась столица нашей Родины, этот парад стал олицетворением решимости не только отразить наступление врага, но и разгромить его.
Сегодня трудно представить, насколько воодушевляющим стало известие о параде в Москве для всех советских граждан. В столице, ещё накануне терзаемой тревогами и неуверенностью, слухами об отъезде главы государства И.В. Сталина в Куйбышев (ныне – г. Самара), торжественное и гордое шествие бойцов по Красной площади явилось знаком будущей Победы – переломным в ходе войны событием. «Это был парад, равный победному сражению», - вспоминал впоследствии его участник, ветеран 1-го Краснознамённого полка Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения имени Ф.Э. Дзержинского войск НКВД СССР (ныне Отдельная дивизия оперативного назначения имени Ф.Э. Дзержинского войск национальной гвардии Российской Федерации) М.П. Беглецов.
Исторические документы свидетельствуют, что в этом параде, длившемся 61 минуту 20 секунд, вместе с частями РККА и подразделениями московского ополчения приняли участие значительные силы войск НКВД. В том числе несколько тысяч бойцов дивизии имени Ф.Э. Дзержинского, а также сформированной с началом войны 2-й мотострелковой дивизии особого назначения войск НКВД.
Участники этого парада прямо с Красной площади отправлялись на фронт – на защиту подмосковных рубежей. Например, бронетехника, некоторые образцы которой прибыли на Красную площадь прямо с заводов, действительно, сразу после торжества была отправлена на усиление сражавшихся под Москвой армейских частей. В тоже время в строю участвовавших в параде войск стояли части, только недавно вернувшиеся с фронта. Например, бойцы сводного батальона 2-го полка ОМСДОН имени Ф.Э. Дзержинского, 12 октября 1941 года героически в течение суток отражавшие под городом Боровском на территории современной Калужской области наступление гитлеровских подразделений. Уничтожая технику и живую силу противника, «дзержинцы» ценою немалых потерь сожгли несколько танков противника и вышли из боя по приказу лишь оказавшись в окружении.
Отсюда и идёт традиция участия воинов 2-го ордена Кутузова полка нынешней Отдельной дивизии оперативного назначения имени Ф.Э. Дзержинского Росгвардии во всех последующих в СССР и Российской Федерации военных парадах на Красной площади в Москве. Право представлять войска правопорядка на таких парадах полк заслужил участием в бою в дни обороны Москвы в 1941 году.
Исторические документы Росгвардии наглядно свидетельствуют, что войска НКВД на самом деле сыграли в обеспечении торжеств на Красной площади в ноябре 1941 года более значимую, чем это представлялось ранее, роль. Готовившийся в глубокой тайне парад имел кодовое обозначение – «Операция войск московского гарнизона». Командующим войсками Московского гарнизона в тот момент был недавно назначенный с должности командира ОМСДОН им. Ф.Э. Дзержинского генерал Павел Артемьев. Совершенно понятно, что для участия в параде им были задействованы имеющиеся в наличии в Москве воинские части. В первую очередь – войска НКВД. Видимо, поэтому музыка во время парада исполнялись сводным оркестром под управлением автора знаменитого военного марша «Прощание славянки», начальника оркестров ОМСДОН имени Ф.Э. Дзержинского НКВД СССР интенданта 1-го ранга Василия Агапкина - в составе музыкантов 1-го, 2-го, 3-го, 10-го полков и кавалерийского полка этой дивизии.
Кроме того в состав сводного оркестра вошли также военные музыканты Московского миномётно-артиллерийского училища, Московского округа РККА и оркестра, прибывшего из г. Горький (ныне – г. Нижний Новгород). А для обеспечения «революционного порядка в честь 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции» возле Красной площади и на подходах к Кремлю, одним только 1-м Краснознамённым полком этого соединения «был выделен оперативный наряд в составе 600 человек».
Тем не менее, в словах о том, что участвовавшие в параде бойцы с Красной площади отправлялись прямо на фронт, есть подлинная, ничем не опровергаемая правда: для войск НКВД Москва в те дни на самом деле являлась линией фронта. Как писал очевидец событий, бывший боец войск НКВД, «…Дзержинцы готовились к уличным боям. У каждого подразделения был свой участок обороны. Буквально каждый метр Бульварного кольца был за кем-то конкретно закреплен. Я со своим отделением, например, получил задачу оборонять Киевский вокзал…»
По замыслу руководства страны, части войск НКВД должны были стать последней силой на пути врага в случае его прорыва в город. А в обстановке осадного положения - бороться с проникшими в столицу разведчиками и диверсантами противника, уничтожать бандитов и мародёров, останавливать панику, охранять и минировать важные государственные объекты. «Важен каждый рубеж!» - призывал известный плакат военного времени. И у солдат войск НКВД были свои, подчас незримые для многих, но очень ответственные рубежи обороны.
Известно, что информация о готовящемся параде скрывалась до последнего дня. Однако технология подготовки столь масштабного действа, каким стал парад 7 ноября 1941 года, отчасти становится понятна из свидетельств его участников. Как вспоминал красноармеец, а впоследствии полковник Владимир Журавлёв, «…саперы-дзержинцы в те дни в районе парка в Кусково сооружали большой командный пункт. Прямо в парке валились вековые деревья для перекрытия. Уже был настлан пол, обшиты тесом стены, начали сооружать накат, и вдруг нас снимают со строительства… На наш немой вопрос – в чем дело? – ответа нет. К вечеру батальон строится поротно и, как в былое время, начинается строевая подготовка.
Ранжир, равнение, внешний вид, одиночная подготовка и в составе шеренг. Недоумения еще больше. Может, и вправду готовят к чему-то, ведь завтра 7 ноября?.. На утро сыграли подъем в четыре утра. Накормили, напоили чаем. Личный состав был построен с оружием, боеприпасами, с вещевыми мешками за плечами. Всех тщательно осмотрели, и по машинам. Высадили у Покровских казарм и пешим порядком – на Красную площадь. Теперь уж точно мы знали: идем на военный парад…»
Историческое значение этого военного парада на Красной площади в ноябре 1941 года сегодня понятно всем: советские войска в тот день от стен Кремля двинулись не только на оборону Москвы. По сути, они пошли оттуда уже на Берлин…