Он сыграл огромную роль в развитии отечественной симфонической музыки. Стал первым, кто использовал народные песенные мотивы. Его приёмы подтолкнули и других сочинителей применять в своём творчестве фольклорные мелодии. Именно Михаил Глинка открыл для новых поколений неисчерпаемый источник вдохновения - национальную культуру. Благодаря ему весь мир узнал её красоту и самобытность. 220 лет исполнилось со дня рождения великого композитора.
Взять за душу
Мелодия изображает вой ветра. Вьюга усиливается. Вражеский отряд осознаёт: крестьянин нарочно завёл их в глушь. Он жертвует собой для спасения родины. «Славься, славься, святая Русь», - звучит знаменитый хор.
О работе над партитурой сцены Ивана Сусанина в лесу с поляками автор писал: «Я часто читал с чувством вслух и так живо переносился в положение моего героя, что волосы у самого меня становились дыбом и мороз подирал по коже».
Её называют первой русской оперой. На родном языке их писали и ранее, но именно Михаил Глинка сложил смысловой концепт национальной музыки.
На создание его вдохновили поездки за границу. Путешествуя по Италии, Германии, Франции, музыкант проникся главенствующей там идеей о «душе нации». Отыскать подобную, только российскую, и выразить её в нотах стало важной задачей для композитора. Наиболее подходящим показался сюжет о подвиге костромчанина.
Ноябрь 1836 года, премьера в Большом театре Санкт-Петербурга. «Невозможно описать, - говорил Глинка, - моих ощущений в тот день, в особенности перед началом представления». Но переживания 32-летнего автора напрасны. Публика, от которой ломится зал, дружно и много аплодирует. Это безусловный успех.###
Но это ещё не всё. Михаила Ивановича зовут в императорскую ложу. Государь благодарит его и дарит в знак признания бриллиантовый перстень. «Жизнь за царя» - творение, обеспечившее огромную популярность музыканту на долгие годы. Фортепьянные версии сочинения раскупают нарасхват, аншлаг сопровождает все последующие показы.
Удивительные параллели
«Пой в восторге, русский хор, // Вышла новая новинка. // Веселится, Русь! наш Глинка - // Уж не Глинка, а фарфор!» - так шуточным текстом Пушкин с приятелями поздравили автора с премьерой. Он и другие лучшие представители искусства - Гоголь, Жуковский, Вяземский, Одоевский - имели обыкновение собираться на вечерах. Но ещё задолго до того как прогремела опера, Глинка рассказал им о задумке. Товарищи сразу поняли и оценили важность первого образца настоящей русской музыки. Каждый - новатор в своём деле, они поддерживали друг друга, вдохновляли и помогали.
«Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии, - писал музыкальный критик Владимир Стасов, - оба создали новый русский язык - один в поэзии, другой в музыке». Да что там, жизненные пути друзей представляют собой удивительные параллели и пересечения.###
Они познакомились ещё во время учёбы композитора. Поэт навещал младшего брата в Благородном пансионате. По его окончании Михаил Иванович написал известный романс «Не пой, красавица, при мне» на слова лирика. Позже приступил к созданию своего самого знаменитого произведения - оперы «Руслан и Людмила» по одноимённой поэме. Десять романсов Глинки на слова Пушкина - значительный итог сотворчества гениев.
#MORE_PHOTO#
Но не только в нём соприкоснулись их судьбы. Возлюбленная Михаила Глинки была дочерью музы Пушкина Анны Керн. Той самой, которой тот посвятил знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье».
Мелодия Мимозы
Пруды, беседки, фонтаны и оранжереи. В красоте и тиши Новоспасского провел своё детство будущий композитор. Крупное имение на Смоленщине его отцу, отставному офицеру, подарили за службу. Воспитанием мальчика с самого рождения занималась безмерно обожавшая его бабушка. Она выполняла все прихоти внука и прощала любые шалости. Михаил Иванович в своих автобиографических «Записках» отмечал, что «не выходил из шубки». Причём в прямом и переносном смысле - его кутали, опасаясь простуды. За изнеженный характер и болезненность мальчика прозвали Мимозой.
В шесть лет Миша потерял бабушку, и тогда уже родители подключились к его образованию. Они пригласили учителей, которые привили мальчику интерес и любовь к познанию. В доме часто бывали гости, устраивались концерты, с участием специального оркестра.
На одном из таких вечеров Михаил так вдохновился музыкой, что решил когда-нибудь стать композитором. Вскоре он поделился мечтой с матерью. Та попросила, чтобы сына научили играть на фортепиано и скрипке.###
И даже находясь в петербургском пансионате, он брал уроки нотной грамоты. А наведываясь в родное село, продолжал экспериментировать с оркестром. «Чтобы добиться более отчётливого исполнения, всякий раз, когда приезжали музыканты, я проходил с каждым его партию до тех пор, пока не было ни одной неверной или даже сомнительной ноты в исполнении. Таким образом, я подметил способ инструментовки большей части лучших композиторов для оркестра», - отмечал Глинка.
Опережая время
Пять лет молодой человек отдал чиновничьей службе. Пока не понял: времени на любимое дело абсолютно не остаётся. Он окончательно и бесповоротно решил заниматься только музыкой. Жизнь в столице дала возможность композитору вращаться среди выдающихся творческих личностей. Но сырой петербургский климат плохо сказывался на его и без того слабом здоровье. Отправился в Европу. В путешествиях знакомился и общался с зарубежными музыкантами.
Много работал над своими сочинениями. Вскоре в них уже не остаётся ничего ученического - это мастерски выполненные произведения. Значительную часть составляли пьесы. Фортепиано, скрипки, альт, виолончель. Инструментальным ансамблям Глинка уделял особое внимание.###
Пробовал силы в разных жанрах: писал романсы и песни. А после оперы - он знаменит.
Сразу принялся за другую. И вот уже на сцене первая русская сказка. Однако показ «Руслана и Людмилы» ждал провал. Дворянская публика привыкла к итальянским ариям, а не к народным легендам. Музыку Глинки назвали «крестьянской», и даже «мужицкой». А гений попросту опередил время. Лишь спустя годы творение получило заслуженные аплодисменты. Но на тот момент автор был глубоко разочарован. К счастью, он не оставит попытки доказать: красота, мощь и колорит родной культуры уникальны.
Если встречусь с тобой
«…Прелесть и достоинство, разлитые во всей её особе, всё более и более меня привлекали», - так композитор описывал встречу с Екатериной Керн. Она разделяла его страсть к музыке: они играли в четыре руки, вместе пели арии из его опер. Михаил Глинка написал для возлюбленной «Вальс-фантазию» и посвятил романс «Если встречусь с тобой». Однако процесс развода с женой растянулся на долгие годы. К моменту расторжения брака у супруги уже появилась семья. А Глинка так и не женился. Разочарование в семейных отношениях, болезни, разлука с любимой сделали своё дело.
Его не стало в 52 года, но ещё при жизни он получил славу талантливейшего сочинителя. Дар русского композитора признавали и на родине, и за границей. Его почитали поэты и дипломаты, а в творческих турне по странам он всегда становился предметом обожания местной публики.###
Европейские театралы упрашивали Михаила Ивановича дать концерт в Париже и других столицах. И он давал - залы аплодировали стоя.
Гений Глинки заключался в нежелании следовать общепринятым нормам написания музыки. Вместо этого он создал собственный стиль, который и прославил его на весь мир. Сегодня произведения мастера звучат в ведущих театрах, их исполняют лучшие музыканты планеты.
Его творчество повлияло на многих русских и зарубежных композиторов, а сам Глинка навсегда вошёл в историю мирового искусства как величайший музыкант.
Композитор в своём творении воспроизвёл старинную плясовую песню. Пётр Чайковский писал по этому поводу: «Вся русская симфоническая музыка, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии «Камаринская».