Следственным комитетом России в рамках расследования уголовного дела о геноциде в годы Великой Отечественной войны установлены факты целенаправленного массового уничтожения немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками мирного населения и военнопленных на оккупированной территории Московской области.
Почти половина районов Московской области полностью или частично была захвачена немцами к концу ноября 1941 года. Совершаемые ими преступления в большинстве случаев были обусловлены реализацией одного из бесчеловечных принципов ведения войны против СССР: оккупированная территория и ее жители должны стать ресурсной базой нацисткой армии, обеспечить ее всем необходимым для продолжения боевых действий. Это выражалось в грабежах, варварском использовании принудительного труда на строительстве немецких оборонительных рубежей, выгоне для разминирования дорог, полей и т.д. Массовым явлением было изгнание мирных жителей из своих домов для расквартирования немецких солдат. В условиях 30- и даже 50-градусного мороза для многих это означало верную смерть. Особенно беззащитными оказались дети и старики, которые замерзали и умирали от обморожения. Занимая дома местных жителей, немецкие захватчики вели себя в соответствии с установкой, сформулированной в одном из приказов вермахта: «устрашающего действия можно добиться лишь с помощью исключительно жестоких мер».
Целая серия преступлений нацистов в Подмосковье связана с уничтожением больных, инвалидов и немощных, в том числе находящихся на лечении в больницах и санаториях. В распоряжении следствия имеются документальные свидетельства жестокого преступления, которое было совершено осенью 1941 года в селе Микулино Лотошинского района. Тогда целенаправленно были массово уничтожены пациенты местной психиатрической больницы. Сначала немцы убили часть больных, заперев их в одном из корпусов и пустив туда отравляющий газ — окись углерода. Других людей они отравили ядами, а слабых заперли в палатах, где они впоследствии умерли от голода и жажды. Оставшихся пациентов фашисты отвезли в овраг и расстреляли.
Массовые убийства, создание невыносимых условий существования, грабежи и насилие продолжались на протяжении всего периода оккупации. Нередки были случаи минирования жилых зданий, в результате чего люди погибали или получали увечья. Некоторые деревни были сожжены полностью, жители оставались без крова, перегонялись в суровых зимних условиях в другие деревни.
Отступая под натиском Красной армии, оккупанты угоняли в рабство мужчин, а стариков, женщин и детей запирали в сараях и домах, которые поджигали.
Указанные факты подтверждаются как архивными материалами, так и результатами проведенных следственных действий, в том числе допросов бывших узников концлагерей и родственников погибших, осмотров мест захоронения, а также заключениями комплексных судебно-медицинских, молекулярно-генетических и других экспертиз.
Собранные следствием доказательства стали еще одним подтверждением плана немецко-фашистских захватчиков по истреблению мирного населения не только отдельных населенных пунктов и регионов, но и всего советского народа.