Старший следователь Отдела МВД России по городу Магадану подполковник юстиции Александра Белкина считает, что успеха в профессии добиться несложно. Важно соблюдать несколько принципов: беспристрастность, объективность, спокойствие, внимательность к деталям, главное - любить своё дело.
От малого к сложному
Александра мечтала носить погоны с детства, хотя никто из её семьи в милиции не работал. Родители инициативу поддержали. Окончив университет по направлению «юриспруденция», она почти год проработала помощником следователя на общественных началах в городском управлении внутренних дел и лишь после этого была назначена на должность.
- Сразу затянула атмосфера, интерес и большое желание вникнуть в работу, - рассказывает Белкина. - Первое уголовное дело уже не вспомню, но не забыла ощущение адреналина и профессиональный азарт. С опытом волнение уходит, несмотря на большие и сложные дела.###
Одно из таких - по 12 эпизодам преступной деятельности. 27-летняя женщина совершила в Магадане девять краж и три покушения на хищения. Её не смущали ни возможные свидете ли, ни камеры видеонаблюдения. В одном из магазинов электроники злоумышленница сняла защитный магнит с портативной колонки, а затем прихватила товар и неспешно удалилась. Она вынесла из подсобных помещений торговых центров пять телевизоров, которые продала за бесценок случайным прохожим. Из парфюмерного магазина преступница незаметно умыкнула шесть флаконов туалетной воды стоимостью свыше 50 тысяч рублей. Во время допросов фигурантка рассказала, что тяга брать чужое у неё с детства. Ни моральная сторона вопроса, ни тяжесть возможных последствий гражданку особо не волновали.
Болея душой
Рассказывая о службе, Александра Белкина призналась: чем сложнее дело, тем интереснее добираться до истины, устанавливать детали. Это требует усидчивости, скрупулёзности и зачастую гораздо больше времени, чем предусматривает график. Вернуться домой ближе к полуночи или выходить в выходные - обычное дело. И если к ненормированному графику и большому объёму работы со временем можно привыкнуть, то перестать сопереживать, размышлять о судьбах как потерпевших, так и подозреваемых практически невозможно.
- 47-летний житель Магадана более 20 лет провёл в местах лишения свободы за совершение имущественных преступлений, - рассказывает старший следователь очередную историю. - Освободился и вновь принялся за старое: сначала похитил 30 тысяч рублей из сумочки доктора в поликлинике, затем банковскую карту в одном из предприятий. На допросе сразу во всём признался и сообщил, что пока находился в тюрьме, родственники продали общее жильё и уехали в другой регион. А в таком возрасте начинать всё заново, не имея ни квартиры, ни работы, слишком сложно. Объясняю ему, что раз за разом преступать закон - не выход, при этом понимаю - на выбор жизненного пути этого гражданина я уже, к сожалению, никак не повлияю.
Уроки жизни
Подполковник юстиции расследовала многотомное уголовное дело по обвинению 10 молодых людей в хищениях. Парни в возрасте от 14 до 20 лет совершили серию краж из торговых точек, причинив владельцам ущерб на сумму более полумиллиона рублей. Пользуясь отсутствием сигнализации, они взламывали дверной замок, проникали внутрь и похищали продукты питания. Добычей чаще всего становились хлебобулочные и кондитерские изделия. Пирожные, слойки, кексы, рулеты, пироги - перечень похищенных продуктов больше походил на меню небольшого кафе. Из одного магазина сладкоежки вынесли десяток тортов, из другого - несколько килограммов зефира.
- В ходе следствия они раскаялись в содеянном, - говорит Белкина. - Дело было сложным и объёмным. Представьте: десяток подозреваемых, столько же эпизодов. По каждому необходимо провести проверку показаний на месте. Одних материалов собралось 22 тома. Очень надеюсь, что все участники событий вынесли для себя урок.
Формула успеха
В производстве старшего следователя одновременно может находиться полтора десятка и более уголовных дел: кражи, грабежи, причинения телесных повреждений. За каждым - судьбы людей, а это значит, что нельзя позволить ни малейшего просчёта, ни послабления. На вопрос о том, как не «перегореть» на такой непростой службе, ведь она уже отдала ей больше 15 лет жизни, подполковник юстиции отвечает коротко и ёмко: эту работу надо любить.