9 августа 1942 года начались кровопролитные бои за удержание Кавказских Минеральных Вод, в ходе которых героически сражались воины НКВД.
Мощный удар многочисленных гитлеровских частей на широком фронте общим направлением на Главный Кавказский хребет и Закавказье с целью овладения нефтеносными районами Кавказа в определённой степени оказался неожиданным для советского командования.
До сих пор этот период в истории войны считается малоизученным, однако исторические документы Росгвардии бережно хранят память о героическом участии частей и соединений войск правопорядка в обороне Кавминвод. Из доклада командира 11-й стрелковой дивизии войск НКВД полковника И.Ф. Хазова известно, что по указанию начальника Главного управления внутренних войск НКВД СССР 11-я дивизия в составе 17-го кавалерийского полка, 275-го и 278-го стрелковых полков и одного батальона 279-го стрелкового полка ещё накануне получила задачу на оборону протянувшегося на многие десятки километров рубежа Минводы – Железноводск – Пятигорск – Ессентуки.
Этот приказ означал прежде всего решимость командования Северо-Кавказского фронта закрыть возникшую в обороне брешь и одновременно личную убеждённость командующего фронтом Маршала Советского Союза С.М. Будённого, имевшего, помимо прочих, ещё и звание «почётного красноармейца 1-го эскадрона кавалерийского дивизиона отряда ОСНАЗ при коллегии ГПУ» (сейчас история этого отряда продолжается в истории Отдельной дивизии оперативного назначения имени Ф.Э. Дзержинского войск национальной гвардии Российской Федерации), что подчинённые ему части войск НКВД будут сражаться за Кавминводы так стойко, как могут только они даже самой безвыходной обстановке.
Он не ошибся.
Все перечисленные части 11-й дивизии в ночь с 8-е на 9-е августа 1942 года заняли район обороны. И уже 8.30 утра 17-й кавалерийский полк войск НКВД, находившийся по соседству с подразделениями Новочеркасского кавалерийского училища РККА, был вынужден отражать наступление вышедших на его позиции при поддержке мотопехоты более чем 100 танков противника. Полк отважно удерживал позиции до вечера, но из-за отступления «соседа справа» вынужден был драться в одиночку уже в полном окружении. 5 гитлеровских танков сожгли его бойцы, прежде чем по приказу командира полка начали группами пробиваться из вражеского кольца.
Удар 40 танков противника выдержал на своём рубеже обороны в 13.00 9 сентября 275-й стрелковый полк войск НКВД. И отбивался до полуночи, пока не получил приказ на отход на второй оборонительный рубеж на реке Малка.
Трое суток удерживал с 9 августа город Железноводск 278-й стрелковый полк войск НКВД, уничтоживший кроме нескольких танков и мотопехоты противника ещё и целый штаб гитлеровского артиллерийского полка.
Множество танков врага обрушилось на оборону 2-го батальона 279-го стрелкового полка войск НКВД в районе конезавода, но полк, воодушевлённый героизмом комиссара полка политрука Березовского (погиб в бою) до последнего продолжал выполнять боевую задачу.
Драматизм ситуации подчёркивает то, что против массированных лавин танков и мотопехоты противника воины-чекисты могли противопоставить (и это - на три полка и один батальон!) лишь четыре горно-вьючных 76-мм орудия, три 76-мм орудия образца 1927 г. и одно 45-мм орудие - при полном отсутствии ко всем ним бронебойных снарядов. Против техники использовались бутылки с зажигательной смесью, но остановить прорыв врага они были не в состоянии.
Многие эпизоды боёв до сих пор остаются неизвестными, так как погибли все – до последнего человека – их участники.
Однако свидетелями героизма воинов-чекистов стали местные жители. Одна из них – Н.И. Фадеева – так в послевоенные годы вспоминала встречу 8 августа 1942 г. в Железноводске с группой бойцов 278-го полка. На вопрос, как долго они будут держаться на своих позициях, солдат уверенно ответил: «Столько, сколько потребуется». А другой пояснил: «Мы служим в ТАКИХ войсках, что не можем отступить ни на шаг…»
После захвата города немцами тела этих бойцов жители города нашли и похоронили на том самом месте, где встретили накануне и где сегодня высится в Железногорске памятник бойцам 278-го стрелкового полка 11-й дивизии войск НКВД СССР.