ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА
235-й гарнизонный военный суд рассмотрит уголовное дело в отношении бывшего начальника продовольственного управления Минобороны Александра Бережного. Его обвиняют в получении взяток и превышении полномочий в составе преступной группы.
Организатором группы, по версии следствия, является старший офицер отдела технического обеспечения того же продуправления подполковник Алексей Гринюк, передает «КоммерсантЪ».
В феврале 2014 года петербургский бизнесмен Алексей Калитин обратился к бывшему сотруднику продуправления Алексею Пожидаеву с просьбой найти людей, которые заранее будут предоставлять информацию о готовящихся закупках Минобороны.
Пожидаев договорился с Гринюком, который запросил за свои услуги 20 млн рублей. Помимо планов закупок, он пообещал, что компании Калитина будут выигрывать тендеры с максимально возможной ценой. Пожидаев сообщил заказчику, что услуги обойдутся в 40 млн рублей, рассчитывая присвоить половину.
После первых удачных для компаний Калитина торгов, по версии следствия, Гринюк решил поставить преступную схему на поток. К ней привлекли гражданского специалиста Александра Борувкова, работавшего начальником отдела размещения государственного заказа ДРГЗ. Он запросил за свои услуги 40 млн рублей (Пожидаев вновь удвоил сумму для себя). Также за 20 млн рублей к схеме был подключен подчиненный Борувкова Юрий Решетников. В итоге компании Калитина получили контракты на 684 млн рублей на поставку автомобильных кухонь, хлебопекарных прицепов и рефрижераторов.
Получив товары Минобороны не спешило с их оплатой. Тогда то к схеме, по мнению следствия, подключили Бережного и его заместителя Александра Вакулина. Бережной запросил 30 млн рублей «за условный год сотрудничества, обеспечение цикла подготовки и проведения закупок товаров по номенклатуре отдела технического обеспечения продовольственного управления, исполнение и оплату заключенных государственных контрактов». Пожидаев вновь удвоил эту сумму в разговоре с бизнесменом. По итогам первого периода сотрудничества — с февраля 2014 по ноябрь 2015 года — военным были переданы взятки на общую сумму в 182 млн рублей, из которых 92 млн досталось посреднику.
На следующий год Бережной запросил от Калитина 50 млн рублей. Гринюк придумал схему, по которой компании бизнесмена заключали бы контракты по минимальным ценам, но выигрывали бы за счет объемов поставок. Он даже разработал специальную компьютерную программу для расчета выгоды.
В 2015-2016 годах компании Калитина уже получили госконтрактов на 1,4 млрд рублей. Стоимость отдельных товаров в них была завышена по сравнению с рыночной не менее чем на 275,7 млн рублей. Например, нож для чистки овощей закупался на 770 рублей дороже, а машина для очистки картошки — на 31 тыс. рублей. При этом в некоторых случаях объемы поставок увеличивались уже после заключения контракта.
В уголовном деле есть эпизод, в котором контракт с подконтрольной Калитину компанией был расторгнут. Так, номинальный директор его ТД «Спецтехмаш» отказался делиться деньгами, поступавшими из Минобороны. Калитин обратился к Гринюку, который расторг контракт.
По договоренности на 2017 год, Калитин должен был выплатить военным 248 млн рублей, из которых 100 млн рассчитывал забрать Пожидаев. За это компании бизнесмена должны были получить контракты с ценами, завышенными на 327,6 млн рублей. Так, в договорах искусственно увеличили стоимость ложек (на 33-52 рубля), черпаков (на 300-1000 рублей) и половников (на 615 руб).
Калитина и Пожидаева задержали сотрудники ФСБ до того, как они успели выплатить все взятки. Они начали сотрудничать со следствием и дали показания на военных.
По подсчетам следствия, с февраля 2014 года по апрель 2017-го военные получили от Калитина 368,7 млн рублей. Пожидаев получил за посредничество еще 167 млн рублей.
В марте текущего года по этому делу был вынесен первый приговор. Борувкова приговорили к 6,5 годам колонии строгого режима и штрафу в 650 млн рублей.
У Бережного уже конфисковано имущество: элитную квартиру в Москве, в которой только сантехника и занавески стоили 5 млн рублей, а также BMW 520i и Audi A4 за 3,5 млн рублей.