Невыплата заработанных денег, “серые” зарплаты, нелегальный труд и отнятые документы — это далеко не полный перечень нарушений, в которых рабочие кирпичного завода обвиняют сотрудницу саратовского надзора, которая, по их словам, фактически руководит предприятием. Ни в региональной прокуратуре, ни в следственном управлении, куда в течение года поступают жалобы, поводов для служебных проверок не видят, хотя вопросы к бизнесвумен в синем мундире возникают не только по соблюдению трудового законодательства, но и по законности получения актива.
В марте в рубрику ПАСМИ “Сообщить о коррупции” обратился бывший директор “Саратовского завода керамического кирпича” Алексей Пугачев, который заявил о рейдерском захвате своего предприятия. Бизнес он потерял в конце 2017 года после развода с влиятельной женой — Пугачева Елена Ростямовна трудится помощником прокурора Саратовского района, а ее родной брат, Надыршин Евгений Ростямович, руководит одним из отделов Генпрокуратуры.
После расставания супругов заводские помещения заняла компания “Саркирпич”, которая была оформлена на мать Елены и Евгения — Ларису Надыршину. Помимо территорий, в руки новых хозяев попало оборудование и готовая продукция на 40 млн рублей. По фактам хищений было возбуждено два уголовных дела, однако к ответственности по ним до сих никого не привлекли.
После публикации материала о конфликте вокруг кирпичного завода в распоряжение редакции передали заявления рабочих, в которых раскрывалась роль сотрудницы надзора в этом бизнесе на протяжении последних лет.
Конверт от прокурора
Сотрудник саратовских следственных органов на условиях анонимности рассказал ПАСМИ, что жалобы сотрудников ООО “Саркирпич” на невыплату зарплаты поступают в региональные подразделения СКР уже в течение года. Практически все заявители указывают, что финансовые расчеты с работниками предприятия производила помощник прокурора Саратовского района Елена Пугачева.
В течение 2020 года к правоохранителям уже обратилось порядка 20 человек. Протокол опроса одного из них — Андрея Котлова, который провел его адвокат, поступил в Ленинский следственный отдел СУ СКР по Саратову в апреле 2020 года.
Котлов сообщает, что на “Саратовском заводе керамического кирпича” он работал с 2015 года. Однако, в 2017-м, когда на предприятии сменилось руководство, его вместе с остальными работниками переоформили в ООО “Саркирпич”. Директора в этой компании менялись часто, но фактически организацией якобы управляла Елена Пугачева. Она регулярно приезжала на предприятие и проводила планерки с руководством завода, указал бывший работник. Команды от Пугачевой получал и сам Котлов, который руководил складом готовой продукции.
“В процессе работы я получал от нее указания по вопросам сортировки, отгрузки готовой продукции. Она (якобы) мне лично давала указания, что, если будут вызывать в полицию и интересоваться остатками готового сырья и продукции, то следует говорить, что я информацией не владею, то есть, я должен был вводить в заблуждение органы следствия”, — рассказал в ходе опроса Андрей Котлов.
Кроме того, по его словам, на предприятии не все было чисто с оплатой труда. “Официальная заработная плата перечислялась работникам на банковскую карточку, а неофициальную она (якобы) иногда выдавала наличными деньгами”, — пояснил бывший начальник склада.
Котлов добавил, что при увольнении с завода ему не выдали зарплату за три месяца и отпускные. “Когда я увольнялся, она (якобы) сказала мне, что я должен был написать расписку, что не имею задолженности по заработной плате, в обмен на это она была готова отдать мне трудовую книжку”, — утверждал бывший сотрудник.
Они в курсе:
— прокурор Саратовской области Сергей Филипенко
— глава УФСБ по Саратовской области Олег Боломожнов
— руководитель СУ СКР по Саратовской области Анатолий Говорунов
— врио начальника ГУ МВД по Саратовской области Николай Ситников
Как следует из материалов опроса, писать расписку об отсутствии задолженности он отказался и трудовую книжку не получил. Жалобы на нарушение своих трудовых прав Котлов писал в трудовую инспекцию, администрацию губернатора Валерия Радаева, а также в областную прокуратуру, которой руководит Сергей Филипенко. В региональном надзоре заявителю обещали провести проверку по указанным фактам, однако о результатах этой проверки ему ничего не известно.
Впрочем, исходя из того, что Елена Пугачева по-прежнему сохраняет свой пост помощника прокурора Саратовского района, можно сделать вывод о том, что, если ее руководство и проводило проверки, то никаких мер принято не было.
Жалобы на потоке
В марте 20121 года, после того, как информация о возможном рейдерском захвате кирпичного завода стала достоянием общественности, бывшие сотрудники предприятия возобновили попытки вернуть долги по заработной плате. Источник ПАСМИ передал в редакцию заявления пяти рабочих, поступивших на имя руководителя Следственного отдела СКР по городу Саратову Дмитрия Соколова.
Содержание этих обращений практически идентично — все сотрудники указывают, что проблемы с выплатой денег на предприятии начались в 2019 году, и уладить их Елена Пугачева якобы пыталась лично.
“Когда долгий период времени не выплачивали заработную плату сотрудникам завода, мы отказывались выходить на рабочие места, и к нам на переговоры приезжала и проводила собрания Пугачева Елена Ростямовна, и лично заставляла нас приступать к работе, и обещала выплатить заработную плату”, — указывается в заявлении крановщицы Ольги Ивановой. Однако, ни ей, ни другим заявителям, как следует из их обращений, деньги выплачены не были.
Помимо жалоб на финансовые проблемы, в документах есть информация и о других нарушениях трудового законодательства. Так, в заявлении обжигальщицы Анны Филипповой указывается, что трудовой договор с ней не был заключен, хотя ей обещали официальное устройство.
Заявители просят руководителя следственного отдела по городу Саратову провести проверку по их обращениям и привлечь виновных к ответственности. Но, по данным источника ПАСМИ, опрос Пугачевой пока не проводился.
Москва в теме
Тем временем, на ситуацию с кирпичным заводом обратила внимание генеральная прокуратура. Бывший владелец предприятия Алексей Пугачев рассказал ПАСМИ, что 13 апреля его вызвали в саратовский областной надзор. Там предпринимателю сообщили, что проводят проверку изложенных в публикации ПАСМИ данных по команде из ведомства Игоря Краснова.
“Меня спрашивали, почему я представил журналистам раздел совместно нажитой собственности как рейдерский захват предприятия. На что я пояснил: совместно нажитое с моей бывшей супругой имущество — квартиру, машину и т.п. — давно разделил суд, а мой завод, его оборудование и продукция совместным имуществом не являлись и разделу не подлежали”, — пересказал Пугачев свою беседу с сотрудниками региональной прокуратуры.
Они должны быть в курсе:
— глава МВД Владимир Колокольцев
— генпрокурор Игорь Краснов
— председатель СКР Александр Бастрыкин
По мнению экс-директора завода, областной надзор, по всей видимости, пытается прикрыть свою сотрудницу и представить всю историю с заводом как гражданско-правовой, а не уголовный конфликт.
Между тем, Пугачев опасается, что его самого могут сделать фигурантом уголовного дела. По его словам, подобные намеки якобы поступали и от бывшей супруги и от ее брата — сотрудника Генпрокуратуры Евгения Надыршина.
Если у вас есть информация о коррупционых нарушениях чиновников и правоохранителей в Саратовской области — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».