В музее Культурного центра УМВД России по Омской области собраны тысячи документов, фотографий, воспоминаний, рассказывающих об истории регионального сыска. За каждым - яркие имена. Одни известны многим, другие - пока не получили широкой публичности.
В фондах музея есть копия аттестата президиума Омского губисполкома 1922 года на имя инструктора уголовного розыска Альберта Гельжинского. В тексте наградного документа указано: «За энергичную, успешную борьбу с бандитизмом по Омской губернии, благодаря знанию уголовной тактики и умелому подходу, за открытие и задержание вооружённых шаек, грабителей-убийц премирован кожаным шевровым костюмом». Кожаный костюм, к слову, в 20-е годы прошлого столетия - фантастическая награда! Дорогой материал, редкий, удобный, практичный.
А в архивах газеты омской милиции «За мирный труд» сохранились две статьи, вышедшие в послевоенные годы об Анне Ложниковой: «На боевом посту» и «Аннушка уходит на отдых».###
Она начинала службу в 1942 году в конвойном взводе. В 1953-м перешла в оперативную группу УВД по борьбе с карманными кражами и посвятила этому делу 17 лет. Только в 1957-1958 годах приняла участие в 70 задержаниях! Также активно задействовалась в обезвреживании шайки мошенников, продававших медные ювелирные изделия под видом золотых - и была удостоена медали «За отличную службы по охране общественного порядка».
В статье 1970 года о Ложниковой коллеги подчёркивают её неугомонное сердце: «Уже на следующий день (после выхода в отставку) она пришла в ОУР и сообщила, что один из её подопечных, бывший карманный вор Станислав Ткачёв, опять бросил работать: «Как бы вновь не встал на преступный путь. Примите меры…» Такой уж характер у нашей Аннушки».
В числе ценных музейных экспонатов - альбом фототаблиц 1974 года с места, где произошло убийство владыки Мефодия, архиепископа Омского и Тюменского.###
С этим уголовным делом связано имя Алексея Тришкина - в день трагедии радиостанция «Голос Америки» передала сообщение: «В Омске убит православный епископ. Полицейский капитан Тришкин ищет убийцу». А в 1981 году Тришкин уже возглавил областной уголовный розыск.
Вспоминая это дело, стоит назвать и имя Анатолия Бабикова, начальника угро в 1960-е, впоследствии он стал заместителем руководителя УВД Омской области. В своих рукописях он вспоминал некоторые эпизоды работы над раскрытием преступления. В частности, о том, как в УВД пришли церковные деятели и принесли подброшенное им письмо: «Погиб архиепископ Мефодий... А я знаю, кто это сделал. Подробно расскажу вам об этом при встрече. Буду ожидать вашего представителя 14 ноября в 20 часов у танцевальной веранды городского парка культуры. Представитель должен иметь с собой портфель или сумку, в руках держать журнал «Наука и техника». Я подойду к нему, убедившись, что он не привёл за собою «хвоста». За собранные мною сведения он должен вручить мне 10 000 рублей».
Сыщики решили нарядить и отправить на встречу старшего лейтенанта милиции Леонида Камоцкого - мастера спорта по самбо, для чего пригласили костюмера и гримёра из драмтеатра.###
«К вечеру новоиспеченный священник был готов: одели его в длинное чёрное пальто, наклеили курчавую бородку. В руки дали видавший виды портфель и свёрнутый в трубку журнал «Наука и техника». За час до назначенного времени к месту встречи были направлены наши работники Иван Топоринский, Юрий Лохманюк, Юрий Зубарев, Василий Шаблинский… Ряженый священник прибыл к месту встречи в 20. 00. Треть часа он прохаживался у веранды. Внезапно к нему подошёл мужчина: рост около двух метров, косая сажень в плечах: «Здорово. Принёс деньги? » Камоцкий протянул портфель и мгновенно провёл бросок…»
Информатор оказался вымогателем и стал фигурантом другого уголовного дела. А розыск убийцы владыки Мефодия хоть потребовал немало сил и времени, но завершился успехом: нашли - задержали - осудили.
…В музее хранится много документов разных периодов истории. И каждый подтверждает высокий профессионализм омских сыщиков!
#MORE_PHOTO#