Аркадий Ротенберг оказался крупнейшим владельцем курортных объектов на крымском побережье — кадастровая стоимость принадлежащих ему санаториев и земельных участков оценивается в 5 миллиардов рублей. За пять лет компаниям бизнесмена, получающим самые выгодные контракты, досталось около четверти всех госсредств, выделенных на Крым.
Героический мост и пионерские миллиарды
В марте прошлого года миллиардер и друг детства Владимира Путина Аркадий Ротенберг, недавно объявивший себя хозяином дворца в Прасковеевке, получил звание Героя Труда за «особые заслуги в строительстве Крымского моста». Мост через Керченский пролив длиной в 19 км построили за 3,5 года, потратив 228 млрд рублей. Железнодорожные подходы к мосту за время строительства подорожали с 6,5 до 22 млрд рублей.
Летом 2015 года кабмин заключил контракт на реконструкцию международного детского центра «Артек» на 2,3 млрд рублей. Подрядчиком стала компания «Стройгазмонтаж», принадлежавшая Ротенбергу. За пять лет стоимость работ увеличилась в 13 раз — до 30,5 млрд рублей, пишет «Проект». Стоимость еще одного контракта Ротенберга с «Артеком» — на ремонт четырех лагерей и общежития — увеличилась более чем в 10 раз — до 4,7 млрд.
Также Ротенберг поставил в «Артек» мебель, бытовую технику и хозинвентарь более чем на 640 млн рублей. А его компания «Красный квадрат» получила 40 млн рублей за медийную поддержку празднования юбилея бывшего всесоюзного детского лагеря.
В общей сложности «Стройгазмонтаж» заключил 36 контрактов по «Артеку» почти на 38,5 млрд рублей. Затем компания была продана «Газпрому».
Канализационные сооружения «Южные» в Севастополе за 8,5 млрд рублей построит «Региональная строительная компания» под руководством бизнес-партнера Ротенберга Бориса Сакуна. На стоянку на 600 судов в Балаклаве уйдет 7,2 млрд рублей из казны — проект марины разрабатывает «Стройгазмонтаж».
Царская усадьба и советские санатории
Дворцово-парковый ансамбль «Дюльбер», построенный в конце XIX века для великого князя Петра Николаевича, после национализации был превращен в санаторий для советской элиты, при Украине — для Верховной рады. После присоединения Крыма к России власти объявили о «национализации» «бесхозного» имущества госструктур и активов компаний украинских олигархов. «Дюльбер» продали в 2018 году за 702 млн рублей. В аукционе участвовали две крымские фирмы, связанные со структурами Ротенберга. Лот ушел «Управляющей компании инфраструктурных проектов» (УКИП) с уставным капиталом в 10 тыс. рублей.
Учредителем УКИП числился экс-командующий ракетными войсками Владимир Зарицкий, но он признался «Проекту», что бизнесом не занимается. По его словам, владельца компании он не знает. Издание выяснило, что через год после продажи дворец переписали на закрытый паевой фонд, связанный с Мособлбанком братьев Ротенбергов.
УКИП приобрела три крымских санатория. Стоимость на государственный торгах составляла 1,5 млрд рублей ($23 млн), а рыночная стоимость всех трех объектов при Украине оценивалась в $59 млн. Теперь путевки в санатории скупают администрации регионов для льготников. Санаторий «Мисхор», в частности, получил через госконтракты в 2018-2020 годах более 150 млн рублей.
Заработок на санкциях и госзакупках
В 2018 году также фактически без торгов УКИП купила у государства акции оператора «Крымтелеком». Он и компания «K-телеком» обеспечивают так называемый технический роуминг для российских абонентов — «большая четверка» не работают на полуострове из-за санкций, поэтому расходы на связь повышаются до нескольких сотен рублей в день.
В 2016 году благодаря «техническому роумингу» рентабельность «К-телекома» оказалась в пять раз выше, чем у МТС. После жалоб игроков рынка на завышение тарифов и вмешательства государственного регулирования выручка «К-телекома» и «Крымтелекома» стала падать. Но «Проект» предполагает, что инвестора могла интересовать недвижимость: «Крымтелеком» владеет более 100 тысячами кв. м. помещений и участками по всему полуострову площадью более 20 га, а также почти 2 тыс. км кабельной канализации.
В апреле прошлого года аффилированная с Ротенбергами компания «Айти-инвест» приобрела госпредприятие «Крымтехнологии», которое занимается поддержкой сайта о событиях «Крымской весны», а также созданием сайтов и сервисов для местных властей. В течение двух лет перед выкупом компания с 9 сотрудниками показывала убытки, а главным источником ее доходов был госзаказ. При этом она владеет 87 участками и более 300 зданиями и помещениями, суммарная площадь которых — 77 тыс. кв. м. Все это было продано за 496 млн рублей — по 6,5 тыс. рублей за кв. м. без учета земли.
Всего, как оказалось, у Ротенберга в Крыму есть 10 санаториев и баз отдыха, 178 земельных участков, 761 здание и помещение. Кадастровая стоимость недвижимости — более 5,5 млрд рублей. За пять лет компании Ротенберга освоили на господрядах в Крыму почти 300 млрд рублей — около четверть всех средств, выделенных федеральным центром на развитие полуострова в 2014-2024 годах в рамках целевой программы.
Ротенберг предположительно заработал и на дорожных камерах на трассе «Таврида». Там мало стационарных камер, но установлены «треноги» — мобильные камеры автоматической фиксации нарушений. Перед приездом Путина, отмечает «Проект», такие камеры убирают с крымских дорог, но потом возвращают.
Операторы камер — «Безопасные дороги Крыма» и «Безопасные дороги Севастополя» — принадлежат компании Натальи и Андрея Минаевых, экс-сотрудников структур компании «Машинтер» Евгения Ройтмана, которого СМИ называли «человеком Ротенберга». В Севастополе «Безопасные дороги Севастополя» установили больше сотни камер и десятки паркоматов. Общая сумма инвестиций составила 900 млн рублей, городской бюджет выплатит за это почти 6 млрд рублей. На остальном полуострове установлены 155 камер, за которые будет получено 4,5 млрд рублей. В бюджет деньги от штрафов не попадают — они уходят в счет обязательных платежей за обслуживание камер.
Новый дворец и итальянская яхта
На мысе Сарыч, где лес и пляж раньше были общедоступными, теперь невозможно спуститься к морю, а полеты дронов запрещены. Там строится четырех- или пятиэтажный особняк, общая площадь которого может составлять до 7 тыс. кв. м. Оценить здание до окончания строительства невозможно, но одна только земля может стоить порядка $35 млн.
Местное население считает владельцем дома Ротенберга. Более 12 га можжевелового рядом с домом принадлежат закрытым инвестфондам, которым управляет компания Софии Ногинской, контролирующей активы Ротенбергов.
Прошлым летом близ Ялты заметили построенную в Италии 62-метровую яхту Rahil, владельцем которой издание SuperYachtFan называло Ротенберга. Яхта не покидает Черное море из-за санкций.