Покрыли себя неувядаемой славой…

6 месяцев назад 69

80 лет назад, в мае 1944 года, советские войска освободили Крым от немецко-фашистских захватчиков. На всех этапах сражений за полуостров, от героической обороны и борьбы с оккупантами до наступательной операции, сотрудники органов внутренних дел постоянно находились в самой гуще событий.

Бойцы пограничных войск, особых отделов НКВД, СМЕРШ и милиционеры в рядах истребительных отрядов, армейских подразделений сражались на самых тяжёлых участках обороны.

Так, важнейший рубеж на Балаклавских высотах занимал 456-й сводный пограничный полк войск НКВД под командованием подполковника Герасима Рубцова. В составе этой воинской части были и бойцы 54-го железнодорожного полка НКВД. Особенно жаркие бои разгорелись в начале лета 1942 года. Утром 30 июня Советское информбюро сообщило: «Пехотинцы подразделения Рубцова отбили десятки атак превосходящих сил противника и уничтожили до двух полков немецкой пехоты, 11 танков и сбили два бомбардировщика противника».

Когда началась эвакуация из Севастополя, полк прикрывал отход наших войск. Затем подразделению приказали прорываться в горы, к партизанам. Но у Свято-Георгиевского монастыря пограничники были окружены и отступили на узкую полосу Яшмового пляжа, где 3 июля 1942 года приняли свой последний бой. Тогда погиб и подполковник Рубцов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, подполковнику Герасиму Архиповичу Рубцову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.###

В Балаклаве именем Рубцова названа улица, на одном из домов установлена мемориальная доска. Его имя носит и погранзастава.

Ещё 22 июня 1941 года, после первого воздушного налёта на Севастополь, под руководством начальника городского отдела милиции капитана милиции Василия Бузина были оперативно сформированы аварийные бригады, которые занимались разбором завалов, помогали эвакуировать гражданское население. Целый год, до конца обороны города, они не только несли свою службу, но и обезвреживали неразорвавшиеся бомбы и снаряды, обеспечивали безопасность разгрузки транспорта, доставлявшего в Севастополь боезапасы, горючее, продовольствие, боролись с мародёрством. А ещё – организовали в одном из бомбоубежищ приют для оставшихся без родителей и спасённых во время обстрелов и бомбёжек детей разного возраста – от грудных до 15 - летних, которых потом переправили на «Большую землю».

На фото подполковник Герасим Рубцов ставит задачу разведчикам, 1942 годНа фото подполковник Герасим Рубцов ставит задачу разведчикам, 1942 год

Также органы НКВД занимались поиском и ликвидацией диверсионных групп и корректировщиков вражеского артогня, противостояли диверсиям гитлеровцев. В большинстве своём вражеские агенты готовились немцами в среде советских военнопленных. Поэтому проверка вышедших из окружения или бежавших из концлагерей являлась вынужденной необходимостью. Только за декабрь 1941 – февраль 1942 года сотрудники НКВД в Севастополе задержали 44 шпиона.

В боях и при исполнении служебных обязанностей погиб практически весь гарнизон милиции. В последние дни обороны, в конце июня – начале июля 1942 года, его сотрудники вместе с регулярными войсками приняли бой на улицах города, вместе с солдатами отступали к мысу Херсонес. Именно там погиб Василий Бузин. Он 67 лет считался пропавшим без вести. Но 11 июня 2009 года при проведении строительных работ на развалинах 35-й береговой батареи рабочие обнаружили орден «Знак Почёта», по номеру которого определили, что им был награждён начальник севастопольского горотдела.

После падения Севастополя на Кавказ с мыса Херсонес из пятисот остававшихся там сотрудников НКВД были эвакуированы не более двух десятков. Остальные либо пали в боях, либо были расстреляны, попав в плен.###

В ночь на 5 января 1942 года свыше 700 десантников под командованием капитана 2-го ранга Николая Буслаева высадились в Евпатории. Среди них были почти 30 оперативников особого отдела НКВД и крымских милиционеров во главе с начальником Евпаторийского горотдела майором милиции Петром Берёзкиным. Под натиском десантников враг оставил порт и центр города. Были захвачены отдел полиции, штаб местного гестапо, ценные документы, освобождены из тюрьмы военнопленные и арестованные гражданские. Однако планировавшаяся вторая волна десанта по разным причинам так и не пришла. В случае неудачи предполагалось, что бойцы уйдут в подполье и к партизанам. Но всего лишь нескольким десяткам из них в сражении с превосходящими силами врага удалось вырваться из окружения и укрыться в каменоломнях. Петра Берёзкина среди прорвавшихся не было – он погиб, подбивая танкетку. Только оперативнику НКВД майору Александру Галушкину позднее удалось создать подпольную группу из местных жителей, действовавшую четыре месяца, прежде чем их выявили гестаповцы. 7 мая 1942 года окружённый фашистами майор отстреливался до последнего патрона, который оставил для себя… Сегодня именем Александра Галушкина названа одна из улиц Евпатории, а на месте гибели Петра Берёзкина установлена мемориальная доска.

После захвата врагом всего полуострова в июле 1942 года органы НКВД организовывали здесь партизанское движение.###

Основным средством связи с «Большой землёй» были самолёты, садившиеся на лесные аэродромы. Авиация доставила 725 тонн боеприпасов, продовольствия, медикаментов, обмундирования и других грузов. Вывезла 1311 раненых и 545 граждан, скрывавшихся от репрессий немцев. Забросила в действующие партизанские отряды и тылы противника 521 человека.

О том, насколько эффективно они действовали, свидетельствует выдержка из справки, подписанной начальником Крымского штаба партизанского движения Владимиром Булатовым «Об итогах боевой и диверсионной деятельности партизанских соединений Крыма и отдельно действующих подпольных диверсионных групп» от 10 июля 1944 года: «За период деятельности крымских партизан с 1-го ноября 1941 г. по 16 апреля 1944 г. партизанскими отрядами проведено 252 боя с частями и подразделениями противника и 1632 различные операции и диверсии… истреблено солдат и офицеров противника – 29 383, захвачено в плен – 3272, изъято и уничтожено предателей – 335, взорвано и пущено под откос воинских эшелонов – 79…».

#MORE_PHOTO#

Когда же 8 апреля 1944 года началось наступление частей 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии, партизаны перерезали пути отхода отступающим, громили их, задерживали, подставляя под удары Красной армии. Например, «Восточное» партизанское соединение оседлало шоссе Феодосия–Симферополь. «Северное» – шоссейные дороги, связывающие Симферополь с Карасубазаром и Алуштой, содействовало занятию города Карасубазар и укреплённой полосы противника в районе деревни Беш-Терек, в 12 километрах северо-восточнее Симферополя. Стремительное продвижение частей Красной армии и активные действия партизанских отрядов, ворвавшихся одновременно с передовыми частями Красной армии в Симферополь, не дало противнику возможности уничтожить крупные здания и хозяйственные объекты города. «Южное» партизанское соединение, действовавшее на коммуникациях Симферополь–Севастополь, Алушта–Симферополь, захватило город и станцию Бахчисарай, при подходе передовых частей Красной армии ворвалось в Ялту. Благодаря партизанам были сохранены от разрушения Аянское водохранилище, крупнейшие винные подвалы Крыма – Массандра №№1 и 2, санатории.

Всего в боях за освобождение Крыма в апреле 1944 года партизанские соединения истребили 4377 солдат и офицеров противника, взяли в плен 3270, подбили 7 танков, уничтожили и повредили 16 артиллерийских орудий и 234 автомашины.###

Вот какую оценку действиям народных мстителей дал Военный совет Отдельной Приморской армии: «Своими решительными действиями партизаны способствовали разгрому оборонительных рубежей противника и быстрейшему продвижению наших войск. В этих боях партизаны и партизанки Крыма покрыли себя неувядаемой славой и проявили исключительный героизм… партизанское движение в Крыму вполне себя оправдало и на протяжении всего периода боевой работы и особенно в момент наступательных операций оказало большую помощь частям Красной Армии».

Впоследствии все партизаны призывного возраста перешли в ряды Красной армии, за исключением 300 человек партийно-советского актива и рядовых, выделенных для пополнения милиции.

Также надо отметить, что бойцы НКВД охраняли тылы наших наступающих частей. Например, начальником войск наркомата, несущих такую службу в Отдельной Приморской армии, был генерал-майор Сергей Фадеев (впоследствии – кавалер 10 советских орденов). Под его началом весной 1944 года находились 23-й дважды Краснознамённый и 95-й ордена Ленина пограничные полки.

Во время наступательных операций на Крымском полуострове органами НКВД проводилась оперативная работа по розыску и ликвидации агентуры противника, пособников оккупантов и карателей. Уже к 25 апреля 1944 года было обнаружено 92 сотрудника германских военных разведывательных, контрразведывательных и карательных подразделений, гестапо, службы безопасности и тайной полевой полиции. А кроме того, установлена деятельность ранее неизвестного германского контрразведывательного органа, сформированного из белоэмигрантов, прибывших из Болгарии, найдены документы, свидетельствующие о попытках создания немцами в Крыму русской фашистской организации.

После освобождения Крыма сотрудники НКВД приступили к документированию нацистских преступлений. Был подтверждён геноцид в отношении жителей полуострова.###

Согласно докладной записки НКВД в Государственный комитет обороны от 25 апреля 1945 года «до германской оккупации в Крыму насчитывалось 1. 126. 000 населения… За время оккупации Крыма немецко-фашистскими и румынскими войсками расстреляно около 67. 000 евреев, караимов, крымчаков. Вывезено для работы в Германию свыше 50. 000 человек… По предварительным подсчётам, население Крыма в данное время составляет более 700. 000 человек».

Разгром захватчиков на полуострове завершился освобождением Севастополя 9 мая 1944 года. А уже через два дня телеграммой в ГКО заместитель народного комиссара внутренних дел Иван Серов докладывал, что Севастополь практически уничтожен гитлеровцами и сообщал: «Населения в городе в момент нашей эвакуации в 1942 году насчитывалось до 30 тысяч человек… На сегодня, по грубым подсчётам, населения в Севастополе насчитывается до 15 тыс. человек, в основной своей массе ютящихся в землянках и пригородных посёлках».

В этом же документе шла речь и об организации работы правоохранителей на освобождённой территории: «Органы НКВД и НКГБ вступили в город вместе с частями Красной Армии и немедленно приступили к исполнению своих обязанностей. В городе выставлены милицейские посты. К охране общественного порядка привлечён 95 пограничный полк войск НКВД. Для оказания местным органам помощи в агентурно-следственной работе в Севастополь направлено 100 человек оперработников НКВД–НКГБ СССР».

Остаётся добавить, что поражение в Крыму для немецких войск стало катастрофой, равной Сталинградской. Москва 24 залпами из 324 орудий салютовала доблестным войскам 4-го Украинского фронта. А значит, и сотрудникам и бойцам НКВД…

Фото Евгения Халдея / Жительница освобожденного Севастополя разговаривает с офицерами РККА, 1944 год Фото Евгения Халдея / Жительница освобожденного Севастополя разговаривает с офицерами РККА, 1944 год

Прочитать всю статью