Под путеводной звездой

7 месяцев назад 74

Кем он был - великим учёным или русским разведчиком? Почему азиаты называли его святым и зачем он так упорно стремился в Лхасу? Однозначного ответа на эти вопросы нет. Всем известно только то, что открытия великого путешественника имели важнейшее значение для всего просвещённого человечества. Первопроходец в Центральной Азии, он открыл путь будущим исследователям и странникам. Исполнилось 185 лет со дня рождения почётного члена Императорского Русского географического общества Николая Пржевальского.

В неведомый край

Небольшой отряд на лошадях преодолел тысячи вёрст. Месяцы сложнейшего пути по Азиатскому континенту. Осталось совсем немного - и до цели экспедиции рукой подать: русские познакомятся с Лхасой - столицей тибетского королевства. Но вот очередная преграда: впереди банда из 200 разбойников. Приказ - принять бой, и 13 человек вступают в схватку. Командир отважных первопроходцев - офицер Генерального штаба Николай Пржевальский.

XIX век - романтичная эпоха кругосветок и важнейших открытий. Однако большим белым пятном на карте остаётся Центральная Азия и её сердце - спрятанный в горах таинственный Тибет. Никаких условных обозначений, неизвестно, что там находится, кто и как живёт. Опередить вездесущих британцев, расширяющих влияние, и изучить неведомый край - решить эту важную стратегическую задачу взялся российский путешественник.###

О себе Николай Пржевальский писал так: «На меня выпала завидная доля и трудная обязанность - исследовать местности, в большей части которых ещё не ступала нога образованного европейца. Тем более что это будет первое моё заявление о себе учёному миру».

Феноменальная память

Он потомственный военный. Отец, поручик Невского морского полка, умер, когда мальчику едва исполнилось семь лет. «Рос я в деревне дикарём, воспитание было самое спартанское: я мог выходить из дома во всякую погоду и рано пристрастился к охоте», - так вспоминал детство Пржевальский. Любовь к промыслу подтолкнула к изучению окружающей среды. Ребёнок легко запоминал всё, что узнавал в книгах. На спор с однокашниками вслух воспроизводил целые страницы.

Гимназию закончил на отлично. Решил стать военным: служил в пехотном полку. А потом смоленский парнишка сделал невозможное: выдержав огромный конкурс, поступил в Академию Генерального штаба. Опять на помощь пришла феноменальная память. А ещё упорство - занимался по 15 часов в день.###

«В эту академию принимались люди богатых, высоких дворянских сословий, у него же не было абсолютно никаких поручителей», - отме­чает заведующая Мемориальным домом-музеем Н.М. Пржевальского Ирина Майорова.

Мало того, студент написал работу об Амурском крае. Труд оказался настолько интересен, что юношу зачислили в Русское географическое императорское общество. «Оно считалось чрезвычайно престижным, элитарным. Самых крупных учёных приглашали туда», - подчёркивает доктор географических наук, профессор МГУ Николай Дроздов.

Поставить всё на кон

Самая большая мечта Пржевальского - экспедиция в Центральную Азию. Он поделился ею с коллегами. Но те назвали проект амбициозным. В головах учёных не укладывалось, что можно отправиться в неведомые дали без единой карты и опыта. Но юный географ не отступил. Решил показать, на что способен. Уссурийский край на Дальнем Востоке тогда только присоединился к России. Николай блестяще провёл работу по изучению региона. Почвы, климат, растения и животные - описал всё.

Глава Русского географического общества осознал: нужно дать смельчаку шанс. Но многие считали экспедицию в Азию авантюрой: денег на неё выделили мало. Молодой офицер не знал, где взять средства. Ведь даже чтобы поехать поступать в академию, занимал. Он рискнул - сел за карточный стол.###

На выручку снова пришла зрительная память: перед глазами всплывал каждый расклад, он побеждал почти во всех партиях. За зиму Николай собрал 12 тысяч рублей. Так стоило приличное имение. Все деньги вложил в подготовительный этап. И решил больше никогда не играть с судьбой: выбросил колоду. Пржевальскому 31 год, и он отправился в первый поход.

Не страшны преграды

Верхом на лошадях и пешком шёл небольшой отряд. «Вдалеке от родины мы жили как родные братья. Делили вместе работу и опасность, горе и радость», - писал о спутниках Пржевальский путешественник. Сложнейшие маршруты, ночёвки в снегу, болезни и неудачи. «Он берёт себя в руки. Выходит на 20-30-градусный мороз. Достаёт термометр и бумагу. Коченеющими пальцами, которые обмораживал много раз, записывает данные температур», - рассказывает Николай Дроздов.

Не пугал и зной. Однажды в поисках колодца чуть не погибли от жажды: «Брали в рот по глотку, чтобы промочить засохший язык, тело как в огне, голова кружилась до обморока», - вспоминал путешественник.

Он проходил там, где не могли выжить караваны и паломники, где угрожали банды разбойников. Казаки и офицеры Пржевальского отважно принимали неравные бои и с честью выходили из схваток. Порой грабители, увидев отряд, попросту разворачивались в обратном направлении.###

Проводники в недоумении: «Мы с двумя тысячами человек запираемся в храме, а они вчетвером стоят в поле. И никто не смеет их тронуть!» Путешественника считали святым. По степям пронеслась весть о могучем русском человеке, который выходит живым и невредимым из любой ситуации.

Свобода пуще неволи

Пржевальский популярен не только в России, но и во всём мире. В Петербурге его узнают и не дают прохода. Вся Европа в восторге - неведомый край стал близок благодаря пионеру азиатских дорог! Международные академии просят стать их почётным членом. Император ликует: лично встречается с путешественником, жалует ему и его товарищам награды, чины, пожизненные пенсии.

Но в перерывах между экспедициями Николаю Михайловичу некогда терять время. Не до балов и приёмов. Учёного ждёт куча неразобранных гербариев и путевых записей. Всё надо структурировать, оформить и донести до общественности. А потом снова в путь!###

С годами страсть к путешествиям только множилась. Он ненавидел городскую суету. В заметках отмечал, что в пути «кирпичный чай и баранина пились и елись с большим аппетитом, нежели здешние заморские вина и французские блюда; там - свобода, здесь - позолоченная неволя». Пржевальский считал завидным удел исследователя Азии. Пусть и не ковром постлана дорога и Гоби не особо привечает гостей. Для него она всегда «прекрасная мати пустыня».

Комфорт забыт. Учёный счастлив и переполнен тем, что «чуть не на каждой версте громаднейшие стада яков, диких ослов, антилоп и горных баранов». В Джунгарии повезло встретить ставшую вскоре знаменитой песочно-рыжую особь. Это единственный редкий вид диких лошадей, сохранившийся на планете. Порода станет известна по имени первооткрывателя.

Вперёд к Лхасе

Славный офицер так и не женился. Только ленивый не допытывался, почему. «Я уйду в экспедицию, а жена будет плакать», - отшу­чивался путешественник. Однако фотографию одной девушки, Таси, хранил всю жизнь. Она ждала его после очередного похода, но им не суждено было обвенчаться - из-за её кончины.

В жизни генерал-майора состоится четыре экспедиции в Центральную Азию. Могучие силы неутомимого путешественника помогут преодолевать километр за километром. Их пройдено свыше 30 тысяч - почти экватор. Первопроходец нанесёт на карты неосвоенные территории Монголии, Китая, Тибета. В пути проведёт в общей сложности 10 лет.###

Каждый раз завершающей точкой его странствий должна была быть Лхаса. Но каким-то невероятным образом на самых подступах отряду приходилось разворачиваться. Но Пржевальский не терял надежды. Хотел во что бы то ни стало «подружить» Россию с уникальным городом «солнечного света и богов». Снарядил пятую экспедицию. Она стала роковой. Никто не понимает до сих пор, почему так случилось. В самом начале пути Николай Михайлович, запрещавший пить сырую воду, попробовал её из реки и заболел тифом. Вскоре его не стало. Путешественнику было всего 49.

Газеты наперебой писали о доблестном богатыре, беззаветно любившем Родину сыне и его научных открытиях: «Каким-то титаном прошёл он с горстью русских удальцов по азиатскому материку». Так и не достиг заветной тибетской высоты, успокоившись на величественном иссык-кульском прибрежье, на рубежах с неукротимо зовущими его землями.

#MORE_PHOTO#

Список уникальных трудов Пржевальского нескончаем. Обо всех странствиях он рассказывал в книгах. Том «Монголии и страны тангутов» сразу перевели в Европе и зачитывали до дыр. Так же, как и последовавшие за ним повествования.

***

Учёный собрал гербарий из 16 тысяч растений, роскошные коллекции бабочек, пауков, змей, ящериц. Описал пути пролёта птиц в Центральной Азии. Составил монографии о диком верблюде, яке, тибетском медведе, новых видах антилоп.

Прочитать всю статью