Несмотря на смену эпох и модных тенденций, военная музыка, как и сотни лет назад, является непременным атрибутом служебной деятельности силовых структур.
На протяжении многих лет военные торжества на площади Павших Борцов в Волгограде по традиции открывает церемониальный марш необычного музыкального подразделения – взвода юных барабанщиц Волгоградской академии МВД России. Яркие костюмы, задорные улыбки, чёткий ритм барабанного боя заряжают зрителей праздничным настроением и радуют глаз. Участие курсантов полицейских вузов в мероприятиях подобного рода стали уже доброй традицией по всей стране, где созданы такие музыкальные группы. С этого ударного инструмента и начиналась отечественная военно-оркестровая служба.
Изначальные функции военной музыки – сигнальная и организующая. С её помощью осуществлялось синхронное движение большого скопления людей и передача команд на значительные расстояния.###
В русской армии, например, в начале XIX века использовалось 18 барабанных сигналов, которые в различных сочетаниях заменяли голосовые команды стрелкам. Сигналы (бои) делились на «назывательные» и «исполнительные». Первые давали понять, какой части боевого порядка адресован сигнал, вторые – требуемый вид действия. Все сигналы сначала давались барабанщиком, сопровождающим старшего офицера, а потом повторялись остальными.
Военный барабан, известный нам по фильмам, иллюстрациям и редким музейным экспонатам, появился в русской армии в конце XVI – начале XVII веков. А до этого был долгий путь формирования элементов ратного музицирования, поиск оптимального военного звучания.
Ещё у народов Древнего Египта, Палестины, Персии, Китая военная музыка широко применялась в сражениях и торжественных церемониях. Со времён Ветхого Завета известна легенда о падении библейского Иерихона, стены которого якобы рухнули от звуков вражеских боевых труб. В войсках Александра Македонского особую роль играла флейта, под звуки которой осуществлялось слаженное движение вооружённых масс. Римские легионы применяли в бою цимбалы и шумовые инструменты, объединённые в различные ансамбли.
Упоминание о простейших инструментах в дружинах древних славян относится к первым векам новой эры, когда в племенном военном обиходе использовались турьи рога – охотничьи трофеи наших предков. В качестве ударных инструментов применялись бубны – медные чаши, обтянутые кожей животных.
При написании первого русского воинского устава в 1647 году – «Учение и хитрость ратного строя пехотных людей» музыке боя уделялась целая глава, посвящённая действиям барабанщиков в различных ситуациях армейской жизни. Тогда же делались попытки разнообразить звучание путём создания групп из нескольких музыкантов для совместного исполнения, называемых «сыгрышами». Но подлинным началом истории военно-оркестровой службы России следует считать 19 февраля 1711 года. В это день Петром I был подписан указ, в котором объявлялись штаты кавалерийских и пехотных полков. Этим документом предусматривалось иметь в каждом полку оркестры в составе одного гобоиста иностранца и восьми русских гобоистов. Помимо этого к полку приписывалось шестнадцать барабанщиков сигнальной службы. Руководить оркестрам поручалось иностранцам. В их обязанность входило обучение оркестрантов и подбор репертуара, вплоть до написания музыки.
Император не понаслышке был знаком с искусством полкового музыканта. Ещё в отрочестве, формируя потешные войска, он принял на себя обязанности барабанщика и прекрасно владел инструментом.
Царь Пётр первым из полководцев оценил организующую силу военных оркестров, способных крепить боевой дух и влиять на моральный фактор ведения войны. По его мнению, военное музицирование обладало значительной воспитательной силой.###
Великий Суворов отмечал в своих наставлениях: «Музыка удваивает, утраивает армию. С развернутыми знамёнами и громогласной музыкой взял я Измаил». Остатки армии Наполеона при взятии Парижа русскими войсками в 1813 году дрогнули, услышав мощные звуки наших полковых оркестров с высот Монмартра, считавшихся неприступными. Под Полтавой, при Бородине, у стен Плевны, в Галиции и под Мукденом – всюду военная музыка множила силы русских полков.
Отблески воинской славы ложились и на полковых музыкантов. Их выделяли из общей армейской массы, присваивая специальные знаки различия на мундиры, а инструменты становились символами ратной доблести. Когда 2 июля 1773 года русские войска овладели турецкой крепостью Очаков, один из батальонов Измайловского полка, отличившийся в сражении, получил в награду серебряные георгиевские трубы. Эти инструменты считались полковой реликвией и только в торжественные дни передавались в оркестр для игры. Гвардейской кавалерии вручались серебряные литавры, а героическим пехотным частям в награду присваивались особые барабанные бои, установленные только для этих славных полков.
Красоту военной музыки могло оценить и гражданское население. Полковые хоры трубачей, как тогда называли духовые оркестры, очень часто играли на балах и праздничных гуляньях. Своими музыкантами славились и полицейские части. Так, в провинциальном Царицыне (сегодняшний Волгоград – Прим. авт.) одним из лучших считался духовой оркестр 1-й пожарной части города.
При Санкт-Петербургском резерве полиции существовал хор балалаечников, услаждавший публику мелодиями струнных инструментов. Духовая музыка в исполнении полицейских чинов сопровождала торжественные мероприятия в дни ежегодных праздников полиции в столичных, губернских и крупных уездных городах.###
Европа тоже рукоплескала виртуозам русской военно-духовой музыки. В 1814 году хор трубачей в составе казачьей делегации атамана Платова прибыл с визитом в Лондон. Королевский двор по достоинству оценил игру русских музыкантов, а через несколько лет набор из двадцати двух русских хроматических духовых инструментов был преподнесён в дар Великобритании.
Одним из ведущих жанров военной музыки стал марш (от французского «движение вперёд»). Он сложился на основе походной солдатской песни, музыки крестоносцев и ландскнехтов в связи с задачей синхронизации движения в строю. Поэтому марш отличает стройная размеренность темпа, не меняющаяся на протяжении всего звучания, и активный, стремительный характер музыки. Существует несколько типов маршей – походный, парадный, колонный, встречный и т. д. Встречный марш в соответствии со своим названием предназначался для церемонии приёма высоких гостей и отличался особой пышностью и праздничным настроением. Самый известный из отечественных встречных маршей – знаменитый марш лейб-гвардии Преображенского полка, созданный, по всей вероятности, в начале XVIII века неизвестным капельмейстером. Его аккорды настолько величавы и торжественны, что долгое время он звучал во время парадных выходов русских императоров и выполнял роль государственного гимна России.
К концу XIX века свою звуковую эмблему имел почти каждый полк русской армии. Многие из произведений так и вошли в историю музыки под названием частей – Измайловский или Семёновский марш, марш Гвардейских гренадёров.###
По традиции при встрече полков на походе или во время манёвров оркестр каждой части в знак уважения должен был играть марш встречаемого. А в 1903 году капельмейстер пожарного оркестра Георгий Фридерихс написал «Марш Санкт-Петербургской столичной полиции» и посвятил его 200-летию города на Неве.
В 2012 году исполнилось 100 лет одному из самых популярных российских музыкальных произведений – маршу под названием «Прощание славянки». Это была первая композиция прославленного российского военного дирижёра Василия Агапкина, посвящённая освободительной борьбе балканских народов. В 1893 году, когда будущему капельмейстеру было 9 лет, он впервые увидел и услышал военный оркестр в походной колонне 308-го резервного батальона, стоявшего в Астрахани. Поражённый звуками музыки и бравым видом трубачей, он до самых ворот военного городка провожал своих любимцев, а вскоре добился того, чтобы его, как сироту, взяли в оркестр на воспитание. В 16 лет Василий уже был солистом оркестра.
После службы в армии юноша окончил Тамбовское музыкальное училище и поступил в кавалерийский полк штаб-трубачом. Созданный им впоследствии марш исполнялся оркестрами по всей стране, был записан на грампластинки, а в 1914 году, зазвучав на проводах эшелонов Первой мировой войны, превратился в поистине народную мелодию. В советское время Василий Иванович был назначен капельмейстером дивизии им. Дзержинского внутренних войск НКВД СССР с присвоением звания военного интенданта 1-го ранга. Звёздным часом карьеры офицера стал военный парад 7 ноября 1941 года на Красной площади, когда полковник Василий Агапкин дирижировал сводным военным оркестром Московского гарнизона. Под его музыку защитники столицы уходили на фронт. А Парад Победы на Красной площади он встречал уже как помощник главного дирижёра сводного тысячетрубного оркестра генерал-майора Семёна Чернецкого.
Обретая новые формы и преданных поклонников, военная музыка вопреки всему всё чаще в наше время становится послом мира и сотрудничества. Яркий пример тому – грандиозный международный фестиваль «Спасская башня», ежегодно проводимый в Москве на Красной площади. Он представляет широчайшую гамму музыкальных традиций народов мира, и количество его иностранных участников с каждым годом растёт.###
Растёт и число музыкальных коллективов в территориальных органах внутренних дел, количество участников фестивалей исполнительского искусства под эгидой культурных центров МВД, развивается международное сотрудничества в сфере оркестровой музыки. В 2019 году оркестр полиции Культурного центра ГУ МВД России по г. Москве, например, принял участие в традиционном Фестивале полицейских оркестров Европы «FESTPOL», который проводится с 1995 года в Праге. В рамках фестивальной программы московские полицейские дали три концерта для пражан и гостей столицы Чехии. Музыкальные произведения русских композиторов и зарубежные классические произведения в исполнении оркестра полиции Москвы звучали в самом сердце города – на Староместской площади и в Пражском граде. Фестиваль завершился гала-концертом сводного оркестра из 200 музыкантов под управлением майора внутренней службы Игоря Канурина и руководителя Оркестра пражской крепостной охраны и чешской полиции полковника полиции Вацлава Благунека.
Современная оркестровая служба в органах внутренних дел не только выполняет задачи по музыкальному оформлению корпоративных ритуалов, но и осуществляет культурно-досуговые функции, создавая атмосферу позитивного настроения, приобщая сотрудников к лучшим образцам отечественной и мировой музыкальной культуры, повышая уровень эстетического восприятия произведений искусства.