Отдых стал «полезным и разумным»

9 месяцев назад 64

Среди реликвий экспозиции Культурного центра ГУ МВД России по Волгоградской области есть уникальный документ – билет на право посещения Клуба сталинградской милиции, датированный 1937 годом. Он является свидетельством зарождения многих сегодняшних традиций культурно-просветительской работы в органах внутренних дел.

Ещё во времена царской России в армейской среде кодекс чести русского офицера предъявлял жёсткие требования к поддержанию достоинства военнослужащего командного звена, который должен был мгновенно реагировать на любое оскорбление или бестактность в свой адрес. И если общение в кругу сослуживцев давало определённую гарантию соблюдения известных правил, то в обществе гражданских лиц, более вольных и непредсказуемых, риск нанесения морального ущерба офицерскому званию значительно возрастал. Не случайно в 1911 году в Санкт-Петербурге военным командованием был принят специальный перечень заведений, в которых запрещалось появляться офицеру. К ним относились частные клубы и собрания, где велись азартные игры, театр-варьете, ресторан «Яр», кинематограф, гостиницы, трактиры и пивные низших разрядов, а также буфеты 3-го класса на станциях железных дорог.

Корпоративные интересы офицерского корпуса требовали собственных мест досуга и общения, каковые и появились вначале в столице – средоточии армейской элиты, получив статус клубных учреждений и название «офицерских собраний», а затем – и в отдалённых гарнизонах. Доступ в них статских лиц был строго ограничен.

Фото из открытых источников / В офицерском собранииФото из открытых источников / В офицерском собрании

Одним из первых в России открылось Кронштадское морское собрание. Главное командование порта во главе с адмиралом Самуилом Грейгом было озабочено пустым и сомнительным времяпрепровождением офицеров в период вынужденных зимних стоянок, а также неустроенностью быта моряков. Следовало изыскать возможности для регулярного, полезного и непринуждённого общения сослуживцев независимо от чинов и принадлежности к экипажам. Выход нашли в создании Морского клуба.

11 марта 1776 году с высочайшего соизволения состоялось торжественное открытие нового флотского учреждения с балом и праздничным ужином. ###

Морское собрание существовало на взносы самих офицеров. Его устав был одним из самых демократичных в Российской империи. Членом клуба мог стать любой морской офицер, прибывший в Кронштадт. К услугам посетителей предлагались газеты и журналы, настольные игры и бильярд. Дважды в неделю устраивались товарищеские ужины, ежемесячно – танцевальные вечера с приглашением членов семей и гостей. С середины XIX столетия стали проводиться лекции на военно-профессиональные темы, военно-морские игры, обсуждения научных экспедиций, постоянно работали кружки по интересам.

Со временем подобные места досуга появились в других гарнизонах и родах войск. А в 1873 году это нововведение обрело законодательную форму в объявленном приказом военного министра «Положении об офицерском собрании», устраивавшемся «для взаимного сближения и поддержки товарищеских отношений между офицерами, а также в целях повышения военного образования, организации полезного и разумного отдыха».

Собрания состояли из постоянных и временных, почётных и действительных членов, а также из посетителей и гостей.###

Действительными являлись все обер- и штаб-офицеры, служащие в части или прикомандированные к ней. Врачи и чиновники военного ведомства считались временными, а почётными становились начальствующие лица, бывшие в прошлом командирами части и сохранившие право ношения мундира. Офицеры, не принадлежащие к подразделению, могли стать постоянными или временными членами собрания по рекомендации трёх действительных и лишь после закрытой баллотировки.

Гостями офицерского собрания, за исключением женщин, могли быть только лица в офицерских чинах. В каждом отдельном случае они записывались кем-либо из членов собрания под свою личную ответственность. Нижние чины – кандидаты на офицерское звание имели право посещать только столовую, библиотеку или тактические занятия.

Стоимость блюд здесь была значительно ниже, чем в любом ресторане. Питание предоставлялось и в кредит, офицер имел право брать продукты на семью.

За вход в столовую для обеда денег не брали, но задолжавшие буфету лишались права пользоваться им до выплаты долга.###

Важное место в собрании занимала библиотека. Распорядительный комитет получал от командира разрешение на покупку книг. Библиотечный фонд пополнялся за счёт частных пожертвований. Крупные офицерские собрания имели фехтовальные и гимнастические залы, манежи, а кое-где и стрелковые тиры.

Одной из главных задач собрания стало нравственное воспитание офицерства. Здесь часто произносились наставления военных священников, устраивались совместные молебны, выставки церковной живописи, сборы пожертвований на благотворительность. Любой офицер имел возможность задать вопрос самому старшему начальнику и вправе был надеяться на доброжелательный ответ. Командование, со своей стороны, стремилось создать атмосферу взаимоуважения, не взирая на разницу в чинах и заслугах.

Военно-профессиональные клубы многое делали для пропаганды истории своей части, её воинских традиций, всего уклада службы. При собрании размещались музеи, особое внимание уделялось ритуалу приёма в члены собрания, разъяснения его частных правил. Ветераны и лучшие офицеры рассказывали молодёжи о боевых традициях части, историю воинских отличий. Непременными гостями здесь были преподаватели военных академий, выступавшие с лекциями и военно-историческими обзорами.

Военным министерством периодически издавались специальные «Сборники бесед для офицерских собраний».###

Чины общей полиции Российской империи своих собраний не имели, а планы по их созданию в результате намечавшихся реформ полиции в начале XX века так и не были реализованы. Вопрос о создании подобных учреждений для профессионалов правоохранительной деятельности вновь встал уже перед руководством рабоче-крестьянской милиции.

Задача милицейских клубов заключалась в организации системы просвещения сотрудников и членов их семей, а также в создании условий для развития творческих интересов и способностей служащих рабоче-крестьянской милиции. Дело осложнялось отсутствием необходимого количества специалистов культпросвета среди сторонников новой власти, тем более что многие милиционеры были малограмотны или вовсе не имели образования. А представители творческой интеллигенции крайне настороженно относились к большевикам и не стремились к сотрудничеству. К тому же по идеологическим соображениям в советскую милицию практически был закрыт доступ командному и начальствующему составу силовых структур царской России, представители которого могли бы помочь в деле культурного развития новых стражей порядка.

И тем не менее первые организационные шаги в этом направлении делались уже в 1919 году.

А 5 февраля 1920-го по решению Петроградского совета был создан клуб Петроградской городской охраны, получивший известность как «Клуб милиционеров».###

На его открытии с приветственным словом выступил Александр Блок, который прочёл поэму «Двенадцать».

Для привлечения к работе в тематических кружках и секциях представителей творческой и научной интеллигенции организовали просветительский отдел, который возглавил известный литератор Корней Чуковский. С лекциями об истории отечественной и зарубежной литературы, о роли культуры в строительстве нового общества неоднократно выступал Максим Горький. Знаменитая балерина – солистка бывшего Императорского Мариинского театра Ольга Спесивцева руководила балетным кружком для женщин-милиционеров. Основы живописи членам клуба преподавал Мстислав Добужинский, художник, позднее получивший европейскую известность. Большой популярностью пользовались сообщения по юридической тематике, а также воспоминания известного правоведа и бывшего члена Государственного совета Анатолия Кони.

Следом за авторитетными деятелями культуры многие другие представители российской интеллигенции также приняли участие в работе клуба. Немаловажное значение для людей творческих профессий в те непростые годы имел и материальный фактор.

В благодарность за сотрудничество выступавшие в клубе получали «милицейский» продовольственный паёк, приравненный к «фронтовому красноармейскому».###

Клубы милиции постепенно создавались в различных регионах страны по инициативе местных органов правопорядка при наличии соответствующих кадров и финансов. Контролировал их деятельность и развитие начальник территориального органа внутренних дел. В 1920 году в Екатеринбургской губернии, например, действовали два таких клуба (в Екатеринбурге и Ирбите). Их сотрудники устраивали митинги, чтение лекций, организовывали концерты и театрализованные представления.

В 1925 году появился клуб «Красный милиционер», в стенах которого велась культурно-просветительная работа среди представителей саратовских органов внутренних дел. Здесь располагались библиотека, спортивный зал, класс со всеми школьными принадлежностями для малограмотных, зрительный зал со сценой и экраном, кинематограф, духовой оркестр. Отчасти роль очагов культпросвета выполняли красные уголки. Так, в одном из них – при 1-м отделении милиции города Саратова были организованы спортивный, корреспондентский кружки и кружок профессионального движения.

В уездах, где милиция не имела своих клубов, использовались подобные учреждения других организаций.###

В начале 30-х годов руководство страны взяло курс на усиление классовой борьбы и укрепление партийно-политической работы с кадрами. В связи с этим в Главном управлении милиции НКВД СССР был создан политотдел, а в местных органах милиции – политинспекции. Вся идейно-воспитательная и культурно-просветительная деятельность теперь находилась в ведении этих подразделений, которые осуществляли свои функции под строгим руководством местных организаций ВКП (б). Они руководили клубами, библиотеками, художественной самодеятельностью, заботились об улучшении культурно-бытового обслуживания, уделяли внимание членам семей сотрудников.

В 1932 году Политпросвет опубликовал Примерный устав клуба милиции, главной задачей которого провозглашалась «... выработка из милиционера бойца в духе социалистической государственности с твёрдым пролетарским мировоззрением, поднятие общественного культурного уровня путём развития интереса к дальнейшему приобретению знаний, развитие товарищеского сотрудничества на почве творческой политической работы, борьба с религиозными предрассудками, мещанской, мелкобуржуазной идеологией и взяточничеством».

Так идейно-политическая составляющая воспитательной работы в советской милиции приобрела ведущую роль, в то же время деятельность по обеспечению роста культурного уровня сотрудников в системе органов внутренних дел получила свою организационную структуру на долгие годы. Наследниками её традиций в современной российской полиции стали культурные центры территориальных органов внутренних дел, нацеленные на создание условий для творческой самореализации стражей порядка, повышение уровня их образования, культуры и эстетического развития, а также воспитание подрастающего поколения.

Прочитать всю статью