Исполнилось 105 лет со дня рождения самого доброго и мудрого советского педагога Василия Сухомлинского. Своим бережным отношением к ребёнку он заслужил славу великого гуманиста и поистине народного учителя. Под его руководством обычное сельское учебное заведение превратилось в знаменитую «школу радости», главной задачей которой было вырастить счастливых людей. Но не всем известно, что немалая часть работ новатора составляла исследования причин подростковой преступности. Сделанные в результате выводы остаются неоспоримыми и в наше время.
Большие надежды
Василий Александрович родился 28 сентября 1918 года в селе Васильевка Херсонской губернии. Его родители - простые крестьяне - пользовались огромным уважением среди местных жителей. В советский период отец Сухомлинского проявил себя как общественный деятель и даже как педагог - вёл трудовое обучение в сельской школе.
В семье царила дружелюбная атмосфера, родители не наказывали детей и не ссорились в их присутствии. У маленького Васи были два брата и сестра. Впоследствии они тоже стали преподавать.
Учился будущий педагог-новатор хорошо. После окончания семилетки поступил в вуз, а уже в 17 лет устроился в местную школу преподавателем. Тогда же перевёлся на заочное отделение Полтавского педагогического института.###
Вскоре встретил девушку, которая обучала детей английскому. Влюблённые поженились, мечтали о сыне или дочери.
Выстрел в грудь
Планы молодых супругов нарушила война. Василий сразу записался добровольцем на фронт. В 1942-м он, младший политрук, получил тяжёлое осколочное ранение. Несмотря на огромное желание встать в строй, его демобилизовали и направили в Удмуртию на пост директора средней школы.
Как только Украину полностью освободили от немецких войск, молодой педагог вернулся на родину. Тогда он и узнал то, что разделило его жизнь на до и после.###
Вот как написал об этом сам Сухомлинский: «Я не получил из дома ни одного письма. Село, где у своих родителей жила жена, было оккупировано фашистами. Жена с двумя подругами распространяла листовки, сброшенные нашими лётчиками, перепрятывала бежавших из плена советских солдат, прятала оружие и передавала его пробиравшимся через Днепр советским воинам. Она была арестована гестапо. В застенке у Веры родился сын…»
Ребёнка фашисты убили, едва тот появился на свет. Молодую мать пытали несколько дней, а затем выкололи глаза и повесили.
По стечению обстоятельств это происходило в тот момент, когда Сухомлинскому прострелили грудь подо Ржевом - осколок металла навсегда остался в лёгком.
Так и провёл Василий Александрович всю жизнь с раной, отдававшей болью утраты и растерзанного счастья.
Школа радости
Сухомлинскому удалось начать всё заново, он встретил учительницу русского языка, которая стала его женой. Супруги работали вместе - преподавали в селе Павлыш. Родились дети - сын и дочь, а в 1948 году Василий Александрович возглавил Павлышевскую школу, ею он бессменно руководил до конца своих дней. Это рядовое, к тому же разрушенное войной учебное заведение стали называть «школой радости» - такой её сделал Сухомлинский.
Легко представить, насколько чудесным было это место. Здание утопало в зелени ореховых, вишнёвых и абрикосовых деревьев, посаженных руками педагогов и детей. В комнатах для чтения стояли книги - их ребята могли забирать домой. В музыкальном зале располагалась фонотека мировой классики, в уголке изобразительного искусства - репродукции известных картин. На территории находилось множество лабораторий для проведения опытов по химии, биологии, а также метеорологическая станция, ветроэлектростанция и другие локации, стимулирующие интерес детей к познанию мира.
По задумке Сухомлинского, микроклимат школы должен был максимально способствовать получению знаний без давления и зубрёжки. Но прежде всего педагог хотел вырастить людей, не терпящих насилия, стремящихся к добру, понимающих красоту природы и бережно относящихся ко всем живым существам.###
Возле школы построили маленькую хижину, в которой ребята выхаживали больных зверьков, птиц и птенцов, выпавших из гнезда. Там же располагалась голубятня и ласточкин питомник.
Принципы добра
Мысли Василия Сухомлинского и сейчас удивляют своей современностью. Одним из первых педагог-новатор заговорил о вреде школьных оценок, а также выступил за запрет физических наказаний. Он вообще считал недопустимыми любые насильственные меры воздействия.
Сухомлинский говорил: «Нельзя превращать детское сердце в пугливую птичку, которая забилась в угол клетки и ждёт расправы. Сердце, чуткое к добру, справедливости, доброжелательности, не требует не только крика, но и повышения голоса».###
Своим принципам педагог следовал и по отношению к собственным сыну и дочери. Их никогда не баловали, однако старались сделать всё, чтобы детство ребят было наполнено смыслом и радостью.
«Терпение и вера, любовь и волшебство», - таких понятий придерживался Василий Александрович. Для маленьких Серёжи и Оли родители соорудили театр теней. Вместе со взрослыми они вырезали фигурки персонажей и разыгрывали спектакли. Когда ребята стали старше, супруги часто возили их на экскурсии по стране, водили в музеи и театры.
Преступниками не рождаются
Великий гуманист утверждал: в каждом малыше есть желание быть хорошим и важно беречь это «самое тонкое движение человеческой души». Он говорил, что без веры в ребёнка и в доброе начало в нём любая педагогическая система рассыплется в прах. По его мнению, если исключить патологические случаи, которые требуют отдельного изучения, несовершеннолетний никогда сознательно не идёт на противоправное деяние.
Педагог серьёзно занимался изучением причин подростковой преступности и сделал определённые выводы. Например, утверждал: «Тому, кого бьют, самому хочется бить. Тот, кто в детстве хочет бить, став взрослым, захочет убить. Преступления, убийства, насилие уходят своими корнями в детство».###
Василий Александрович настаивал на том, что правонарушитель не рождается внезапно. Он формируется годами из-за чёрствости, равнодушия и бессердечия взрослых.
Сухомлинский провёл серьёзное исследование, охватившее 460 материалов по криминальным делам. Он выяснил: в каждой семье, где ребёнок совершил злодеяние, что-то было неладно. Причём это «неладно» не всегда сразу бросалось в глаза.###
У некоторых юных преступников даже двойки в дневнике отсутствовали, да и родители считались неплохими людьми. Многим педагоги давали хорошую характеристику. Однако в большинстве семей господствовала убогость человеческих взаимоотношений. Родители не знали, в чём находят радость их дети, какие у них интересы. Ребёнок мог быть хорошо одет, накормлен, послушен, но духовно-нравственное воспитание отсутствовало.
Василий Александрович обратил внимание, что ни у кого из оступившихся подростков не имелось семейной библиотеки. Никто из них не мог назвать ни одного произведения симфонической, оперной или камерной музыки.
Пробудить совесть
Педагог неоднократно повторял: характеристика «послушный ребёнок» ни о чём не говорит. Послушания можно добиться запугиванием, угрозой физических наказаний. Важнее пробудить совесть несовершеннолетнего, наполнить его жизнь духовным содержанием.
Сухомлинский был убеждён, что гуманитарные знания играют важную роль в развитии личности. В разное время он имел возможность говорить со 113 молодыми людьми, совершившими тяжкие преступления. Беседы проводились в ходе следствия и после суда.###
Выяснилось, знания о произведениях великих писателей у них поверхностны: «Что-то слышали, проходили». Ни одно из творений классической литературы не закрепилось в памяти юных преступников.
Дело жизни
Василий Сухомлинский прожил всего 51 год. Осколок в груди добрался до сердца спустя 25 лет после войны. Умирая, просил жену сохранить его архив.
Год ушёл у Анны Ивановны только на то, чтобы описать работы. А потом она без устали 20 лет занималась наследием супруга: готовила к печати, что было ещё не издано.
Сухомлинский написал 48 монографий, свыше 600 статей, а также порядка 1500 рассказов и сказок. Обладая поразительной трудоспособностью, он всю жизнь не переставал не только учить, но и учиться. Педагог-новатор владел несколькими иностранными языками: немецким, польским, чешским, французским, английским.###
Но чем он поистине гордился, можно понять из письма Василия Александровича профессору Костяшкину, датированного 1967 годом: «…Я написал свыше 300 научных работ, в том числе 32 книги, работы переведены на 36 языков народов СССР и зарубежных стран. Но я не считаю научную работу главным в своей жизни. Главное - это то, что я народный учитель. Творить человека - это высшее счастье…»
«Оптимизм, вера в человека - неисчерпаемый источник творческой энергии, нервных сил, здоровья воспитателя и воспитанника. Недоброжелательность - опасный недуг души, который отражается и на сердце, и на нервах».
***
«Ремень и тумак убивают в детском сердце тонкость и чувствительность, утверждают примитивные инстинкты, растлевают человека, одурманивая его ядом лжи, подхалимства. Дети, воспитанные ремнём, делаются бездушными, бессердечными людьми».