Они знают о бриллиантах всё

1 месяц назад 72

Возраст объектов исследования специалистов этого профиля может исчисляться миллионами лет, а стоимость - цифрой с шестью нулями. Если, конечно, это не фальшивка. Умение определить, являются ли драгоценные и поделочные камни натуральными или имитацией, - целая наука. Она называется геммологией. Экспертов, имеющих такую специализацию, в системе органов внутренних дел можно, как говорится, по пальцам пересчитать. Однако потребность в них будет только расти, считают сотрудники ЭКЦ МВД России, освоившие данную довольно редкую профессию.

Время исследовать камни

Самоцветы всегда привлекали внимание людей. Многие экземпляры - ровесники Земли. Как известно, на стоянках древнего человека обнаружены не только первые орудия труда, но и украшения из камня, служившие в те времена амулетами и оберегами, а также знаками отличия зарождающегося сословного разделения. И в современном мире минералам приписывают мистические свойства и исцеляющую силу. Научный подход, конечно же, не располагает к тому, чтобы в это верить. Геммологи к подобным мифам относятся снисходительно: мол, если это помогает кому-то, то нет смысла переубеждать. Гораздо чаще они сталкиваются с тем, что блеск граней вызывает криминальный интерес. И тогда экспертное мнение может стать решающим в изобличении злоумышленников.

Любовь к самоцветам у заместителя начальника отдела почвенно-ботанических и минералогических экспертиз Управления экспертиз и исследований материалов, веществ и изделий ЭКЦ МВД России полковника полиции Наталии Кочетовой появилась ещё со школьной скамьи. Сначала это был кружок, где детям рассказывали о свойствах минералов, организовывали познавательные поездки на месторождения. Следующий шаг - учёба на геологическом факультете МГУ. Однако его выпускникам не повезло: окончание вуза как раз пришлось на начало 90‑х, и стало понятно: в стране, где люди борются за выживание, не до науки. В общем, специалисты такого профиля оказались не востребованы.

Наталия КочетоваФото: предоставлено ЭКЦ МВД России / на фото Наталия Кочетова

- Чтобы остаться в профессии, я решила получить дополнительное образование на курсах геммологии при Российском государственном геологоразведочном университете и пойти работать в органы внутренних дел, - рассказывает Наталия Львовна. - Это направление исследований появилось в системе МВД ещё в 1975 году. В советское время, как известно, драгоценные камни входили в валютные ценности, продажа даже самого маленького самоцвета являлась уголовно наказуемым деянием.

В основном задерживали расхитителей с заводов, выковыривавших бриллианты из готовых изделий для дальнейшей реализации через подпольных ювелиров. Были дела о дерзких кражах и «ограблениях века», которые с развитием научно-технического прогресса постепенно сменились банальным мошенничеством, связанным с искусственными имитациями. Возникла необходимость в применении специализированных знаний для их выявления.###

С принятием в 1998 году закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» потребность в экспертах возросла. Оперативники и следователи ставили перед ними уже и такие вопросы: относится ли минерал к драгоценным и какова его реальная стоимость?

Алмазы в мешке

По признанию Наталии Кочетовой, исследование камней - ещё и очень увлекательное занятие. В данной работе нет рутины и монотонности, зато есть красота и многообразие.

Полковник полиции хорошо помнит свою первую экспертизу, когда ей принесли… четыре мешка алмазного сырья!

- В данном случае было допустимо брать пробу, но это скорее исключение. Как правило, геммологами исследуется весь объём, сколько бы он ни составлял, - поясняет она. - Например, однажды у нас было 300 тысяч объектов! Алмазы, фианиты, рубины, сапфиры, гранаты, топазы… - в общем, всё разнообразие самоцветов и искусственных аналогов в огромном количестве. Мы только пересчитывали их вчетвером целый месяц! А потом работали с каждым камешком отдельно в течение года. Многообъектные экспертизы требуют больших временных затрат, особенно если мы имеем дело с ювелирными изделиями.

Были в её практике и уникальные образцы - янтарь массой свыше килограмма, бриллианты более 40 карат и другие.

Масса незаконно добытого изумруда составила 1010 граммовФото: предоставлено ЭКЦ МВД России / Масса незаконно добытого изумруда составила 1010 граммов

- По одному резонансному делу проходил очень крупный изумруд, незаконно добытый на Малышевском руднике на Урале, - продолжает собеседница. - Лет 30 он спокойненько лежал в укромном месте, ждал своего часа. Однако во время реализации злоумышленники были задержаны с поличным. Камень весом более килограмма принесли на экспертизу. Стоимость необработанного изумруда составила примерно два с половиной миллиона рублей, а это уже считается оборотом драгоценных камней в крупном размере.

«Залечить» трещины и добавить красоты

Среди сотен самоцветов драгоценных всего семь: это алмазы, изумруды, сапфиры, рубины, александриты, жемчуга и некоторые уникальные янтарные образования. Красивейший природный ресурс на нашей планете постепенно истощается. А так как он невозобновляемый, соответственно растёт и цена.

Чтобы повысить стоимость и привлекательность самоцветов, люди научились специальным методам их обработки, появился такой термин, как облагораживание. При этой процедуре возможны изменения цвета камня, яркости окраски, прозрачности, а также исчезновение трещин, появление каких-либо оптических эффектов.###

- Для каждого минерала есть свои способы облагораживания. Например, для алмазов используют ионизирующее облучение. Этим, конечно, занимаются не на кухне или в гараже, а на промышленных предприятиях, - рассказывает Наталия Кочетова. - Камень приобретает тёмно-зелёный, почти чёрный цвет. Такие экземпляры в природе встречаются крайне редко и стоят очень дорого. А если облучённый алмаз, допустим, нагреть и при этом создать высокое давление, то можно добиться разнообразной палитры цвета - от малинового и синего до ярко-жёлтого. Что касается рубина и сапфира, чаще всего их просто нагревают до высокой температуры, и они становятся более яркими и прозрачными. Для заполнения трещин самоцвет погружают в раствор свинцового стекла под давлением.

Облагороженный минерал сохраняет своё название и не является фальсификацией. Но натуральный, конечно, дороже лабораторного, и иногда разница может быть очень существенной. Хотя бывают и исключения, так как есть природные камни плохого качества, которые будут дешевле синтетических аналогов. Поэтому, помимо установления наименования, эксперту также важно увидеть наличие таких процессов.

Изучать, не разрушая

Чтобы стать хорошим специалистом-геммологом, нужно много практики. Тогда приходит насмотренность, эксперт может определить, какой перед ним камень - природный или лабораторный - даже визуально, основываясь на цвете, блеске, прозрачности и так далее. Например, известно, что натуральные самоцветы неоднородны по своей окраске. Но это лишь версия, которая подтверждается или опровергается объективными показателями, полученными с помощью специальных приборов.

Нередко на экспертизу поступают готовые ювелирные изделияФото: предоставлено ЭКЦ МВД России / нередко на экспертизу поступают готовые ювелирные изделия

- Наши объекты исследуются только с применением неразрушающего метода. То есть для того, чтобы установить наименование, массу, не нужно ничего откалывать, царапать и так далее, - поясняет эксперт. - Если имеем дело с ювелирными изделиями, камень не извлекается из оправы. Для установления его массы используют специальные арифметические формулы.

Геммологический микроскоп, полярископ, рефрактометр, детектор бриллиантов, лупа и источник ультрафиолетового освещения - вот те инструменты, которые позволяют определить оптические свойства минерала, то есть измерить показатель преломления света, его теплопроводность и выявить другие характеристики. С помощью рентгенофлуоресцентного анализатора можно точно узнать химический состав камня.###

Но это не означает, что совсем отменяется визуальный отбор и аппаратура даст все ответы на поставленные вопросы. Неспециалисту, даже вооружившемуся хитрыми приборами, легко спутать изумруд с любым другим «зелёным камешком». Чтобы смотреть в микроскоп и видеть именно то, что нужно, необходимо иметь специальные знания и опыт.

Профессионалов такого уровня в стране немного. Это довольно-таки редкая специализация и у экспертов, работающих в полиции, так как требуются временные и материальные затраты на получение высшего образования по данному направлению. Оно должно быть полноценным, а значит очным. Профессиональная переподготовка также предполагает значительные капиталовложения, поскольку сотрудника ЭКЦ нужно обучать платно и в отрыве от производства.

Готовы помочь коллегам

Тем не менее геммология активно развивается, потребность в таких специалистах в МВД растёт. Это связано и с тем, что в ближайшее время в органах внутренних дел планируется проведение комплексной экспертизы ювелирных изделий, которые проходят по уголовным делам о кражах и мошенничествах. Появилась необходимость в установлении их стоимости. Поэтому после исследования камней и металла будет производиться ещё и товароведческая экспертиза.

В ЭКЦ МВД России всегда готовы помочь коллегам из регионов, проконсультировать по возникающим вопросам. С целью повышения квалификации геммологи со всей России регулярно собираются в Москве для прохождения стажировки.

И все они могут ознакомиться с коллекцией, собранной главным экспертом ЭКЦ МВД России полковником полиции Павлом Карташовым. Бусы из опала и янтаря, кабошон из чистого горного хрусталя, минерал со вставками метеорита, прилетевшего на территорию Беларуси во времена Ивана Грозного, изделия из нефрита, жадеита, чароита, афганского лазурита, самая массивная работа - блюдце из тигрового глаза... Всего не перечислить!

- Коллекция начала создаваться довольно давно, порядка 20 лет назад, - делится Павел Владимирович. - Все камни относятся к поделочным. Они были приобретены на различных выставках минералов, в том числе международных, у геологов или мастеров-ювелиров. Это уникальные изделия, которые вы не найдёте в массовом варианте. Соответственно, экспонаты подбирались по принципу «людей надо учить на хорошем материале». Эксперт должен не только увидеть образец, но и пощупать, чтобы вырабатывались какие-то собственные ассоциации. Поэтому на стажировках мы стараемся предоставить всё многообразие этого природного явления для изучения.###

Павел КарташовФото: Андрея Лисовского / на фото Павел Карташов

И конечно же, огромное значение имеет непосредственное общение со специалистами‑геммологами ЭКЦ МВД России, имеющими большой практический опыт. Например, Павел Карташов ещё в период учёбы в Российском государственном геологоразведочном университете в рамках производственной практики три года в полях занимался поисками алмазоносных месторождений. В 90-е годы был владельцем мастерской по обработке камней. Он считает безусловным плюсом для эксперта работу в разных плоскостях этой сферы.

Сберегая российские сокровища

Геммологи ЭКЦ МВД России проводят обучение и для сотрудников оперативных подразделений, чтобы они со знанием дела выявляли преступления, связанные с оборотом и контрабандой драгоценных и поделочных камней. Уникальные природные ресурсы являются достоянием нашей страны, порядок их вывоза за границу строго регламентирован, поэтому лиц, нарушающих его, не заполняющих соответствующую декларацию, привлекают к ответственности.

- Единственное в мире месторождение чароита открыли в 50-х годах прошлого столетия между Якутией и Иркутской областью, - говорит Павел Карташов. - Сиреневый самоцвет класса «экстра» является настоящим русским сокровищем. Его запасы начали быстро истощаться, несмотря на то, что добыча минерала связана с дополнительными трудностями - разработка ведётся в условиях сильного холода. Поделочный камень стали активно скупать и вывозить из нашей страны иностранцы. Они заказывали из него могильные плиты, которые у себя на родине распиливали и продавали по граммам, получая огромную прибыль. Руководство СССР вскоре прикрыло эту «лавочку», однако не запретило вывозить менее габаритные изделия из чароита. В настоящее время российские власти наложили ограничение на его добычу.

#MORE_PHOTO#

Нефрит традиционно исключительно высоко ценится в Китае. Жители Поднебесной считают его национальным камнем, называют священным или «зелёным золотом», приписывая различные свойства, включая мистические и целебные.

Ежегодно КНР импортирует тонны нефрита, в том числе из России. В нашей стране большая часть запасов самого ценного и редкого вида этого минерала - белого окраса - находится в Бурятии. Также есть месторождения в Иркутской области и Красноярском крае. Вывозить камень можно только по лицензии. Но значительная часть добытого идёт по контрабандным каналам. Его прячут в грузовых составах, например, с углём, в полостях автобусов, специальных тайниках в автомобилях, что выявляют таможенные и правоохранительные органы.

Проявляют иностранцы интерес и к янтарю, практически весь известный мировой сырьевой потенциал которого сосредоточен в Калининградской области. Охотники за солнечным камнем ведут незаконный промысел вдоль побережья Балтийского моря, оставляя за собой гектары изрытых земель. Из нелегального оборота сотрудниками полиции изымаются сотни килограммов солнечного камня, в том числе идущего контрабандой за рубеж.###

- К счастью, в стране реализуется политика, направленная на сохранение природных богатств, - считает эксперт. - В 2019 году внесены поправки в действующие статьи Уголовного кодекса Российской Федерации - 191-ю и 255-ю. Согласно новой редакции уголовная ответственность будет наступать не только за незаконный оборот природных драгоценных камней или жемчуга, но и за совершение сделки, связанной с заведомо самовольно добытым янтарём, нефритом или иными полудрагоценными камнями, а равно за их незаконное хранение, перевозку или пересылку лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние. Предусматривается повышенная ответственность за самовольную добычу таких камней в крупном размере.

Специалисты советуют

Из всего многообразия камней Наталии Кочетовой больше всего нравится танзанит. Синий, прозрачный, но с тёплым красноватым оттенком камень добывается на единственном месторождении в мире - в Танзании, которое уже практически выработали. У Павла Карташова фаворитом является жадеит. Этот зелёный самоцвет не просто красив, но из-за своей особенности сохранять тепло имеет отличную репутацию у любителей бани.

По словам экспертов, понятие ценности камней у профессионалов и любителей разное: искусственно облагороженные зачастую смотрятся привлекательнее. Например, природный топаз выцветает со временем, а лабораторный нет. А так как минералогическая грамотность у людей невысокая, то для многих обывателей товарный вид важнее натуральности.

Геммологи ЭКЦ дали несколько рекомендаций нашим читателям.

Сведения о драгоценных камнях в ювелирном изделии размещаются на ярлыке: это наименование, масса, форма и группа параметров огранки, качественно-цветовые характеристики. Там указывается, является ли бриллиант природным либо имеет синтетическое происхождение. Поэтому важно ознакомиться с представленной информацией. При крупной покупке рекомендуется взять с собой человека, который разбирается в этом вопросе.

Так как драгоценные камни практически никогда не дешевеют, это хорошая инвестиция. Но надо понимать, что действительно уникальные крупные самоцветы - трудноликвидное вложение, так как стоят очень дорого. Их нельзя вот так запросто взять и быстро продать, когда возникла необходимость в деньгах. Позволить себе подобную покупку может далеко не каждый.

НАША СПРАВКА

Только на одном месторождении, Малышевском на Урале, камни добывают с 30-х годов позапрошлого века промышленным способом. При этом здесь есть не только изумруды, но и александрит, берилл, хризоберилл, фенакит.

В результате научно-технического прогресса и эволюции знаний люди научились воспроизводить процесс создания минералов, полностью моделируя природный. Например, 98 % жемчуга на мировом рынке - это культивированный продукт.

Впервые синтетические алмазы получены в 1952 году, но они были технического качества. И только в 70-х появились образцы, которые можно использовать в ювелирной отрасли.

Прочитать всю статью