Олег Рой: «Каждый человек – готовый роман»

1 месяц назад 60

В гостях у журнала «Полиция России» российский писатель, сценарист, продюсер Олег Рой.

– Олег Юрьевич, у вас поразительная трудоспособность. Поделитесь секретом своей творческой лаборатории.

– Главный секрет продуктивности писателя всегда один – работать, работать и работать. Впрочем, это отличный способ достижения успеха и профессионализма в любой специальности. А у писателя это в основном, выражается четырьмя глаголами: писать, читать, наблюдать и фантазировать. Причём последние два, пожалуй, самые важные, потому что любая идея и сюжет рождаются именно из наблюдений и воображения. Наблюдать, а главное, сразу фиксировать всё, что услышал, заметил и даже подумал – обязательно, причём именно сразу, а то потом потеряется. Мне нравится взглянуть на человека на улице или в кафе и тут же начать придумывать: кто он? Куда он идёт? Почему зашёл именно в это кафе и именно сегодня? Так рождаются истории. Каждый человек – готовый роман, главное – это заметить, а развить историю поможет фантазия. Без воображения ты никакой не писатель, ведь книгу интересно читать только тогда, когда самому автору интересно её придумывать. А развивать сюжет, создавать характеры героев так или иначе помогает твой личный опыт.

– Кто и каким образом предопределил ваш путь?

– Мне всегда нравилось придумывать истории, а позже – записывать свои мысли. Во времена моего детства было модно играть на гитаре, а я, к сожалению, играл плохо, и даже магнитофона у меня не было, как у других ребят. Поэтому летом в пионерлагере, когда у гитариста уже болели пальцы, на «сцену» выходил я и начинал рассказывать. Каждый раз сочинял новую историю – это была игра на заказ от ребят по отряду. Многое уже тогда надо было записывать.

А в 5–6 классах начал заниматься в театральной студии и написал свой первый сценарий – пьесу о волшебных грибочках. Сам в ней сыграл Сморчка. Тогда-то наш преподаватель Василий Павлович Щур сказал, что моё призвание – не творить на сцене, а писать для неё.

– Как появился псевдоним РОЙ, под которым вы стали так широко известны?

– Всё очень просто! Это фактически аббревиатура фамилии, имени, отчества: Резепкин Олег Юрьевич. «Наградил» меня им ещё во время службы в армии наш замкомвзвода. Он любил давать солдатам такие короткие «позывные»: Беспалыч, Рой, Дёма. Как видите, мне мой очень даже пригодился.

– Написание книг – это искусство или ремесло?

– Не знаю… Искусство – звучит несколько высокопарно, ремесло сюда тоже не совсем подходит… Я бы охарактеризовал это по-другому. Написание книг – это творчество плюс работа.

– В 22 года вы стали директором по воспитательной части в магнитогорской школе-интернате для детей-сирот, сделали немало хорошего для них. Какая судьба воспитанника особенно запомнилась, тронула?

– Я отвечал за досуг ребят: музеи, театры, кружки, секции, библиотеки. Три года этим занимался. Мы построили театр на 350 посадочных мест, сделали звероферму, создали первый компьютерный класс, стрелковый клуб, поставили тренажёры для занятий бодибилдингом. Потом меня назначили заместителем начальника народного образования Магнитогорска. Но я понял: это не моё. Хотя, как и любой опыт, мне он пригодился и многие истории запомнились – просто не могли не запомниться, потому что, в основном, они были очень сложные и тяжёлые... Одну из них я мельком описал в своём романе «Банкротство мнимых ценностей», кое-что мне пригодилось в работе над романом «Искупление». Также этой теме посвящена большая повесть для подростков «ТЮЗ», в которой мальчик из хорошей семьи по трагическому стечению обстоятельств попадает в интернат.

– Когда пришло желание написать для детей?

– Когда у меня появился мой сын Женечка. По вечерам перед сном я рассказывал ему на ночь сказки, которые чуть позже превратились в первые произведения для детей. Например, так случилось с серией книг «Приключения Лёшика». Фактически мы придумали её вместе с сыном.

– Для кого сложнее писать, для взрослых или для детей?

– Бывает странно слышать от писателей что-то в духе: «Знаете, для детей писать сложнее, ребёнку нельзя соврать». Мне всегда им хочется сказать: «Если вам так тяжело писать для детей, ну не пишите. Зачем из себя вытягиваете тексты, которые дети не читают? » Мне для ребят писать приятно. Это мой маленький отпуск. Если вдруг устаю от взрослого романа и хочу отправиться в путешествие, чтобы отдохнуть и перевести дыхание, начинаю тут же писать что-нибудь детское. Поверьте, это невообразимо и потрясающе, когда ты чувствуешь себя заново ребёнком.

– Что должно быть, а чего не должно быть в детской литературе?

– В первую очередь, не должно быть жестокости, грубости, злости, насилия. Я всегда считал, что литература для детей должна быть не только развлекательной, но и поучительной. Не назидательной, а именно поучительной. Здорово, когда ребёнок может просто погрузиться в совершенно другой мир, отвлечься, попытаться в нём что-то найти для себя. Хотя я не пишу назидательно, но в моих книгах всегда есть маленькие нарративы, которые дают мне уверенность, что ребёнок после прочтения не скажет и не сделает ничего дурного. Вот, например, в истории про Лёшика я через сказку показываю, как маленький человечек старается творить добро вокруг себя. Уважительное отношение ко всему, что тебя окружает, – самый главный посыл. Ты можешь быть магом и волшебником, но, если не хочешь или не можешь творить добро, никакая магия тебе не поможет.

– На ваш взгляд, что можно сделать для поощрения детей к чтению?

– Когда-то я увидел, что мои дети стали реже обращать внимание на книгу. И тогда подумал, что мультипликация – отличный мотиватор для ребёнка и инструментарий для автора – заставить взять в руки книгу, чтобы узнать о приключениях любимых героев чуть больше. Есть проекты, где я выступаю в двух ипостасях: как автор истории и как создатель мультипликационного продукта – «Джинглики», «Супер Мяу», «Дракоша Тоша», «Волшебная лавка Есении»… При этом для меня важно, чтобы дети после просмотра мультика брали в руки книгу. Одна серия – 7 минут удовольствия от просмотра, а за книгой с новыми историями несколько часов можно провести и при этом с пользой, потому что чтение – работа.

 На встрече с жителями Донецка. Май 2024 г.Фото: На встрече с жителями Донецка. Май 2024 г.

Мне важно научить детей трудиться. Быть хорошим другом тоже труд. И мои истории без назиданий учат детей помогать слабому и попавшему в беду, любить Родину, понимать себя и других.

– У Высоцкого есть известная фраза: «Значит, нужные книги ты в детстве читал». Что читали вы?

– Уже к третьему классу понял, что книги – это единственный для меня в то время «парк развлечений». И список любимых был огромный! Когда читал Фенимора Купера, думал, что в моей жизни будет только он. Однажды в детстве сильно расстроился, когда узнал, что закончились книги Жюля Верна – я их все прочитал. И как жить дальше? А потом выяснилось, что и Конана Дойля больше нет, и Вальтера Скотта, и Джека Лондона. Но, оказалось, можно довольствоваться прочитанным, а потом возвращаться к любимым книгам, перечитывать их, смотреть снятые по ним фильмы. Это было совершенно потрясающе — перечитать книгу и понять смысл режиссёрского замысла, актёрской игры, позиционирование идеологии фильма, где сокрыта ментальность того, что ты вытащил для себя из книги. Например, в детстве тебе кажется, что книга про золотую лихорадку, а оказывается – нет, всё по-другому. Это не о раненом звере, а о человеке, узнавшем любовь через привязанность к дикому животному, который ему открыл мир природы. А ещё я понял, что авторы – это гениальные люди, которые могут предсказывать будущее. Беляев, «Голова профессора Доуэля» – все эти пересадки, это было абсолютнейшее предвидение. Или Салтыков-Щедрин, который описал любые государства, если прочитать правильно. И тогда я понял, что у меня есть ещё один «парк развлечений».

– По вашему роману «Неотправленные письма» в Театре имени Моссовета поставлен одноимённый спектакль, первый про специальную военную операцию. Часто бываете поблизости от мест боевого соприкосновения?

– Ещё до 2014 года я ездил на Донбасс. Встречался с читателями, в том числе самыми маленькими. Проводил фестивали и презентации. За это время ничего не изменилось, разве что приезжать стал чаще. Счёт моим поездкам уже не на десятки, а на сотни, наверное. Был в Донецке и Луганске, Горловке и Волновахе, Мариуполе и Песках. Встречался со взрослыми и детьми, бывал совсем близко к линии фронта, у солдат, в больницах и военных госпиталях.

Фото предоставлено пресс-службой Театра Моссовета / Спектакль Неотправленные письмаФото предоставлено пресс-службой Театра Моссовета / Спектакль Неотправленные письма

Это просто моя жизнь – нести радость туда, где горе, дарить частичку света тем, у кого вокруг кромешная тьма. И книга – способ рассказать о том, что я считаю важным для всех нас. За время поездок накопилось много историй, которые должны быть рассказаны и услышаны. Так появился первый роман, посвящённый СВО, – «Неотправленные письма».

– У этой темы будет продолжение?

– Оно уже есть! Вышла книга «Тени Донбасса» – сборник коротких историй, посвящённых жителям региона и подвигам наших воинов. Также в эту книгу вошли рисунки юных художников ДНР и ЛНР. Сейчас и по этой книге поставлен спектакль, который идёт на сцене Культурного центра «Москва». Также удалось сделать радиоспектакль, который транслировался на радио «России» – истории из книги «Тени Донбасса» прозвучали в прочтении Сергея Гармаша и Полины Агуреевой.

Третья книга – «Сашка Вагнер» посвящена моему другу, который погиб при взятии Бахмута–Артёмовска. А уже этой осенью выходит четвёртый роман – «Жить. Любить. Верить» и графическая новелла «100 метров»… Как видите, не собираюсь останавливаться. Считаю, что сегодня у каждого из нас свой фронт и своё поле боя. Я на своём, писательском, стараюсь делать всё, чтобы как можно больше людей знало и не забывало о подвигах наших пацанов, совершённых во время СВО.

– Поделитесь с читателями журнала, сотрудниками органов внутренних дел, ещё одним секретом – секретом жизнестойкости.

– Он очень прост! Всё начинается с тебя. А значит, надо всегда думать о хорошем и верить в хорошее. Улыбаться миру и тогда мир будет улыбаться тебе, быть добрее и внимательнее к людям вокруг и это вернётся тебе сторицей. Уважать других и себя самого – свои чувства, потребности, особенности. Уверенно идти к своей цели и следовать за мечтами, только тогда они начнут сбываться и осуществляться. Но при этом в погоне за чем-то далёким не забывать и ценить то, что у тебя есть здесь и сейчас.

Визитная карточка

Олег Юрьевич Резепкин (Олег Рой).

Родился 12 октября 1965 года в Магнитогорске. Во время учёбы в школе был участником театрального коллектива «Импульс» при Дворце металлургов. Окончил психологический факультет Магнитогорского государственного педагогического института по специальности «Педагог-психолог».

Работал директором по воспитательной части в магнитогорской школе-интернате для детей-сирот.

Колумнист, телеведущий. Входит в десятку самых читаемых писателей России.

Автор более 60 романов для взрослых в различных жанрах - сентиментальная проза, психологический триллер, фантастика, 250 книг для детей и подростков.

Ряд литературных произведений экранизированы, получили российские и международные награды. Мистический роман «Дом без выхода» экранизован дважды – в России и в США, а телесериал «Индус» по роману «Улыбка чёрного кота» номинировался на 51-м телевизионном фестивале в Монте-Карло (2011).

Автор, создатель и продюсер анимационных сериалов «Джинглики», «Дракоша Тоша», «Шмяк. Волшебная лавка Есении», «Супер Мяу». Участник творческой группы, работающей над российским литературно-анимационным проектом «Сказочный патруль».

Член творческой бригады Министерства обороны Российской Федерации.

Член Союза писателей Российской Федерации.

Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2023), а также медалями Министерства обороны Российской Федерации «Участнику военной операции в Сирии» (2023) и «Участнику Специальной военной операции» (2023).

Обладатель ряда литературных премий, в том числе – Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства в номинации «Литературное творчество и издательское дело» (2023), Бунинской и Пушкинской.

Прочитать всю статью