Неидеальный заёмщик, или Куда привела кривая дорожка

9 месяцев назад 74

Есть мнение, что резонансным может быть лишь преступление, связанное с массовым и особо изощрённым убийством, кражей астрономических сумм, или другое злодеяние, подходящее под категорию «скандалы, интриги, расследования». Но кто бы подумал, что обычное мошенничество не просто вызовет интерес у населения, но и приведёт к заметным изменениям в банковской сфере? Именно так и произошло в Липецке.

Система работала чётко

Магазин шерстяных изделий и постельного белья на одной из центральных улиц Липецка в очередной раз остался без директора. Место, в принципе, бойкое, и жительница Усманского района решила: в её силах дать торговой точке ещё один шанс.

Заняв освободившуюся должность, она старалась как могла. Покупателям, которым было трудно выплатить сразу крупную сумму за понравившийся товар, предлагала взять кредит. Женщина начала сотрудничать с двумя банками для того, чтобы клиентам на месте дистанционно оформлять заём. От них требовался минимум документов. Они загружались в специальную компьютерную программу, после чего автоматически формировался договор с подключением услуги «Идеальный заёмщик», позволяющей проверять качество личной кредитной истории. К слову, женщина даже обучение прошла по услугам финансовых организаций, которые можно оказать покупателям в её магазине.

Система работала чётко, но вмешался случай. Когда по миру грозно шествовал коронавирус, фигурантка потеряла несколько близких родственников. По её словам, из-за расходов, связанных с похоронами, возникла тяжёлая жизненная ситуация.###

В отчаянии женщина брала деньги в микрофинансовых организациях: в общей сумме получилось более миллиона рублей. Возместить растущую как снежный ком задолженность доходы не позволяли, и она решилась на преступление.

Кредит кредитом вышибают?

План был прост: воспользоваться персональными данными покупателей, которые когда-то получили финансовую помощь в магазине, и перебить свои задолженности новыми займами, оформленными на чужие имена. Документы клиентов, включая копии паспортов, по-прежнему хранились у свернувшей на кривую дорожку женщины. Фальсифицируя сведения о заработке и подписи, она получала одобрения на заявки, и банк перечислял требуемую сумму на счёт мошенницы. Позаботилась она и о наличии кодов-подтверждений, отправляемых на телефон «клиента». При обыске в офисном помещении магазина правоохранители нашли более 50 сим-карт. Каждый раз при оформлении кредита она просто пользовалась одной из них.

В хитросплетениях новой для региона мошеннической схемы разбирался старший следователь отдела по расследованию преступлений в сфере экономики СУ УМВД России по городу Липецку старший лейтенант юстиции Евгений Богатырёв.

- Фигурантка говорила, что не собиралась заходить так далеко, - поясняет он. - Даже исправно вносила платежи по первым займам, почти выплатила их. Впрочем, деньги на эти цели она получала через оформление новых фиктивных договоров.

Сыграло свою роль и ложное ощущение безнаказанности: за полтора года женщина взяла более 50 кредитов. Клиенты магазина и предположить не могли, что купленные несколько лет назад подушки и покрывала станут точкой отсчёта для преступления!###

Общая сумма причинённого двум банковским организациям ущерба составила свыше 2, 6 миллиона рублей. Обвиняемая вину признала и добровольно возместила 800 тысяч.

- Любопытный факт: никто из тех, на чьё имя фигурантка брала кредиты, не стал предъявлять претензий, - говорит Евгений Богатырёв. - Находить общий язык с клиентами она умела. Нередко помогала с выбором товаров и делала покупателям скидку, в целом была доброжелательна. Но закон есть закон. Преступления, предусмотренные ст. 159 УК РФ «Мошенничество», предполагают лишение свободы до 10 лет. Так что, скорее всего, находить общий язык злоумышленнице придётся уже с сокамерницами.

Не повторяйте ошибок

Обнаружить преступную схему позволил один телефонный звонок. Сотрудница банка проявила заинтересованность и вышла на клиентку, которая меньше месяца назад оформила заём. Вопрос работницы, довольна ли та условиями кредитования, застал женщину врасплох - никаких денег ведь она не брала. Выяснение подробностей недоразумения и позволило выйти на злоумышленницу.

- По итогам расследования мы направили в банки, с которыми сотрудничала фигурантка дела, уведомления. В сообщении описали мошенническую схему и призвали их не повторять ошибок коллег, - комментирует старший лейтенант юстиции. - Уверен, и другие кредитные организации примут на вооружение новый подход: даже при дистанционном оформлении займа будут держать связь с клиентом. Это позволит компаниям избежать убытков. Вероятно, и владельцы телефонов теперь не станут сразу бросать трубку после сообщения, что звонят из банка. Если не спрашивают коды и номера карт, а просто хотят проинформировать, почему бы и не послушать? Ведь, возможно, звонят не мошенники, а те, кто хочет от них спасти…

Прочитать всю статью