Недобрые люди из телефона

3 месяцев назад 36

В последние годы печальные истории о вездесущих дистанционных мошенниках, казалось бы, звучат из каждого утюга. Сценарии, которые разыгрывают злоумышленники перед жертвами, не отличаются оригинальностью. И всё же с завидной регулярностью находятся люди, которые ведутся на легенды аферистов. В одной только Тверской области дежурные части отделов полиции ежедневно регистрируют до 15 сообщений о бесконтактных мошенничествах.

По всей стране

Расследование уголовного дела в отношении 14 членов межрегиональной организованной группы завершено в УМВД России по Тверской области. Фигуранты обманули жителей 46 регионов России. Детальная и трудоёмкая совместная работа следователей и оперативников вылилась в 142 уголовных дела из 194 эпизодов. Материалы уместились в 207 томов.

Преступная шайка сформировалась на территории Бурятии. Кроме того, сообщники «работали» из Москвы, Иркутска и Забайкальского края. Роли среди членов организованной группы были чётко распределены.

Отправной точкой в раскрытии серии преступлений стал один из многочисленных эпизодов, когда жительница Твери перечислила лжебанкирам 5, 5 млн рублей. Ухватив за ниточку, тверские оперативники распутали криминальный клубок.###

Отличалась организованная группа мошенников дисциплиной, сплочённостью и устойчивой структурой. Так называемые звонари непосредственно связывались с жертвами по телефону, представлялись сотрудниками банка. Они объясняли: произошёл несанкционированный доступ к счёту. Чтобы сохранить деньги, нужно снять наличные, а затем зачислить на другой, якобы безопасный либо «страховой» счёт. Иногда человеку говорили, что от его имени поступила онлайн-заявка на кредит. Далее - по схеме: идите в банк и оформите кредит на себя, а затем снимите наличные и переложите их в «резервную ячейку». Людей убеждали, что это единственный способ сохранить деньги. На деле же оказывалось, это лучший способ их потерять.

Вышли на след

Тверские оперативники распутали основное звено преступной структуры - «обнальщиков». Задачей этой подгруппы был поиск так называемых дропов, которые за вознаграждение открывали на своё имя счета в банках, куда стекались деньги обманутых жертв. Кроме того, они организовали скупку у граждан сим- и банковских карт. О своём участии в преступной схеме их владельцы не знали. Похищенные деньги «дропы» впоследствии обналичивали в банкоматах и перечисляли на подконтрольные счета.

При этом «трудились» аферисты автономно, общаясь через интернет-мессенджер. Таким же образом к организатору стекалась информация о суммах хищений.

- Парадоксально, но примерно треть жертв - вовсе не люди серебряного возраста, а работающие мужчины с высшим образованием и вообще граждане самых разных возрастов и профессий, - рассказал начальник отдела УУР УМВД России по Тверской области подполковник полиции Александр Зубков. - Казалось бы, таких на мякине не проведёшь. Но манипуляторы знают своё дело: они умеют вводить людей в управляемое состояние.

Технологию «развода на деньги» называют социальной инженерией. За этим, на первый взгляд, безобидным термином стоит набор действий и «волшебных» слов. С их помощью преступники могут втереться в доверие и усыпить бдительность, а затем, напугав потерей денег, тут же предложить спасение.###

- В моём случае всё это длилось два часа. Я чувствовала себя как в заложниках, - рассказала одна из потерпевших. - Пока разговаривала с аферистами, до меня пытался дозвониться настоящий банк, но мошенники убедили не отвечать: мол, это как раз злоумышленники. Потом банк начал блокировать операции, видимо, поняв, что меня «разводят». Но я следовала указаниям мошенников. Они говорили, как разблокировать карту. Так перевела все деньги… После этого они отключились и всё. Я перезванивала, но номер уже не отвечал.

Цена доверия

Общаются телефонные жулики, используя банковские скрипты - сценарии разговора с клиентом. Часто они заранее собирают информацию о будущей жертве, которую человек сам же оставил в Интернете, магазинах и соцсетях. Иногда злоумышленники знают даже номер гаража или парковочного места потенциального «клиента», чтобы взаимодействие выглядело более убедительным. Одноходовые схемы мошенничества жулики уже не применяют. Человека, вступившего в контакт с кол-центром, могут «обрабатывать» три-четыре мошенника. Например, «сотрудник» полиции или банка, «представитель Минцифры» - словом, те, от кого обычно не ждут подвоха.

Со своей стороны, киберпреступники всё чаще выбирают мессенджеры для звонков и писем жертвам, в которых трудно определить номер телефона. Они меняют сценарии и используют новые приёмы введения в заблуждение. Но период весёлых заработков, конспирации, скупки банковских карт и тайных денежных переводов закончился для жуликов скверно.

Следствием доказано: за три года злоумышленники обманули 177 человек, похитив свыше 161 миллиона рублей.

В настоящее время уголовное дело с утверждённым обвинительным заключением направлено в суд. Фигурантам грозит до 10 лет лишения свободы. Кроме того, будет решён вопрос о возмещении потерпевшим причинённого ущерба.

Прочитать всю статью