Служба в зоне проведения специальной военной операции - это постоянное перенапряжение, выполнение оперативных задач на пределе возможностей. Вот почему после возвращения домой для полного физического и эмоционального восстановления участнику боевых действий необходима всесторонняя реабилитация. В ФКУЗ «Центральная поликлиника № 2 МВД России» предоставляют всю необходимую помощь таким людям, в том числе тем, кто страдает посттравматическим стрессовым расстройством.
Готовы и можем помочь
На сегодняшний день к поликлинике прикреплено более 40 тысяч пациентов. Это не только сотрудники органов внутренних дел, но и военнослужащие войск национальной гвардии, члены их семей, пенсионеры силовых ведомств. Учреждение рассчитано на 2300 посещений в сутки и располагает широким спектром медицинских услуг.
С началом СВО одной из основных задач стала организация системы быстрой и качественной помощи участникам специальной военной операции. С этой целью здесь разработали комплекс диагностики, лечения и, что не менее важно, профилактики посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР) у пациентов.###
- У трети людей, перенёсших сильное эмоциональное событие, может развиться тяжёлое психическое состояние, у 60 % эти симптомы будут наблюдаться в течение года и даже более, - рассказывает начальник ФКУЗ «Центральная поликлиника № 2 МВД России» полковник внутренней службы Василий Милов. - И страдают от них не только непосредственно сами комбатанты, но и члены их семей, родственники, которые переживают за своих родных. Несомненно, ПТСР является серьёзной проблемой, которая влияет на качество жизни пациента и его близких, нередко приводит к инвалидизации. Люди часто становятся потеряны в социуме. Однако не стоит отчаиваться. Опыт показывает, что данное заболевание излечимо. Мы не только готовы помочь, но и можем это сделать.
С начала спецоперации по сегодняшний день в поликлинике прошли обследование и необходимое лечение свыше двух тысяч таких пациентов.
На фото: Василий Милов
Бригадный подход
По словам заместителя начальника поликлиники по медицинской части врача высшей категории Алёны Хабаровой, участники СВО, помимо проявлений невротических и поведенческих расстройств, нередко жалуются на боли и неправильное функционирование различных систем организма. С учётом этого обстоятельства и выстраивается процесс реабилитации, к которому подключаются узкие специалисты, такие как невролог, психотерапевт, психиатр, кардиолог, эндокринолог, гастроэнтеролог. То есть используется бригадный, полипрофессиональный подход.
- Перед нами поставлена задача по организации медицинского осмотра сотрудников, вернувшихся с СВО. И она выполняется в правильных временных рамках: люди приходят на обследование сразу после прекращения должностных обязанностей в зоне специальной военной операции, - поясняет Алёна Хабарова. - Понятно, что ещё до обращения в амбулаторию часть из них уже получила медицинскую помощь в зоне боевых действий или в госпиталях по месту несения службы. Наши врачи назначают исследования жизненно важных систем организма. Для каждого пациента программа реабилитации подбирается индивидуально. Как правило, она включает и медикаментозную помощь, и психотерапию, которая показывает свою эффективность.
Активно используются возможности физиотерапевтического отделения поликлиники, где широко применяются методики с различным воздействием на организм: лечебный массаж, ударно-волновая терапия, парафиновые аппликации и другие. Такой подход даёт хороший результат.###
В поликлинике приветствуют обращение к специалистам ещё до появления первых симптомов, даже если сотруднику кажется, что в этом нет необходимости, так как он чувствует себя хорошо. Однако опыт показывает: профилактический осмотр позволяет выявлять ряд заболеваний на ранней стадии.
На фото: Алёна Хабарова
Бесценный опыт
Сегодня врачи-неврологи сталкиваются с последствиями минно-взрывных травм, контузий у пациентов. Но поскольку боевые условия, каждодневное выполнение оперативных задач в тяжёлой оснастке оказывают негативное воздействие на опорно-двигательный аппарат, посетители поликлиники часто жалуются на боли в спине, позвоночнике, его шейном и грудных отделах, а также в суставах и коленях.
Понятно, что в максимально стрессовых условиях человек не обращает внимания на такие внешние факторы, как, скажем, холод. Долгое пребывание на морозе, необходимость нахождения в неудобной позе и так далее в дальнейшем сказываются на здоровье. И возвращается сотрудник уже с развёрнутой клинической картиной.###
- Мы уделяем больше времени лечению заболеваний костно-мышечной системы, то есть остеохондрозов, - говорит врач-невролог Юрий Камаев. - В лёгких случаях консультируем пациента и наблюдаем за его самочувствием на амбулаторном этапе. Если это не возымеет должного эффекта, вынуждены будем ставить вопрос о госпитализации. В системе МВД России функционирует несколько лечебных учреждений стационарного типа, где проводится реабилитация таких больных.
По признанию Юрия Камаева, к лечению пациентов, участвующих в боевых действиях, врачи-неврологи поначалу были не готовы, так как методы, которые имелись «на вооружении» до настоящего момента, основаны на практике в мирное время. Сегодня же нарабатывается новый бесценный клинический опыт.
На фото: Массаж хорошо расслабляет мышцы и снимает стресс
- Мы действительно получили колоссальные знания о формировании мышечно-тонических болевых синдромов. Сейчас оцениваем, изучаем состояние пациентов, прошедших боевые действия, и в дальнейшем, думаю, отразим новые данные в научной статье, что позволит дискутировать с нашими коллегами из учреждений здравоохранения, - отметил он.
Не запустить проблему
Особое место в системе реабилитации занимают врачи-психотерапевты и психиатры. Применяя различные методики в зависимости от особенностей личности пациента и выраженности его симптоматики, эти специалисты достигают колоссальных успехов в исцелении. К примеру, во время арт-терапии люди изображают своё состояние с помощью красок. Таким образом убирается психотравмирующий фактор. В процессе когнитивно-поведенческой терапии прорабатывается развитие позитивного мышления.
Большое внимание уделяется и членам семьи страдающего психическим расстройством. Сеансы проходят в индивидуальном и групповом вариантах. Некоторые сотрудники ошибочно считают, что любое обращение к психиатру или психотерапевту и даже к неврологу будет иметь негативное влияние на его карьеру.
На фото: Оценка состояния пациента
- Это заблуждение, потому что вовремя оказанная помощь не приведёт к заболеванию, а вот имеющееся расстройство может прогрессировать и стать препятствием для дальнейшего прохождения службы, - разъясняет начальник психиатрического отделения Павел Сакович. - Ждать, что посттравматическое стрессовое расстройство пройдёт само, не стоит.
Специалисты убеждены: если запустить лечение или вообще его не начинать, то лет через 10 лет человек может столкнуться с крайне негативными последствиями. Чаще всего это алкоголизм и наркомания, суицидальные мысли, что в свою очередь приводит к разрушению личности, потере семьи и работы. Страдают и родственники больного. В таких случаях один-три визита к врачу вряд ли вызовут стойкое улучшение. К решению проблемы надо подходить комплексно.###
- Люди должны сопровождаться специалистами на довольно длительном отрезке жизненного пути, - добавляет начальник психиатрического отделения. - Тем более нельзя слушать советы разного рода «доброжелателей», предлагающих снимать стресс «бабушкиными» способами или спиртным. Главное для нас - не упустить «точку невозврата», вовремя помочь человеку.
На связи с коллегами
Поликлиника сегодня - это коллектив профессионалов высочайшего класса. Медики не только заботятся о здоровье пациентов, но и занимаются научными изысканиями, публикуют результаты исследований в ведущих российских и мировых научных изданиях. Специалисты участвовали в разработке методических рекомендаций Минздрава России, которые применяются сейчас на всей территории страны, в том числе используются в работе фонда «Защитники Отечества».
Помимо этого, идёт активное взаимодействие с коллегами из новых регионов, осуществляется сотрудничество с медицинскими вузами ДНР и ЛНР не только в научной сфере, но и по телемедицинским консультациям пациентов.
- Наша основная функция - медицинская помощь участникам СВО, плюс дополнительно мы осуществляем психологическое сопровождение таких сотрудников перед командировками и по возвращении из них, проводим осмотр, - говорит начальник психиатрического отделения Павел Сакович. - Хорошо понимаем, что мы не единственные, кто будет заниматься данной проблемой, и сейчас необходимо передавать опыт другим врачам, которые готовы применять алгоритмы оказания медицинской помощи сотрудникам, задействованным в спецоперации. Стараемся готовить специалистов из других регионов, чтобы они также пользовались нашими наработками. Обучение проводим с использованием дистанционных технологий. Это брифинги и семинары, тематика которых так или иначе связана с боевой психической травмой.
На фото: Павел Сакович
Во благо пациентов
Одно из самых смелых и перспективных направлений медицинских исследований - генотипирование. Оно позволяет выявить биологические маркеры развития болезни и спрогнозировать с определённой степенью вероятности, разовьётся у человека расстройство или нет.
Есть индивидуальные характеристики, которые необходимо учитывать: один может пройти серьёзную ситуацию, угрожающую жизни, но впоследствии у него не запустится патологический процесс, а у другого от незначительного стресса и даже просто от присутствия на территории боевых действий начинают развиваться какие-либо психические отклонения.###
- Чем раньше мы начнём психологическое сопровождение, медикаментозную коррекцию и оказание помощи, в том числе социальной, такому сотруднику и членам его семьи, тем более широкие возможности открываются для сохранения его в строю. Мы нацелены на то, что сможем на уровне предболезни профилактировать возникновение симптомов. Тогда человеку ещё можно помочь быстрее, эффективнее, прежде чем его заболевание приобретёт стойкий и хронический характер, - резюмирует заместитель начальника по медицинской части Алёна Хабарова.
На пути к полному выздоровлению и совершенствованию реабилитации участников СВО уже сделано очень много, но на этом специалисты поликлиники не останавливаются. На сегодняшний день они уже получили колоссальный опыт, который намерены применять во благо пациентов.
На фото: Здание поликлиники
Проявления посттравматического стрессового расстройства могут возникнуть даже через полгода после непосредственного участия в боевых действиях и на более длительном промежутке. Это определённый процесс, он растянут во времени.
***
3 апреля 2023 года по инициативе Владимира Путина создан фонд «Защитники Отечества». До этого в истории государства не было структуры, которая на федеральном уровне объединила бы в себе решение проблем ветеранов, вернувшихся из зоны боевых действий, и членов семей погибших бойцов.
***
Специалисты ФКУЗ «Центральная поликлиника № 2 МВД России» взаимодействуют с Северным государственным медицинским университетом, Национальным медицинским исследовательским центром психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева, Национальным медицинским исследовательским центром психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского.
***
Посттравматическое стрессовое расстройство - тяжёлое состояние, возникающее в результате единичного или повторяющихся событий, оказывающих сверхмощное негативное воздействие на психику. Оно может быть связано с ощущением собственной беспомощности из-за невозможности эффективно действовать в момент опасности.
Риск возникновения ПТСР зависит от тяжести травмы, контекста ситуации, психологической и биологической (в том числе генетической) предрасположенности индивида. Заболевание приводит к нарушениям функционирования мозга, нервной и эндокринной систем человека.
Механизм записи травматической информации в памяти значительно отличается от такового при обычных событиях. В результате в дальнейшем всё, что хотя бы отдалённо напоминает травмирующую ситуацию (триггер), будет автоматически (на уровне условного рефлекса) вызывать немедленную защитную реакцию всего организма, иногда без осмысления на уровне сознания происходящего. Например, в момент события человек мог думать о гибели. В дальнейшем он понимает, что жив и вне опасности, но при активации травматического воспоминания снова чувствует сильный страх, как если бы ему грозила смерть.