На дороге порядок – разгромлена автоколонна

10 месяцев назад 121

27 января 2024 года исполняется 80 лет полного освобождения Ленинграда от блокады.

Вспоминая тех, кто внёс вклад в разгром германских полчищ под стенами Северной Пальмиры, мы традиционно называем пехотинцев, моряков, лётчиков, танкистов, связистов, сапёров, представителей других военных профессий. И почему-то редко вспоминаем о партизанах – тех, кто долгие месяцы терзал тылы фашистских войск, а после перехода в наступление трёх советских фронтов делал всё возможное для скорейшего продвижения наших полков и дивизий.

Имя одного из них – Василия Плохого – гремело по обе стороны фронта: враги произносили его со страхом и злобой, боевые друзья и командование – с восхищением и уважением.

Германское нашествие он встретил в Белоруссии, где служил техником в авиационном полку. 

После ожесточённых боёв первых дней войны, в которых погибли почти все самолёты этой воинской части, оставшимся пилотам было приказано перегнать в тыл способные подняться в воздух машины.###

А отряду техников и авиамехаников, который возглавил старший сержант Плохой, уничтожив остававшиеся на аэродроме горючее и ремонтное оборудование, самостоятельно, при минимальном количестве оружия, боеприпасов и продовольствия следовать в точку сбора, догоняя отходящие на восток советские войска.

Так Василий Павлович получил первый опыт командования подразделением, перемещения по вражеским тылам, ведения скоротечных боёв, организации засад и налётов. А после того, как он практически без потерь вывел отряд к своим, представители 4-го Управления НКВД СССР (зафронтовой разведки) предложили старшему сержанту окончить ускоренные курсы подрывников и вновь отправиться за линию фронта – на этот раз в леса Калининской (нынешней Тверской) области.

Заброску группы провели в середине сентября 1941 года. И вскоре в центр стали поступать донесения об успешных операциях, проведённых диверсантами, возглавляемыми старшим сержантом Василием Плохим: в районе Торопца они подорвали два склада с боеприпасами, пустили под откос неприятельский эшелон, уничтожили автомобильный мост…

В начале 1942 года боевую группу Василия Плохого перебросили в Ленинградскую область, где она влилась в разведроту партизанского отряда «Храбрый», а сам старший сержант стал командиром разведчиков.###

Отряд, состоявший из военнослужащих Красной армии, оказавшихся в окружении в первые недели войны или бежавших из плена, входил в состав 2-й Ленинградской партизанской бригады.

Вместе со своими разведчиками Василий Плохой участвовал в уничтожении фашистских гарнизонов в городе Холм, посёлках Дедовичи, Ясски, других населённых пунктах. Но особенно им удавались боевые операции на железных и шоссейных магистралях. Всякий раз, разгромив автоколонну, взорвав мост или пустив под откос состав с живой силой или техникой врага, Василий Павлович с улыбкой докладывал командованию отряда: «В моей зоне ответственности на дорогах полный порядок!.. »

Но судьба готовила партизану новое серьёзное испытание: летом 1942 года в бою с карателями, обложившими базу отряда, Василий Павлович был тяжело ранен и контужен.

Разведчики с большим трудом вынесли своего командира из окружения, а затем он в критическом состоянии – с большой потерей крови, ослепший и оглохший, был самолётом переправлен на «большую землю».###

Врачи неделю боролись за жизнь старшего сержанта, а затем два месяца выхаживали его, вернув зрение и частично слух. Вердикт военных медиков был категоричен: жить будет, но воевать больше не способен…

Однако весной 1943 года Василий Павлович вернулся в родной отряд, который в то время действовал в районе Пскова, где располагались штаб немецкой группы армий «Север» и большой гарнизон. И главное – проходили стратегически важные магистрали: железнодорожная ветка Псков–Порхов–Дно – Старая Русса и шоссейные дороги Псков–Ленинград и Псков–Шимск–Новгород, по которым шла подпитка живой силой и боеприпасами группировки, осаждавшей Ленинград.

На них-то и предстояло «навести порядок» Василию Плохому, ставшему после возвращения командиром одного из диверсионных отрядов 4-го полка 2-й Ленинградской партизанской бригады.

С началом лета немцам пришлось забыть о спокойной жизни в псковских лесах. 8 и 12 июня 1943 года партизаны Василия Плохого взорвали полотно под двумя воинскими эшелонами, в результате чего под откос были сброшены 11 вагонов с живой силой и 6 платформ с танками, направлявшихся к Ленинграду.

Дальше – больше. 29 июня в результате подрыва железной дороги разбито 4 платформы с пушками, две – с автомашинами и 6 – с боеприпасами… 14 июля разгромлен гарнизон в селе Струбач, уничтожено 48 фашистов… 19 июля у деревни Малая Кебь разгромлена тыловая автоколонна, в качестве трофеев взяты почти 22 тонны продовольствия… 24 июля сожжено 13 машин с пиломатериалами, следовавших к передовой для возведения фортификационных сооружений…

В августе партизаны Василия Плохого подорвали 51 рельс, вырезали 2, 5 километра линий связи, разгромили гарнизоны в двух сёлах, уничтожив при этом 263 солдата и офицера вермахта, сожгли 14 автомобилей.###

Пиком их диверсионной деятельности стал взрыв 13 ноября 1943 года кинотеатра в городе Порхов во время киносеанса, организованного для гитлеровских вояк: под обломками здания остались более 360 фашистов, в том числе генерал и 41 старший офицер.

И вот наступил 1944 год. 14 января двинулись вперёд войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов. На следующий день командование 7-й партизанской бригады, в составе которой в то время сражался отряд Василия Плохого, получило приказ центра: уничтожить железнодорожный мост через реку Пскову у посёлка Торошино, по которому немцы перебрасывали резервы, готовые встать на пути 67-й армии Ленинградского фронта.

#MORE_PHOTO#

Партизанам было над чем поломать голову. Гитлеровцы опутали подходы к мосту колючей проволокой, устлали их минными полями, по обе стороны реки установили орудия и пулемёты, вкопали в землю несколько танков, превратив их в огневые точки. В самом посёлке стоял двухтысячный гарнизон, на помощь которому могли прийти ещё несколько отрядов полиции и батальон армейской пехоты… Но задачу следовало выполнить любой ценой!

Операцию народные мстители провели в ночь с 17 на 18 января. Один из отрядов партизанской бригады связал боем гарнизон и не выпустил его из посёлка. Второй проделал проходы в минных полях, подавил огневые точки и обеспечил выход к мосту трёх групп подрывников. Общее руководство операцией и непосредственно взрыв моста провёл командир 1-го отряда бригады Василий Плохой… Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1944 года «за образцовое выполнение боевых заданий в тылу врага» ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Когда Псковская область была полностью освобождена, воевавшие на её территории партизаны влились в ряды действующей армии.

Командир отряда Василий Плохой, руководивший несколькими сотнями закалённых бойцов, продолжал формально носить сержантское звание.###

И потому по решению командования был направлен на офицерские курсы, а после них – в Высшую офицерскую автомобильную школу, располагавшуюся в Рязани. Это учебное заведение, созданное в июле 1943-го на базе одного из учебных полков, готовило технических специалистов для автомобильных служб и офицеров военной автоинспекции.

После выпуска Василий Павлович продолжил службу в 164-м полку войск МВД по охране особо важных предприятий промышленности, управление которого находилось в Ленинграде. В декабре 1951 года полк был расформирован и фронтовик стал офицером запаса.

Но в этом статусе Герой Советского Союза находился недолго: через два года он был принят на службу в Государственную автоинспекцию ГУВД Леноблгорисполкома. И отдал ей последующие 17 лет: контролировал соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами на улицах Северной столицы, участвовал в сопровождении кортежей правительственных делегаций, прибывающих в город на Неве, в обеспечении дорожной безопасности при проведении важных мероприятий. И в 1971 году в звании майора милиции вышел на пенсию по состоянию здоровья – всё чаще стали напоминать о себе раны, полученные при защите Ленинграда.

Жизнь прославленного партизана оборвалась в 1988 году. А спустя тридцать лет, в июле 2018 года, в фойе здания Управления ГИБДД по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области была тожественно открыта мемориальная доска, посвящённая офицеру милиции Герою Советского Союза Василию Павловичу Плохому – человеку, выдержавшему проверку военными и мирными дорогами.

Прочитать всю статью