Миллиардер Колокольцев, султан Кадыров и хозяин Крыма Ротенберг: кому перешли дорогу журналисты «Проекта»

3 лет назад 189
Фото Алексей Дружинин / РИА Новости

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА

Череду фактов давления на независимые медиа продолжили обыски у сотрудников издания “Проект”. Силовики нагрянули к журналистам после того, как они анонсировали расследование о засекреченном имуществе семьи Владимира Колокольцева. Ранее публикация истории о недвижимости тайных жен Рамзана Кадырова привела к судебному иску. Кого еще разоблачили расследователи, предлагаем вспомнить в обзоре ПАСМИ.

Нашли повод 

Утром 29 июня появились сообщения об обысках у сотрудников сетевого издания “Проект”. Сотрудники полиции пришли домой к журналисту-расследователю Марии Жолобовой и главному редактору Роману Баданину. Возле дома Жолобовой был задержан заместитель главреда Михаил Рубин, его отвезли на квартиру родителей, где также прошли следственные действия.  В ходе обысков у журналистов были изъяты ноутбуки, компьютеры и носители информации.

Официально следственные действия проводились в рамках уголовного дела о клевете, возбужденном по заявлению авторитетного бизнесмена  Ильи Трабера. В 2017 году телеканал «Дождь» опубликовал документальный фильм о Трабере «Питерские. Отец и сын». Авторами были Мария Жолобова и Роман Баданин. 

Как заявили адвокаты журналистов, срок давности по делу о клевете истек еще в 2019 году. Тем не менее, главред “Проекта”, его зам и журналист были допрошены по этому делу в качестве свидетелей. Правда, по словам Романа Баданина, следователей в большей степени интересовал не фильм про Трабера, а деятельность ресурса “Проект”, которого на момент выхода фильма просто еще не существовало.

Журналисты уверены, что дело Трабера — просто повод, а настоящеей причиной активизации силовиков стало расследование Марии Жолобовой, посвященное главе МВД Владимиру Колокольцеву. Оно был анонсировано “Проектом” в понедельник, а опубликовано после того, как начались следственные действия. 

Повезло с родней

Главная тема расследования — недвижимость семьи Колокольцева, которую журналисты оценили в 2 млрд рублей. Владельцы —  родственники министра, которые не являются госслужащими, тем не менее, информация о них скрыта в Росреестре.

Так, на сына родной сестры супруги Колокольцева записан участок на Рублево-Успенском шоссе площадью 30 соток и дом 600 кв. метров. Общая стоимость — порядка 200 млн рублей

Имущество сына самого министра Александра Колокольцева гораздо внушительнее.   Среди принадлежащих ему объектов — квартира в Тверском районе столицы стоимостью 121 млн рублей, три квартиры и 23 парковочных места на Ленинском проспекте (порядка 170 млн) и апартаменты в Москва-сити — 80 млн рублей. Самая дорогая недвижимость  Колокольцева-младшего — дом площадью 1,3 тыс. кв. метров и участок в 100 соток на Рублевке, ее журналисты оценили как минимум в 1,2 млрд рублей.

Как отмечают авторы, объяснить столь богатую коллекцию домов и квартир успешным бизнесом Александра Колокольцева не получится: серьезный доход приносит лишь компания «ФБ Групп», где сыну главы МВД принадлежит 40%. Ее ежегодная прибыль — 40-250 млн рублей.

При этом, по данным журналистов, Владимир Колокольцев якобы связан с “авторитетными” бизнесменами. В частности, предыдущей владелицей поместья на Рублевке была супруга криминального авторитета  Льва Черепова, которого называют членом измайловской группировки. 

Что интересно, обыски, судя по всему лишь подогрели интерес к истории про семью Колокольцева: текстовая версия некоторое время после публикации не открывалась из-за высокой нагрузки, а видео за первые 8 часов набрало около 300 тыс. просмотров.

Супружеский размах

Не осталось без реакции и другое громкое расследование “Проекта”. Оно было опубликовано в феврале и рассказывало об имуществе жен главы Чечни Рамзана Кадырова, именно так — во множественном числе. 

Как выяснили журналисты, наряду с официальной супругой Медни Кадыровой, у чеченского лидера имеется еще одна спутница жизни — Фатима Хазуева, вице-мисс Чечни 2006 года. 

У Фатимы Хазуевой обнаружили дворец на участке в 9 тыс. кв. метров с открытым бассейном в центре Грозного — рядом с резиденцией Рамзана Кадырова. Также у нее имеется целая коллекция квартир в столице общей стоимостью около 500 млн рублей. 

Не все просто и с официальной женой главы Чечни. Как выяснили авторы расследования, у Медни Кадыровой имеются документы и на другую фамилию — Мусаева. И на этот паспорт у нее зарегистрировано еще четыре квартиры в Москве — 225,  187, 153  и 200 кв. метров. Понятно, что эту недвижимость, как и имущество Фатимы  Хазуевой, Рамзан Кадыров в своей декларации не указывает. Да и приобретены принадлежащие его женам объекты общей стоимостью порядка 800 млн рублей, судя по всему, не на его личные деньги. 

Что интересно, на всю эту историю отреагировал не сам глава Чечни и не силовые органы, а государственный телеканал “Грозный”. Сначала он добился блокировки видеоролика с расследованием в Youtube — из-за использования небольшого фрагмента телепередачи, а затем обратился в суд с требованием удалить видео со всех ресурсов. Правда, исковое заявление Арбитражный суд Чечни вернул. 

Кстати, видео “Проект” перезалил, в итоге расследование посмотрели около 2,5 млн пользователей

Полуостров олигарха

В числе самых популярных публикаций “Проекта” в текущем году (1,4 млн просмотров видео) — расследование о крымской недвижимости миллиардера Аркадия Ротенберга.  Журналисты подсчитали, что ему на полуострове принадлежит 10 санаториев и баз отдыха, 178 земельных участков, 761 здание и помещение. Среди них — дворцово-парковый ансамбль «Дюльбер», санатории “Ай-Петри” и “Мисхор”. Кадастровая стоимость недвижимости в собственности связанных с Ротенбергом компаний превышает 5,5 млрд рублей

Еще внушительнее объем денежных средств, который эти компании освоили в Крыму на господрядах: это 300 млрд рублей — около четверти всех средств, выделенных федеральным центром на развитие полуострова в 2014-2024 годах в рамках целевой программы. 

Среди самых крупных госпроектов фирм Ротенберерга — мост через Керченский пролив, трасса “Таврида”, а также канализационные сооружения в Севастополе и стоянка судов в Балаклаве. Также  источником дохода для олигарха является местный сотовый оператор и компания, занимающаяся установкой камер наблюдения на дорогах.

Пожелание президента 

Это не единственное расследование “Проекта” в 2021 году,  посвященное крымской недвижимости. В другой публикации, собравшей на Youtube около 600 тыс. просмотров, речь идет о знаменитой даче “Глициния” в поселке Ореанда близ Ялты. Объект исторический — его построили для Никиты Хрущева, а Леонид Брежнев встречался там с иностранными лидерами.

После присоединения Крыма к России дача была национализирована, а в 2019 году ее продали с торгов за 1,2 млрд рублей. Официальным владельцем стало никому неизвестное АО “Ореанда-12” зарегистрированное незадолго до аукциона. Причем приобретена недвижимость была на заемные деньги, который компании предоставил ее гендиректор — некто Янис Эрманис. Журналисты выяснили, что этот человек живет в Москве в скромной квартире и на миллиардера совсем не похож. 

При этом у никому неизвестной “Ореанды-12” оказался один и тот же держатель реестра акций, что и у банка “Россия”, главным бенефициаром которого является близкий к российским властям Юрий Ковальчук.  По мнению авторов расследования, подконтрольная структура Ковальчука приобрела “дачу Брежнева” для Владимира Путина, которому она приглянулась еще в 2004 году.

Сверху и снизу

Остается рассказать о реакции Кремля на обыски у журналистов. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что не видит в действиях правоохранительных органов мести журналистам-расследователям. По его мнению, для этих действий существуют законные основания. Что касается самого расследования, то, как отметил Песков, в Кремле его не читали, но о каких-то кадровых решениях в связи с ним не может быть и речи. 

Свое заявление по поводу происходящего опубликовала и редакция “Проекта”. Там назвали действия силовиков попыткой цензуры и давления и обратили внимание на то, что силовики проявляют интерес к журналистам-расследователям, а не к героям их расследований. 

“Это не просто вывернутая наизнанку реальность, это большая беда для всех нас, не только для журналистов, но и для всего общества в целом», — говорится в заявлении редакции. 

Если у вас есть информация о коррупцинных нарушениях чиновников и правоохранителей — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».

Прочитать всю статью