Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «Об участии трудящихся в охране общественного порядка» вышло 65 лет назад, 2 марта 1959 года, который и считается Днём создания добровольных народных дружин.
Хотя их предшественники появились задолго до этой даты, ещё в 1881 году. Тогда в Москве, во время проведения церемонии коронации императора Александра III, содействие полиции «при проездах Высочайших Особ» оказывала добровольная народная охрана. Численность «дружинников» того времени доходила до 80 тысяч человек!
А спустя ещё три десятка лет, в 1913 году, была разработана и направлена полиции «Инструкция для организации народной дружины». В ней разъяснялись основные принципы добровольного вступления в ряды такого формирования и его подчинённости властям. Дружиной руководил, а точнее, как это было написано в документе, заведовал, офицер Отдельного корпуса жандармов или чиновник одного из учреждений, назначаемый высшим представителем местной администрации.
После революции 1917 года граждан стали активнее привлекать к правоохранительной деятельности на базе различных «рабоче-крестьянских формирований», существовавших в регионах.###
В 1918–1922 годах по инициативе «снизу» во многих крупных промышленных городах начали создаваться группы оказания помощи милиции в охране общественного порядка, а при местных советах – административные комиссии, в состав которых входили добровольцы, проверявшие и контролировавшие работу милиции, способствовавшие наведению и поддержанию правопорядка. В 1928 году была учреждена первая централизованная организация такого рода – Добровольное общество содействия милиции, сокращённо – ОСОДМИЛ. В 1932 году его преобразовали в бригады содействия милиции – БРИГАДМИЛ. Они создавались по территориальному признаку и подчинялись органам внутренних дел.
Трудно переоценить роль бригадмиловцев в годы Великой Отечественной войны.###
Наравне с милиционерами они обеспечивали порядок в тылу, боролись с преступлениями и правонарушениями, тушили пожары, оказывали первую медицинскую помощь раненым во время бомбёжек, входили в группы самозащиты и аварийно-восстановительные отряды.
А в прифронтовых районах и на территории, освобождённой от немецко-фашистских оккупантов, бригады содействия милиции были реорганизованы в группы охраны общественного порядка, которые получили больше прав и самостоятельности в работе. Действуя под руководством органов государственной безопасности и НКВД, они оказывали помощь в борьбе с диверсантами и шпионами, обеспечивали надлежащий правопорядок. После окончания Великой Отечественной войны многие из членов таких групп снова вошли в бригады содействия милиции, участвовавшие в борьбе с бандитизмом и просуществовавшие до конца 1950-х годов.
Реформы, не всегда удачные, начатые в нашей стране в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века, в период так называемой оттепели, не обошли стороной ни одну отрасль общественно-экономической жизни, в том числе и милицию. В сфере правоохранительной политики развивалась идея, впервые появившаяся ещё в пору становления Республики Советов, о сознательном соблюдении норм общежития и постепенной передаче функций государственных органов охраны правопорядка общественным формированиям, о том, что профессиональные стражи порядка при коммунизме, который, несомненно, наступит уже в обозримом будущем, просто не нужны.
Следуя этим курсом, милицию первым делом подвергли сокращению. В 1956–1958 годах её численность уменьшилась на 22 тысячи сотрудников, или на 11 процентов. Положение усугублялось тем, что работа стражей порядка оценивалась на уровне низкооплачиваемых профессий, становясь непрестижной. Отсутствие должного финансирования не давало возможности развивать систему учебных заведений МВД, адекватную запросам практики.
Плодами либерализации общественных отношений не преминули воспользоваться криминальные элементы всех мастей, которые чрезвычайно активизировались.
Именно в это сложное для правоохранительной системы время 2 марта 1959 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР и приняли постановление «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране», которым были определены полномочия и функции ДНД. Действия дружинников координировались по партийной линии (с 1970-х годов – местными советами), а в ряде случаев и Комитетом государственной безопасности СССР (например, при решении задач по «недопущению противоправных связей иностранцев с советскими гражданами»).
В полномочия членов добровольных народных дружин входили проверка документов, составление протоколов и доставка нарушителей в отделения милиции.###
Также при органах внутренних дел создавался институт общественных инспекторов и общественных советов при детских комнатах. Дружины формировались на предприятиях, командиров выбирали большинством голосов, однако начальником районного штаба ДНД – фактически комиссаром – всегда был второй секретарь райкома партии.
Во исполнение решений Правительства СССР и ЦК КПСС все предприятия и организации немедленно приступили к формированию добровольных народных дружин, призванных блюсти общественный порядок. В их ряды набирались физически крепкие мужчины из обычных служащих и рабочих. Счёт членов ДНД по стране шёл на миллионы. Проблемы, однако, проявились сразу же. Дружинники серьёзно уступали милиционерам в профессиональной подготовке, не обладали должными специальными умениями и навыками. Поэтому в неравных схватках с бандитами получали серьёзные травмы и ранения. Так, в ноябре 1962 года в Витебске дружинники попытались задержать хулиганов. В итоге один из добровольных помощников милиции получил пять ножевых ранений. В октябре 1963 года в Костроме слесарь из ДНД вступил в схватку с преступником, вооружённым обрезом и получил пулю в живот. И таких примеров было немало. Стало ясно, что работа ДНД требует как минимум серьёзной корректировки.
#MORE_PHOTO#
В итоге в 70-годы про идею совсем отказаться от милиции, заменив её дружинниками, постепенно позабыли, а деятельность народных помощников стражей порядка коренным образом изменилась, обретя откровенно общественный характер: на службу они выходили вместе с сотрудниками патрульно-постовой службы и участковыми инспекторами милиции. Оказывали действенную помощь в составлении административных протоколов, в закреплении свидетельских показаний и улик, совершённых преступлений на улице.
От дружинников больше никто не требовал ловить матёрых вооружённых бандитов, но они тем не менее помогали при задержании преступников.###
Но, конечно, в основном больше занимались нарушителями общественного порядка.
При этом добровольных помощников по-прежнему было немало: в 1971 году в стране насчитывалось около 173 тысяч дружин, объединяющих примерно 7 миллионов человек, а к 1985 году – 282 тысячи численностью свыше 13 миллионов.
В 1991 году система ДНД прекратила своё существование. А в 1999-м Президент Российской Федерации Борис Ельцин наложил вето на принятый Государственной думой и Советом Федерации законопроект «Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка», сославшись на недопустимость предоставления публичных властных полномочий дружинникам.
И всё же с течением времени повсеместно началось возрождение института добровольных помощников органов внутренних дел. Достаточно сказать, что к 2014 году на региональном уровне было принято более 500 различных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность общественных объединений правоохранительной направленности. Например, в столице Республики Бурятия таковым стало решение городского Совета депутатов от 27 апреля 2002 года № 263-30 «Об организации муниципальной дружины г. Улан-Удэ», а в Ханты-Мансийском автономном округе – закон № 58-оз от 1 июля 2013 года «Об участии граждан в охране общественного порядка в ХМАО–Югре».
Наконец, вопрос был решён и на общероссийском уровне: Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», созданы правовые основы для всех желающих стать участниками добровольных народных дружин, в истории которых началась новая глава...