Крутые виражи легенд

5 месяцев назад 64

Редкие машины советской эпохи. Некоторые из них сопровождали правительственные колонны. На других передвигались первые лица государства. Третьи спасали жизни в Великую Отечественную войну. Все они - часть уникальной коллекции подполковника полиции в отставке Антона Скиба.

Братья стояли перед стальным разноцветьем в полном недоумении. Им досталось необычное наследство - коллекция автомобилей разных времён. Все транспортные средства когда-то являлись спецтехникой органов правопорядка, а потом вышли на «пенсию». Отец подарил им новую жизнь: восстановил, покрасил, завёл. Но вот его не стало. А что делать с машинами? Понимали: он отдавал душу, жил этими «железными конями». Смогут ли они так же? Ведь нужны время, деньги, знания. Столько труда вложить в металл, чтобы его «реанимировать».

В коллекции более 25 транспортных средств, только милицейских машин пять штук, плюс ещё несколько мотоциклов. Антон и Никита Скиба помнят историю каждого приобретения. Как один за другим появлялись новые экспонаты, пополняя ретросемейство.###

Поначалу Василий Скиба находил их в Казахской ССР, где работал в ГАИ. По роду деятельности он бывал в аулах и видел, что там сохранилась интересная техника. Например, свой первый старинный автомобиль «Хорьх 930» мужчина выменял у чабана. Тот перевозил на нём мелкий рогатый скот и сено.

- Состояние грузовика было никакое, он чуть не разваливался, а у владельца не хватало денег отремонтировать, - вспоминает Антон. - Поэтому хозяин очень обрадовался, когда отец предложил в обмен на него новый холодильник.

В другом селе Василий Скиба во дворе дома случайно увидел полуторку ГАЗ-АА. Он знал: до Великой Отечественной войны, да и после неё на такой работали сотрудники НКВД. Оказалось, и впрямь владелец служил в органах и был шофёром на этом авто. Когда технику списывали, стало жалко четырёхколёсного друга. Сотруднику разрешили забрать его домой. Оформить машину не получилось, и она простояла десятки лет под окнами, изредка передвигаясь по периметру посёлка. А когда хозяин скончался, её более никто не использовал и перед ней даже выросло дерево.

 Автомобиль «Виллис» (Willys MB) 1943 года выпускаНа фото: Автомобиль «Виллис» (Willys MB) 1943 года выпуска

Интересна история ещё одной находки - автомобиля ЗИС-110. Василий Викторович узнал, что на нём ездил Леонид Брежнев, когда работал вторым секретарём ЦК Компартии Казахстана. Выменять машину удалось только на грузовик. Дело в том, что владелец использовал её в хозяйстве.

В советские времена многие товары были в дефиците, и лучшим сотрудникам выдавали талоны на новые вещи. Скиба-старший менял на необходимые детали. Транспорт требовалось «реанимировать».

- Как-то отец новую бытовую технику отдал за редкую фару от ретроавтомобиля. Такие уже не выпускали, поэтому трудно было достать. Когда мать узнала об этом, разразился скандал, - улыбается Антон.

На новый уровень

Иногда на свалке, среди груды металлолома, или в глухих поселениях Василий Скиба продолжал разыскивать старинные автомобили. В свободное от службы время реставрировал. Парк стали пополнять и мотоциклы. Вскоре открыл в Алма-Ате первый на территории СНГ частный музей автомототехники.

Затем последовал переезд в Россию. Здесь Василий Викторович продолжил работу в органах правопорядка. В бытность начальником ГАИ Байконура не одного космонавта отправил на орбиту. Знал лично Гречко, Леонова и многих других. Рассказывал детям, что запуск ракеты - очень сложный, но в то же время необычный и красивый процесс. За профессионализм и чёткую организацию его отметили и пригласили в Москву. Здесь уже при взаимодействии с ФСО и ФСБ как представитель МВД он занимался сопровождением и организацией проезда первых лиц государства.

 Автомобили ГАИ в г. Байконуре возле стартовой площадкиНа фото: Автомобили ГАИ в г. Байконуре возле стартовой площадки

Несмотря на занятость и ответственную работу, хобби своё не бросил. Все выходные проводил в гараже. Часть коллекции пришлось оставить в Казахстане, но многое перевезли. Отреставрировали такие редкие модели, как «Волга» ГАЗ-21 и «Москвич-400», «Мерседес-Бенц W116», РАФ-22031, а также мотоциклы «Иж» и «Урал». Демонстрации и выставки, пробеги, ралли, экспедиции - ретроколлекция, так же как и её хозяин, вышла на новый уровень.

Раритетная техника сразу привлекает внимание. Так, мотоцикл «Харлей Дэвидсон» участвовал на одном из международных форумов безопасности дорожного движения. Во время и после Великой Отечественной войны эта модель использовалась сотрудниками милиции в служебных целях. Космонавт Георгий Гречко, увидев его на выставке в 2009 году, вспомнил и рассказал, как в молодости у одного из знакомых офицеров-лётчиков был подобный мотоцикл. На нём катался и он сам.

- Наши автомобили участвовали в парадах и мероприятиях, посвящённых празднованию Дня Победы на Красной площади. Они были представлены на юбилейных торжествах службы ГАИ. Демонстрировались на международных авиационно-космических салонах МАКС. Организовывали экспозиции совместно с другими сотрудниками ГИБДД МВД России, а также при непосредственном участии руководителей Центрального аппарата МВД России и ФСО России, - рассказывает Антон Скиба.

Несколько уникальных экземпляров из коллекции входят в экспозицию музея ЦСН ГИБДД МВД России на Поклонной горе. Это дало толчок остальным любителям ретро к поиску и реставрации спецавтотранспорта. Широкое распространение получило изготовление и коллекционирование моделей служебных автомобилей ГАИ, КГБ, милиции, пожарной охраны и медицинской службы.###

По всей России и в странах СНГ стали образовываться небольшие сообщества действующих сотрудников правоохранительных органов, пенсионеров и просто автолюбителей. Они искали ценную технику, облагораживали её и организовывали пробеги по российским трассам.

Принимая наследие

Василий Скиба за 35 лет службы прошёл путь от сержанта милиции до полковника полиции. Когда он умер от последствий коронавируса, сыновья сначала не знали, что делать с коллекцией.

- Пока я был сотрудником МВД, не хватало времени уделять внимание машинам. А сейчас, когда стал пенсионером, чаще бываю в гараже, - делится Антон. - Нам с братом практически с нуля приходится изучать историю и методы реставрации. Нашли среди деталей ржавую железяку, крутим-вертим, ничего не можем понять. Читаем книгу, видим фигу (смеётся). Вроде выросли посреди всего этого и часто помогали отцу, но до конца так и не постигли всех тонкостей.

Он советовался с профессиональными коллекционерами и реставраторами Людмилой и Вячеславом Лен, владельцами большой экспозиции в музее «Моторы войны». Супруги подсказали: ржавая железяка на самом деле важный механизм от немецкого автомобиля 1930-х годов.###

- Сейчас думаю: как отец один умудрялся поддерживать в надлежащем состоянии столько транспорта. Смотрю на это всё и просто за голову хватаюсь, - продолжает новый хозяин коллекции.

Помогают братьям и делом. Игорь Корнеев является правнуком двух выдающихся прадедов: маршала Советского Союза Матвея Захарова и начальника Генерального штаба Сергея Штеменко. В милиции не служил, но очень хочет сохранить историю становления и развития МВД СССР, популяризируя службу в органах внутренних дел.

- Он очень здорово помог с милицейской «Волгой» ГАЗ-21. Полностью привёл её в порядок: масло поменял, двигатель починил. Машина 1958 года теперь просто летает, - радуется Антон Скиба. - Спасибо большое друзьям и знакомым отца, в том числе пенсионерам и действующим сотрудникам МВД и ФСО России, за ту помощь, которую они оказывают в реставрации и размещении наших транспортных средств.

Форма и формула

Окончательно и бесповоротно братья осознали необходимость продолжить дело отца, побывав в 2023 году на пробеге в Рязанской области. Этот регион держит пальму первенства в организации мероприятий, связанных с ретротехникой специального назначения. Инициатор и организатор - местный житель Сергей Волков. Гражданский человек, он самозабвенно интересуется автомобилями и мотоциклами, состоявшими на службе в советской милиции.

 Подполковник полиции в отставке Андрей Чаузов с отреставрированным мотоциклом «Урал», 1987 г.На фото: Подполковник полиции в отставке Андрей Чаузов с отреставрированным мотоциклом «Урал», 1987 г.

При поддержке руководителей областного УГИБДД и УМВД коллектив единомышленников каждый год устраивает автопробеги. Число участников постоянно увеличивается. Один из них - подполковник полиции в отставке Андрей Чаузов. В Рязань приезжает из Ижевска, где он долгое время служил экспертом-криминалистом. Несмотря на то что ни дня не работал в Госавтоинспекции, тема ретроспецтехники ГАИ - его хобби.

В Рязанской области стало уже традицией проведение круглых столов с представителями движения, спортивных праздников, поздравлений ветеранов ГИБДД.

- Нам из Рязани друзья отца позвонили и говорят: как хотите, но в этом году обязательно приезжайте на фестиваль. Мы выдвинулись на двух машинах: ГАЗ-АА, 1935 года выпуска, который в своё время служил в НКВД, и «Волге» ГАЗ 21, синего цвета, 1958-го, - продолжает Антон.

 Ветеран ГАИ Владимир Конкин служил на таком автомобиле в СССРНа фото: Ветеран ГАИ Владимир Конкин служил на таком автомобиле в СССР

Люди, встречая на дорогах и выставках яркие и красивые оригинальные автомобили, обязательно останавливаются. С необычайным любопытством рассматривают, задают вопросы, а значит, углубляются в историю службы, её значение.

Вот уже на выставке ветеран с медалями открывает дверцу «Жигулей». Говорит, когда-то на такой служил, сажает за руль маленького внука. Маячки, сигналы и рация - всё как прежде работает на радость малышу.

- Очень нравятся машины не только взрослым, но и детям. Многие, оказывается, никогда таких автомобилей и мотоциклов не видели, - подчёркивает Скиба-младший.

И ещё один важный штрих, вызывающий всеобщий интерес. Большинство участников пробега одеты в форму МВД прошлых лет. Шевроны, лычки, звёздочки. Всё выполнено строго в соответствии с приказами министерства. Даже гражданский человек, надевая обмундирование, обязан с честью его носить: быть дисциплинированным, вежливым, аккуратным.###

- Поездка полностью открыла нам глаза. Мы увидели, как важно то, что делал отец. Ведь это не просто увлечение, а значимый элемент популяризации службы в МВД России. Мы рассказываем об органах внутренних дел разных лет, для чего предназначалась та или иная машина, техника, оборудование и так далее. Тем самым расширяем кругозор пришедших на выставку зрителей. А участники движения - люди совершенно из разных сфер деятельности, начиная от сотрудников МВД, МЧС, чиновников мэрии Москвы, эстрадных музыкантов и заканчивая обычными гражданами. Они объединяются, дружат, взаимодействуют под знаком советской милиции. У каждого своя неповторимая история, - рассказывает Антон.

В борьбе с преступностью

Машины из коллекции семьи Скиба участвовали в съёмках кинофильмов и сериалов. Это «Легенда №17», «Ладога», «Чернобыль», «Фурсова» и многие другие. Однако не всегда на экране образ сотрудника соответствует действительности, считает подполковник в отставке.

- Как и в разных профессиях - люди везде отличаются, - констатирует Антон. - Есть хорошие и плохие. Но полицейские - всегда на переднем крае общественной критики. Преступники особенно прилагают к этому руку. Если раньше пытались оказать физическое воздействие, нападали на сотрудников, то сейчас используют информационные средства, в том числе интернет-платформы.

Антон Скиба начинал службу в 20 лет милиционером-водителем в УВД по ЮАО. Прошёл все ступени до подполковника Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по городу Москве. Занимал как должности рядового состава, так и руководящие. Несмотря на трудности, служил и распутывал крупнейшие махинации.###

- В большинстве своём работающие в МВД люди очень честные и ответственные. Мы выявляем и ловим преступников, которые обманывают людей, расхищают казну, возвращаем в бюджет похищенные средства. Вполне естественно, что злоумышленники сеют негатив по отношению к сотруднику, ведущему или сопровождающему дело, - говорит Антон.

Выявление разного рода недочётов автоинспекторами порой вызывает недовольство у нарушителей. Однако это необходимо для предотвращения несчастных случаев. Любой инспектор ГАИ не раз был свидетелем серьёзных аварий. Ведь дорожные полицейские первыми приезжают на место, видят весь трагизм ситуации. Поэтому в ходе выставок ретромашин сотрудники рассказывают взрослым и детям о подстерегающих на улице опасностях и важности соблюдения ПДД.

 Выставка ретроспецтехники на международном форумеНа фото: Выставка ретроспецтехники на международном форуме

- Хочется, чтобы наше движение любителей ретроспецтранспорта МВД, КГБ, ФСО росло и развивалось. Благодаря таким мероприятиям граждане лучше узнают о нашей профессии, о людях на службе. Понимают, что мы такие же, как многие - открытые, дружелюбные, увлечённые. Это лучший противовес слухам и домыслам о работе правоохранительных органов, - уверен Антон Скиба.

А ещё это лучший обмен опытом среди сотрудников, уверен Антон. Движение любителей спецтехники охватывает граждан от 20 до 70 лет. Ветераны органов внутренних дел в ходе встреч рассказывают о том, как раскрывали сложнейшие схемы, изобличая преступников. Молодые полицейские отмечают: они правы, многое можно перенять, ведь как бы ни развивался прогресс, психология человека остаётся прежней.

Стремиться к лучшему

Антон и Никита Скиба планируют расширять вместе с единомышленниками географию и масштаб движения.

Много любителей ретроспецтехники в Беларуси, Казахстане, Киргизии и в других странах ближнего и дальнего зарубежья. Рязань в этом году вновь объединит энтузиастов под российским флагом. 6 июля всех желающих приглашают на празднование 88-летней годовщины со дня создания Госавтоинспекции.###

- Наш бывший гражданин проживает сейчас в Германии. Он тоже собирается приехать. Отреставрировал милицейские «Жигули», ездил на них в Париж. Чем хороши советские машины, они просты и надёжны. Пусть они менее комфортны, но справиться с ними может любой, - улыбается Антон Скиба. - В дальнейшем хотелось бы охватить как можно больше регионов и стран.

 Организаторы пробега с начальником УГИБДД УМВД России по Рязанской области полковником полиции Сергеем РомановымНа фото: Организаторы пробега с начальником УГИБДД УМВД России по Рязанской области полковником полиции Сергеем Романовым

Он полагает, что всё-таки самое главное - это замечательное хобби. Люди занимаются реставрацией и поиском старых машин в свободное время, отвлекаются от забот и проблем.

- Я раньше не понимал, честно скажу. Некогда, сторонился. Сейчас, может, из-за того, что повзрослел, может, когда потерял отца, задумался. У нас такая сумасшедшая жизнь, она проходит очень быстро, - считает Антон Скиба. - Мы её просто не замечаем. Иногда надо остановиться, успокоиться и перезагрузить себя. Отвлечься на что-то положительное: собирать марки, значки, модели или транспортные средства.

Он отмечает, что в деле развития движения любителей служебных ретромашин многое ещё впереди. Есть задумки, планы, мечты.

Поначалу Василий Скиба находил ретроавтомобили в Казахской ССР, где работал в ГАИ. По роду деятельности он бывал в аулах и видел, что там сохранилась интересная техника. Например, свой первый старинный автомобиль «Хорьх 930» мужчина выменял у чабана. Тот перевозил на нём мелкий рогатый скот и сено.

***

Антон Скиба начинал службу в 20 лет милиционером-водителем в УВД по ЮАО. Прошёл все ступени до подполковника Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по городу Москве. Занимал как должности рядового состава, так и руководящие.

***

Рязань в этом году вновь объединит людей, увлекающихся ретротранспортом, под российским флагом. 6 июля всех желающих приглашают на празднование 88-летней годовщины Госавтоинспекции. Можно будет пообщаться с реставраторами, сделать фото на фоне машин, узнать историю развития служебного автомототранспорта.

***

11 мая состоялся ежегодный пробег ретроавтомобилей, посвящённый празднованию 79-й годовщины Победы. В нём приняли участие машины семьи Скиба. Автоколонна проследовала по Садовому кольцу до Поклонной горы. Фестиваль «Круг Победы» получился ярким и красочным. И конечно же, уникальные машины привлекали внимание окружающих. 

Прочитать всю статью