ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА
Следователь полиции, который подделал документы и отправил в тюрьму не причастного к преступлению человека, вскоре предстанет перед судом. Уголовное дело, о завершении которого объявило СУ СКР по Саратовской области, было возбуждено лишь после того, как в ситуации лично потребовал разобраться Александр Бастрыкин. Впрочем, поручения председателя Следственного комитета его подчиненные выполнили не в полном объеме: сотрудники прокуратуры и суда за явную халатность так и не ответили. Чем обернулись полгода в колонии для законопослушного гражданина Дмитрия Рубинштейна и тех, кто его туда отправил, — в материале ПАСМИ.
За историей 23-летнего жителя Саратова Дмитрия Рубинштейна ПАСМИ начало следить год назад, когда тот находился в исправительной колонии. В редакцию обратился адвокат заключенного Анатолий Торкунов. Защитник утверждал, что его доверителя отправили в тюрьму вместо сводного брата — Александра Студентова. Последний был задержан за распространение запрещенных веществ и представился именем родственника, чтобы избежать наказания.
В колонии Рубинштейн провел полгода и вышел на свободу лишь в августе 2020 года — сразу после того как провести проверку материалов дела потребовал генпрокурор Игорь Краснов. А в сентябре в ситуацию вмешался председатель СКР: Александр Бастрыкин поручил своим региональным подчиненным проверить полицейских, прокуроров и судью, отправивших невиновного в колонию.
В июне 2021 года областное управление СКР предъявило обвинение следователю саратовского УМВД, который вел производство в отношении Рубинштейна. В скором времени он предстанет перед судом. О выводах следствия и других новых обстоятельствах резонансного дела “Первому Антикоррупционному СМИ” рассказал адвокат Дмитрия Рубинштейна.
Один за всех
Единственным саратовским правоохранителем, который был привлечен к уголовной ответственности по итогам скандального разбирательства, стал Тагир Гелюахметов. В 2019 году он занимал пост следователя отделения полиции № 4 УМВД по Саратову и проводил неотложные следственные действия по делу Рубинштейна. Именно Гелюахметов допрашивал задержанного с наркотиками Александра Студентова, а в протокол вписал данные его родственника.
Как выяснили сотрудники СУ СКР по Саратовской области, Студентов предоставил следователю паспорт своего сводного брата Дмитрия Рубинштейна. Но вместо того, чтобы проверить личность подозреваемого, полицейский закрыл глаза на то, что на фотографии в документе — другой человек. Кроме того, Гелюахметов исправил в протоколе допроса Студентова все данные таким образом, чтобы они соответствовали биографии его родственника.
Также следователи установили: один из сотрудников полиции был лично знаком со Студентовым и предупредил Гелюахметова, что мужчина не тот, за кого себя выдает. Однако, следователь проигнорировал эту информацию. В итоге, он был уволен из полиции и теперь сам выступает обвиняемым. Ему вменяются две статьи УК РФ: 299 — “Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности” и 303 — “Фальсификация доказательств”. Тагир Гелюахметов свою вину не признает.
Как рассказал адвокат Анатолий Торкунов, предварительное следствие по уголовному делу в отношении бывшего полицейского было завершено на прошлой неделе. Сейчас материалы находятся в прокуратуре, в ближайшие дни они должны быть направлены в суд.
Они в курсе:
— прокурор Саратовской области Сергей Филипенко
— и.о. председателя Саратовского областного суда Олег Ляпин
— начальник ГУ МВД по Саратовской области Николай Ситников
Впрочем, Дмитрий Рубинштейн и его адвокат требовали привлечь к ответственности не только следователя, но также представителей прокуратуры и суда.
“Согласно нормам УПК, сотрудники прокуратуры после подписания обвинительного заключения должны удостовериться в личности обвиняемого и лично выдать ему заключение. Однако, в Ленинской районной прокуратуре документы выдали Студентову, а не Рубинштейну, что говорит о халатном отношении сотрудников надзора к своей службе”, — отметил Торкунов.
Ленинского районного прокурора Андрея Волкова перевели в другой район. По данным адвоката, такое решение было принято надзорным органом Саратовской области по итогам проверки. О каких-либо других дисциплинарных мерах Торкунову не известно.
Что касается судьи Оксаны Кулумбековой, которая рассматривала дело Рубинштейна и также была обязана установить личность подсудимого, она по-прежнему работает в Ленинском районном суде. Судя по всему, единственным итогом скандального дела для служительницы Фемиды стала отмена ожидаемого повышения. В июле 2020 года Квалификационная коллегия судей Саратовской области рекомендовала ее кандидатуру в областной суд, но, по-видимому рекомендация была отклонена.
Что интересно, уже после освобождения Рубинштейна и разоблачения его сводного брата в региональную ККС поступила еще одна рекомендация — о присвоении судье Кулумбековой пятого квалификационного класса. Удовлетворено ли было представление и.о. председателя Саратовского областного суда Олега Ляпина, неясно: итоги заседания коллегии от 30 июля в этой части намеренно или случайно изложены так, что их можно трактовать двояко. По информации сайта Ленинского суда, квалификационный класс Кулумбековой более низкий — шестой.
Сам виноват
Между тем, судом уже рассмотрено ходатайство защиты о возмещении морального вреда Дмитрию Рубинштейну. Иск на 5 млн рублей был подан к Минфину РФ в лице Казначейства Саратовской области. Однако, судья Октябрьского районного суда Полина Замотринская оценила моральный ущерб за семь месяцев незаконного пребывания в колонии в 2 млн рублей.
Анатолий Торкунов с решением суда первой инстанции не согласен, он уже направил в Саратовский областной суд апелляционную жалобу.
“Мой подзащитный — сирота. Государство до сих пор не выдало положенное ему жилье, а теперь еще и отказывает в выплате соразмерной компенсации. Судья рассмотрела материалы очень быстро — за три заседания. У меня создалось впечатление, что она просто поскорее торопилась закрыть дело, наносящее огромный репутационный ущерб всей правоохранительной и судебной системе Саратовской области”, — полагает адвокат.
По его словам, в ходе процесса были рассмотрены письма Рубинштейна, которые он писал жене из колонии. Саратовец описывал тяжелые условия содержания и молил супругу помочь ему поскорее выйти на свободу. Однако, ходатайства защиты о вызове сотрудников регионального УФСИН, которые могли бы дать пояснения о условиях пребывания Рубинштейна в колонии, суд отклонил.
Они должны быть в курсе:
— генпрокурор Игорь Краснов
— председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев
— глава МВД Владимир Колокольцев
Впрочем, вместо представителей областной службы исполнения наказаний слово в суде взяли саратовские прокуроры. По словам адвоката, представитель надзора на заседании заявил, что Рубинштейн содержался в исправительном учреждении в хороших условиях, а также отметил, что осужденный сам не предпринял никаких мер для освобождения.
“Получается, что заявление Рубинштейна о нарушении его прав, отправленное в областную прокуратуру, сотрудник этого ведомства, по сути, напрямую назвал бесполезной мерой. Это чудовищный случай, а саратовские правоохранители ни только не принесли извинений Рубинштейну, но еще и заняли позицию отрицания своей вины”, — заметил Анатолий Торкунов.
Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях правоохранителей, прокуроров и судей — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».