Анна Ахматова - одна из величайших российских художниц слова, и сама являвшаяся музой для многих. Знаменитая богемная красавица в юности, гонимая в зрелости, позже она станет признанным гением. Символ связи времён, хранительница отечественной культуры, соединившая XIX и XX века. Анна Андреевна знала и обеспеченную, и нищую жизнь. Но испытания выносила с достоинством. 23 июня исполнится 135 лет со дня рождения автора, «научившего женщин говорить».
Портрет юности
- Как вы проникли в дом? У вас же нет ключа!
- Я бросала розы в окно.
- Не может быть! Они так красиво лежали!
Такой диалог вели между собой в Париже в 1911 году 26-летний Модильяни и 22-летняя Ахматова. Представители двух богем: она - петербургской, он - монпарнасской, любившие гулять под дождём, декламировать стихи, обсуждать творческие пути. Вряд ли они могли представить, что Амадео станет великим художником, но только после смерти, а Анна ещё при жизни - знаменитой поэтессой. Итальянец обожал рисовать эту хрупкую девушку с царственной красотой. Он подарит ей 16 портретов. Почти все шедевры погибнут в годы революции в Царском Селе близ столицы - там, где прошли детство и юность Ахматовой.
Может, именно в местной женской гимназии, где училась, девушка получила ту особенную стать, которая всегда её отличала и притягивала окружающих. Там, как писала потом Ахматова, она «делала всё, что полагалось в то время благовоспитанной барышне. Умела сложить по форме руки, сделать реверанс, учтиво и коротко ответить по-французски на вопрос старой дамы».###
Аня много гуляла по саду, где когда-то бывал Пушкин, и размышляла: «Смуглый отрок бродил по аллеям…» Но летом светская барышня легко превращалась в худощавую и загорелую «дерзкую девчонку»: заплывала далеко в Чёрное море и водила дружбу с рыбаками. Уже тогда ей было всё нипочём и не пугали запреты.
Отец, впервые увидев вирши 11-летней дочери, воскликнул: «Не смей позорить мою фамилию!» Маленькая бунтарка ответила: «И не буду!» Стала подписываться под стихами фамилией прабабушки из рода татарских князей - Ахматовой.
Поднимаясь до вершин
Её муж Николай Гумилёв, выходец из дворянского сословия, также не видел в Анне поэтессу. К моменту их свадьбы в 1910 году он уже был известен. Ввёл жену в круг литераторов и даже помог напечатать в журналах стихи. К удивлению, романтическое творчество супруги мгновенно стало набирать популярность и даже превзошло успех мужа. В 1912 году публикуется первая книга стихов Ахматовой - «Вечер». Молодой поэтессе всего лишь 23 года. Вскоре выходит второй сборник - «Чётки». «Столько просьб у любимой всегда! У разлюбленной просьб не бывает», - говорит лирическая героиня. Девушка становится известна на всю Россию.
В чём же причина такого интереса к начинающему автору? Дело в том, что Ахматова уникальна. В истории литературы мы видим дефицит дамских имён. Она стала той, кто выразил женский взгляд на мир. Но Анна не только заняла эту пустовавшую столетиями нишу, она поднялась в поэзии до удивительных высот.###
Любовная лирика, гражданские стихи, античные и фольклорные мотивы - широта духовного диапазона восхищает. И всё на высочайшем художественном уровне!
#MORE_PHOTO#
А ещё это тот поразительный случай, когда внутренняя красота созвучна внешней. Супруги часто присутствовали на вечерах богемы в артистическом кафе «Бродячая собака». Ахматова и здесь королева: ей посвящают стихи, с неё пишут портреты. Анна влюбчива, замечает светлое во всём и сама необыкновенно выразительна. В поисках вдохновения супруги бывают за границей. Причём то вдвоём, то по отдельности. Франция, Африка, Италия... И за этой круговертью юношеской страсти к жизни, творчеству, новым впечатлениям они теряют друг друга и расходятся. Дальнейшие их встречи - только в дышащих печалью строках. Гумилёв уйдёт на фронт, а затем, в 1921 году, будет расстрелян.
С моим народом
«В сущности, никто не знает, в какую эпоху живёт. Так и мы не знали в начале 1910-х годов, что живём накануне Первой европейской войны и Октябрьской революции», - писала Анна Андреевна.
От России юной Ахматовой не осталось и следа. Впоследствии автор спускалась в «подвалы памяти» и то время оживало в творчестве. Но поэзия не прикована к годам. В стихах отражались и новые реалии.###
В 1918-м один за другим покинули Россию близкие люди. Она же сделала другой выбор. Патриотическая лирика поэтессы пополняется стихотворением «Не с теми я, кто бросил землю». Её удел - быть голосом миллионов: «Всё голодной тоскою изглодано, // Отчего же нам ста ло светло?» Тем самым говорит: уцелела русская душа, способная воспринимать «чудесное» даже при полном упадке.
Страдание матери
В советское время были периоды, когда Ахматову то запрещали, то вновь возносили на литературный Олимп. В особо тяжёлые годы автора пронизывал отчаянный страх за себя и родных. Но она не переставала писать, рассказывая об окружающей действительности. Многое в стол: сжигала, едва успев выучить наизусть, чтобы слова зазвучали хотя бы через десятилетия.
В 1935-м почти одновременно арестовали её супруга - художественного критика Николая Пунина и сына Льва Гумилёва. Ахматова начала знаменитый «Реквием». Он выйдет не скоро.
«Шекспировские драмы - все эти эффектные злодейства, страсти, дуэли - мелочь, детские игры по сравнению с жизнью каждого из нас», - говорила писательница о том времени.
В центре цикла - страдание матери, её плач по безвинно погибшим.
Великая Отечественная застала Анну Андреевну в Северной столице. Вместе с другими жителями она дежурила, красила и копала, защищая родной город. Впечатления первых дней войны и блокады отразились в строках. В конце сентября 1941 года поэтессу эвакуировали. Её стихотворение «Мужество» напечатали. Оно стало символом сопротивления и бесстрашия.###
Произведения Ахматовой того периода написаны от лица женщины, оставшейся в тылу. В них - сострадание, великая скорбь и боль. Эти же чувства пронизывают строки и в послевоенное время. Сына, учёного и историка, прошедшего фронтовыми дорогами, вновь отправят в лагеря, а её исключат из Союза писателей.
Бег времени
Последние годы жизни Ахматовой были относительно благополучными. К началу 60-х сложился «волшебный хор» её учеников: читали новые стихи, говорили о поэзии. Анну Андреевну выдвинули на получение Нобелевской премии. В Италии вручили литературную награду, а в Лондоне - мантию почётного доктора Оксфордского университета. В ней видели и чествовали великую русскую культуру.
Никогда не имевшей собственного пристанища, писавшей стихи «на краешке подоконника», ей наконец выделили жильё. Появилась возможность издать большой сборник «Бег времени», куда вошли произведения Ахматовой за полстолетия.
«Странствующей бесприютной государыне», как назвали её друзья, было отпущено 76 лет жизни. В 1966 году знаменитой поэтессы не стало. На её даче в Комарово была всего одна комната: стол из перевёрнутой двери, у кровати вместо ножек - кирпичи. А на стене висел единственный уцелевший рисунок Модильяни, на котором изображена она - роскошная салонная красавица.
Однажды во время прогулки в саду Царского Села Ахматова нашла булавку в форме лиры. Всю жизнь Анна Андреевна верила в то, что украшение когда-то обронил сам Пушкин.
***
Память об Анне Ахматовой хранят многочисленные музеи, которые расположены не только в её любимом Санкт-Петербурге, но и во многих городах на постсоветском пространстве.
***
Помимо сочинения собственных стихотворений, Ахматова занималась переводами зарубежной поэзии на русский язык. Также писала литературоведческие статьи - в основном посвящённые творчеству Пушкина и Лермонтова.