Дочери главы госкорпорации «ВЭБ.РФ» Игоря Шувалова Марии всего 22 года, а она уже заработала миллиарды в компании, владельца которого связывали с ее отцом. Как предполагает эксперт-антикоррупционер, речь может идти о выводе денег из компании и попытке сохранить лицо перед зарубежными контролирующими органами.
Мария Шувалова — выпускница Московской государственной академии хореографии и артистка Большого театра. Не исключено, что ее можно считать самой богатой балериной страны: в 2018 году, согласно расследованию журналистов, она получила более 2 млрд рублей, что превышает зарплаты главы Сбербанка Германа Грефа и руководителя «Газпрома» Алексея Миллера.
Информацию о доходах дочери главы ВЭБа изданию Baza передал источник, который имеет доступ к базе ФНС. Достоверность сведений из этой базы авторы расследования проверили на сотрудниках издания, депутатах, сенаторах и правительственных чиновников.
Как следует из данных ФНС, пишет Baza, в Большом театре в 2018 году Шувалова зарабатывала порядка 71 тыс. рублей в месяц. В фирме «КСП Капитал управление активами» ее годовой заработок превысил 2 млрд рублей (172 млн в месяц). Владелец «КСП Капитал управление активами», которого СМИ называли управляющим активами Игоря Шувалова.
По закону госслужащие не могут заниматься бизнесменом ни лично, ни через доверенных лиц. В 2018 году Шувалов был первым вице-премьером, хотя формально он с компаниями Котляренко не связан. Между тем, Baza предполагает, что огромный заработок его дочери — свидетельство того, что на самом деле бенефициаром фирмы может быть именно он.
Чистая прибыль компании «КСП Капитал управление активами» в 2018 году — 63 миллиона рублей — более чем в 30 раз меньше, чем зарплата Шуваловой. Официальный заработок ее отца за тот год составил 71 миллион рублей.
В ВЭБ.РФ заверили, что руководитель соблюдал закон в правительстве и соблюдает его сейчас, ежегодно отчитываясь о доходах и имуществе.
В «КСП Капитал управление активами» сказали, что ни сама компания, ни Сергей Котляренко никогда не были «номинальными владельцами» чьего-либо имущества, а Мария Шувалова там никогда не работала и денег не получала.
По словам замглавы «Transparency International — Россия» (организация признана Минюстом иностранным агентом) Ильи Шуманова, непонятно, какие навыки должны быть у сотрудницы с таким заработком. Если учитывать связь между Котляренко и Шуваловым, это может быть выводом денег из компании, считает он. Способ с выплатой зарплаты, предположил эксперт, мог быть выбран для того, чтобы «лучше выглядеть в глазах иностранных контролирующих органов». В частности, в Великобритании, где Шуваловы владеют недвижимостью, имущество могут конфисковать, если владелец не может объяснить происхождение доходов. Этот механизм действует как раз с 2018 года.
В 2019 году, как писало ПАСМИ, было замечено, что кадастровая стоимость участка в Подмосковье, принадлежащего Игорю Шувалову, увеличилась с 107,5 тыс. рублей до 297 млн рублей через месяц после выхода расследования об объекте.
ФБК (организация признана иноагентом) рассказывал о незадекларированном самолете Шувалова, который тогда был вице-премьером. Его жена возила на этом самолете своих собак породы корги на выставки. ФБК оценивал годовые траты на перелет примерно в 40 млн рублей.
В 2018 году СМИ узнали, что Шуваловы избавились от «засвеченного» самолета и обзавелись новым — за $70 млн.
Через год журналисты оценили всю недвижимость бывшего чиновника в 17 млрд рублей
Baza рассказывает историю покупки одной из столичных квартир. В 2014 году крупнейшая на тот момент частная авиакомпании страны испытывала финансовые трудности. Ее владельцы обратились за помощью к властям. На совещании у Шувалов, как писал РБК, было решено предоставить госгарантии и кредит ВТБ в 9 млрд рублей. Годом ранее, пишет Baza, глава Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина и ее сын продали 152-метровую квартиру в элитном доме, а также машино-место Ольге Викторовне Шуваловой. Рыночная стоимость недвижимости превышает 150 млн рублей. Через месяц Ольга Шувалова передала права на квартиру своей компании, а через 2 года та по договору мены отдала квартиру Сергею Котляренко. Он взамен отдал компании Шуваловых 129-метровую квартиру в этом же доме. Издание не утверждает, что сделка была связана с госкредитами, но называет ее подозрительной.
Авторы расследования напоминают, что СМИ не раз писали о том, как Шувалов в качестве госслужащего принимал решения, полезные для крупных бизнесменов, и сам тоже получал выгоду. В этой связи упоминались, в частности, Сулейман Керимов и Алишер Усманов.
Сын Шувалова Евгений, как узнала Baza, в 2018 году получил доход от компании Усманова «УК Металлоинвест» — 2,4 миллиона рублей. Тогда же Шувалову-младшему досталось 3 млн рублей от АО «КМА-Энергосбыт», подконтрольного «Металлоинвесту». Как писало ПАСМИ, Евгений Шувалов после учебы в Англии служил в разведподразделении на острове «Русский», а потом передал все свои активы сестре-балерине.