Среди малоизвестных фактов в истории обороны столицы войсками НКВД - боевой путь отдельного бронепоезда N73 по охране железнодорожных сооружений войск НКВД СССР под командованием старшего лейтенанта Фёдора Дмитриевича Малышева.
28 и 29 ноября 1941 года экипаж бронепоезда героически сражался на берегу канала Москва-Волга с наступавшими на Москву гитлеровцами . Благодаря этому был сорван план неприятеля по молниеносному захвату города Дмитров, а орудия и пулемёты бронепоезда защищали город вплоть до подхода подкреплений и намертво остановили врага, не позволив ему двинутся по Дмитровскому шоссе на столицу.
Бои за Дмитров по праву следует считать одним из поворотных моментов в битве за Москву. Захватившие накануне город Яхрому, шоссейный мост через канал Москва-Волга и даже переправившиеся частью сил ночью 28 ноября на восточный берег канала, у города Дмитров, гитлеровцы не смогли продвинуться ни на шаг. Именно на этих рубежах начался их разгром в ходе последовавшего в декабре 1941 года контрнаступления советской армии под Москвой.
Послевоенные мемуары дважды Героя Советского Союза генерала армии Д.Д. Лелюшенко, командовавшего в то время 30-й армией во всей полноте передают драматизм ситуации, сложившейся после переправы германских войск через канал: «Рассвет застал нас в Дмитрове. В городе было пустынно. Наших войск нет, только трехорудийная зенитная батарея стоит на площади возле церкви, неизвестно, кому подчинена. А южнее города, уже на восточном берегу канала Москва — Волга, слышна частая стрельба танковых орудий… Критическое положение! Противник вот-вот ворвется в Дмитров, а здесь штаб армии, и войск нет. И тут, на наше счастье, на линии железной дороги Яхрома — Дмитров появился бронепоезд. Он с ходу вел огонь. Машинист то резко бросал его вперед, то так же стремительно уводил назад. Когда бронепоезд подошел ближе, мы с начальником связи подполковником А. Остренко подбежали к нему. Вскочив на подножку, я постучал по башне. В броне зияли две свежие пробоины и несколько вмятин. Люк открылся, в нем показался человек в кожаной тужурке, какие ранее носили командиры-танкисты, но без знаков различия, лицо его было испачкано мазутом.
Командир бронепоезда № 73 капитан Малышев, — представился он. — Веду бой, уничтожил восемь танков… Единоборство бронепоезда с 20 танками! Редчайший случай.
Точно «Варяг» против японской эскадры! — вполголоса сказал Остренко».
В канонический текст воспоминаний генерала Лелюшенко здесь следует внести одну важную поправку: на момент боя Ф.Д. Малышев был ещё не капитаном, а старшим лейтенантом.
Исторические документы свидетельствуют, что после получения известия о появлении гитлеровцев на восточном берегу канала Москва-Волга с приказом остановить прорвавшиеся танки был направлен бронепоезд войск НКВД, погрузивший в качестве десанта пехотную роту РККА.
Иных сил в округе не оказалось.
В течение трёх часов бронепоезд вёл бой (четыре 76-мм орудия, 13 пулемётов «Максим», 8 пулемётов Дегтярёва) с открытой позиции, после чего отошёл в укрытие на железнодорожной станции Дмитров. Утром следующего дня (29 ноября), пополнив боеприпасы на станции Вербилки, он снова вернулся к Дмитрову и продолжил сражаться. Вскоре неприятельским огнём был сожжён его паровоз, разбиты командирская рубка, одна из орудийных башен, корпус получил множество пробоин (по исследованиям дмитровского краеведа В.С. Карасёва). Были убиты двое и ранены пятнадцать членов его экипажа. Однако обездвиженный чекистский бронепоезд не покинул поле боя, а продолжал стрельбу по врагу, выигрывая время до подхода советских войск (1-й ударной армии), которые впоследствии отбросили врага за канал.
Стреляющий, но неподвижный бронепоезд был очень уязвим для врага, однако ему на помощь пришли железнодорожники со станции Дмитров: машинист А.В. Доронин и его товарищи И.В. Мирошниченко и И.И. Лавров, которые привели на место боя новый паровоз, и, подцепив его к бронепоезду, вывели его из-под огня.
За этот бой многие члены экипажа, а также дмитровские железнодорожники, в том числе машинист А.В. Доронин и двадцатилетняя стрелочница М.Т. Литневская (Барсученко), под огнём бесстрашно переводившая стрелки на железной дороге и обеспечившая маневренность бронепоезда, были удостоены высоких правительственных наград, а сам бронепоезд был награждён орденом Красного Знамени. В дальнейших битвах Великой Отечественной войны он именовался уже Краснознамённым (принял участие в обороне Сталинграда).
Имя одного из погибших членов экипажа бронепоезда № 73, бывшего московского метростроевца, командира отделения пулемётчиков сержанта Николая. Фомичёва, удостоенного посмертно ордена Красного Знамени, сегодня носит одна из улиц подмосковного г. Дмитрова.