В минувшем году бизнес-омбудсмен Борис Титов продолжил свою кампанию по возвращению на родину предпринимателей, скрывшихся от уголовного преследования. Ее пришлось прервать в связи с ограничениями из-за коронавируса, тем не менее, троим бизнесменам вернуться все-таки удалось. Как сложились их судьбы, а также судьбы тех, кто под гарантии уполномоченного прибыл в Россию ранее, а также о том, кого оправдали и кого посадили из фигурантов «российского списка» бизнес-омбудсмена — в материале ПАСМИ.
Успеть до ковида
!3 января 2020 года в Россию из вынужденной эмиграции вернулся фигурант “лондонского списка” Бориса Титова — сахалинский предприниматель Алексей Латыпов. В конце декабря 2019 года следственное управление СКР по Сахалинской области прекратило его уголовное преследование в связи с отсутствием состава преступления. Ранее Генпрокуратура заявила, что бизнесмен может приехать на родину без опасений быть арестованным — апелляционный суд прекратил его розыск, признав претензии следствия необоснованными. На Сахалине Алексея Латыпова обвиняли в махинациях с земельными участками. По версии СКР, предприниматель задумал похитить у муниципалитета около 23 гектаров земли под видом создания дачного товарищества, а затем продать участки по рыночной стоимости. Латыпов свою вину не признавал, уголовное преследование он объяснил тем, что отказался передать часть купленной им у администрации земли «в подарок» неким влиятельным лицам.
А 30 января вернулся в Россию еще один предприниматель из “списка Титова” — Михаил Ершов из Тамбовской области. Возвращению Ершова предшествовало прекращение его уголовного дела о мошенничестве. Ранее теперь уже бывший генпрокурор Юрий Чайка признал возбуждение дела против Ершова незаконным, так как выводы следователей о якобы имевших место фактах мошенничества противоречили ими же собранным материалам дела. Бизнесмена обвиняли в занижении размера НДС и хищениях путем его незаконного возмещения. Сам Ершов настаивал на том, что уголовное дело против него являлось инструментом рейдерского захвата принадлежащего ему маслозавода-элеватора. Предприятие спасти не удалось — на момент возвращения бизнесмена производство было остановлено, завод находился в стадии банкротства.
Также в январе Генпрокуратура согласилась на безарестный возврат в Россию еще одного участника «лондонского списка» — бывшего председатель колхоза из Смоленской области Александра Аравского. Находившийся в Израиле бизнесмен выразил готовность добровольно явиться в следственные органы РФ для непредвзятого объективного расследования, но удалось ли ему успеть до запрета на международные перелеты из-за эпидемии коронавируса, не сообщается.
А в конце июня бизнес-омбудсмен Борис Титов официально заявил, что работа по возвращению фигурантов «лондонского списка» приостанавливается в связи коронавирусными ограничениями.
Дойти до Путина
Но незадолго до этого — 10 июня — в рамках проекта бизнес-омбудсмена в Россию удалось вернуться еще одному предпринимателю — бывшему гендиректору компании «Трансфин-М» Дмитрию Зотову. Его обвиняют в хищении грузовых вагонов у своей же компании на сумму 395 млн рублей. Несмотря на гарантии от ареста по экономическим делам добровольно вернувшимся на родину, бизнесмена задержали прямо в аэропорту, а на следующий день суд санкционировал его арест.
На свободу Зотову помогло выйти только вмешательство президента России Владимира Путина. После обращения Бориса Титова он дал поручение генпрокурору Игорю Краснову разобраться в ситуации. Краснов направил замглавы Управления на транспорте МВД России по ЦФО Мамикону Макаряну требование об устранении нарушений УПК при расследовании уголовного дела в отношении Зотова. В документе указывалось на отсутствие оснований для содержания бизнесмена в СИЗО.
2 июля Московская межрегиональная транспортная прокуратура потребовала устранить нарушения, на которые указал Краснов, а на следующий день следователь вынес решение об изменении Зотову меры пресечения на подписку о невыезде и незамедлительном освобождении из-под стражи.
Логическую точку в вопросе об аресте Зотова в октябре поставил Второй кассационный суд общей юрисдикции. Он удовлетворил кассационное представление прокуратуры и признал незаконными решения нижестоящих судов о помещении под стражу бывшего гендиректора ПАО «Трансфин-М».
Работа над ошибками
А ранее — 28 августа — Четвертый кассационный суд отменил приговор самому первому вернувшемуся в Россию бизнесмену из «списка Титова» Андрею Каковкину и направил его дело . на новое рассмотрение.
Дело ростовского предпринимателя, обвиняемого в мошенничестве на 10 млн рублей, называли главным провалом кампании Бориса Титова по возвращению беглых бизнесменов. Прибыв на родину зимой 2018 года, Каковкин был сразу же задержан и отправлен в СИЗО. Тогда бизнес-омбудсмену удалось добиться изменения меры пресечения на домашний арест, но на этом злоключения возвращенца не кончились.
В августе 2018 полицейские следователи прекратили уголовное преследование Каковкина за отсутствием состава преступления, но решение о закрытии его дела отменила прокуратура. В октябре 2019 Кировский суд Ростова-на-Дону признал предпринимателя виновным в мошенничестве и приговорил его к трем годам лишения свободы.
Тогда Титов заявил, что шокирован приговором и попросил пересмотреть обвинение в письме к заместителю генерального прокурора. Генпрокуратура предложила прокурору Ростовской области «вернуться к вопросу о соразмерности» назначенного наказания приговоренному к лишению свободы участнику «лондонского списка». В январе 2020 Ростовский областной суд при рассмотрении апелляционной жалобы изменил Каковкину реальный срок на условный, и бизнесмена выпустили из-под стражи.
Условное разорение
Условным сроком в три года закончилось возвращение в Россию под гарантии Бориса Титова земляка Каковкина — Алексея Кузнецова. Прокуратура требовала для него реального лишения свободы, но Ленинский районный суд с ней не согласился. Кузнецова обвиняли в незаконной банковской деятельности и неправомерном обороте средств платежей. Сам он заявлял, что сделки на 96 млн рублей, которые ему вменяло следствие, были реальной продажей сельхозпродукции.
Алексей Кузнецов на суде сообщил, что в ходе его преследования его компания с оборотом более 10 млрд рублей и владеющая элеватором и линиями по производству продуктов питания, была полностью разграблена. Без работы осталось 300 человек.
Подводя итоги “международной деятельности” бизнес-омбудсмена следует привести его заявление от ноября 2020 года. По словам Бориса Титова, с 2018 года на родину прибыли 12 бизнесменов, решения следственных органов ждут еще пять беглых предпринимателей, желающих вернуться в Россию.
Арктическое бессилие
Следует отметить, что наряду с “лондонским” списком Титов анонсировал и “российский”. Речь идет о предпринимателях, незаконно содержащихся в СИЗО по обвинению в экономических преступлениях. Изначально в списке было 20 человек, потом, согласно заявлениям самого Титова, их число увеличилось до 43, сейчас в нем, по данным официального сайта уполномоченного по правам предпринимателей, 36 человек.
Пресс-служба Бориса Титова в 2020 году отчиталась о двух успешных историях фигурантов “российского списка”. 20 января сообщалось о прекращении уголовного преследования владельца компании Rodex Group Евгения Родионова, который обвинялся в хищении денежных средств в особо крупном размере при строительстве коттеджных посёлков в Подмосковье. Бизнесмен настаивал, что никакого мошенничества не было — все покупатели получили свои дома, но дело в течение 7 лет неоднократно передавалось в суд и возвращалось на доследование. После вмешательства бизнес-омбудсмена следственное управление УВД ЗАО Москвы прекратило дело Родионова за отсутствием состава преступления и с признанием права на реабилитацию.
А 22 января Курганский областной суд отменил приговор директору аэропорта Кургана Дмитрию Коваленко и его помощнику Андрею Тябутову, которым суд первой инстанции назначил штраф по 1 млн 125 тыс. рублей, признав их виновными в незаконной рубке зеленых насаждений. Как отмечал Борис Титов в своем обращении к генпрокурору, Коваленко давал указания вырубать лес на летном поле, но делал это по требованию Росавиации, чтобы поддерживать его эксплуатационную готовность. В итоге апелляционная инстанция оправдала Коваленко и Тябутова, признав за ними право на реабилитацию.
Между тем, пресс-служба бизнес-омбудсмена не выпустила никаких сообщений о том, чем закончилось уголовное дело еще одного участника “российского списка” — соучредителя компании “РусАльянс Строй” Алексея Эккерта, нет информации о решении суда по делу предпринимателя и на сайте Бориса Титова. И это неудивительно, ведь в этой истории похвастать уполномоченному нечем: в октябре Черемушкинский суд Москвы приговорил Алексея Эккерта и его компаньона Дмитрия Бушманова к девяти годам колонии, обязав их выплатить 2,9 млрд рублей ущерба.
Предприниматели с 2016 года содержались в СИЗО по обвинению в хищении этой суммы при строительстве арктических объектов для ведомства Сергея Шойгу. Вину в хищении бизнесмены не признали, они называли причиной уголовного преследования отказ заплатить откат в 700 млн рублей представителю генподрядчика. Что интересно, отсутствие ущерба не раз подтверждали арбитражные суды, а объекты, с которых выгнали “РусАльянс Строй”, достроены так и не были — аванс в 2 млрд рублей совершенно безнаказанно потратила неизвестно куда фирма-однодневка.
В 2019 году следственные органы и прокуратура вплотную взялись за фигурантов «лондонского списка» бизнес-омбудсмена Бориса Титова, созданного для защиты прав предпринимателей, сбежавших из России под угрозой уголовного преследования. Однако и после попадания в список не всем из них удалось добиться справедливого на их взгляд приговора. Кого удалось отстоять уполномоченному по правам предпринимателей в противостоянии с силовиками, и кому повезло меньше — читайте в дайджесте ПАСМИ «Итоги года: «список Титова» — успехи и провалы».