Историки Росгвардии вспоминают о том, как немцы двинулись на позиции воинов-чекистов с советскими знаменами

2 лет назад 99

3 сентября 1942 года вошло в историю Сталинградской битвы памятным эпизодом, в котором героически проявили себя воины 10-й дивизии НКВД. 

80 лет назад на начальном этапе сражения под Сталинградом произошли драматические события, до предела обострив боевую обстановку на подступах к Сталинграду: накануне, 2 сентября, части и соединения 4-й танковой и 6-й армия гитлеровцев сумели проломить восьмикилометровую брешь в советской обороне и, захватив н.п. Воропоново, соединились у посёлка Яблоновка. К вечеру 2 сентября 24-я танковая дивизия противника передовыми подразделениями вышла на рубеж Верхняя Ельшанка – станция Садовая – Опытная станция и оказалась перед участком обороны 271-го и 272-го стрелковых полков 10-й дивизии войск НКВД и подразделений Сталинградского военно-политического училища.

Через боевые порядки воинов-чекистов тянулись на восток отступающие то группами, то поодиночке командиры и красноармейцы 35-й гвардейской и 95-й стрелковых дивизий Красной Армии. Тех из них, кто не выглядели растерянными и не утратили боевого духа, – например, сотню курсантов Краснодарского военного училища – немедленно привлекли к обороне, поставив на защиту стыков между чекистскими полками.

По оценке командира 10-й дивизии НКВД полковника А.А. Сараева, возможный прорыв гитлеровцев на этом направлении мог иметь тяжёлые последствия – создать прямую угрозу центру города и основной переправе через Волгу.

Немцы были поблизости, и предстояло прояснить, когда и какими силами они намереваются нанести на этом участке фронта решающий удар. Поэтому навстречу врагу выдвинулись разведывательные группы 272-го стрелкового полка войск НКВД, вскоре обнаружившие в балке Ежовая сосредоточение крупных сил противника.

По ним полковыми разведчиками был наведён удар миномётами и орудиями 73-го отдельного бронепоезда войск НКВД.

Это отчасти ошеломило врага, но уже вскоре он отважился на военную хитрость. К высоте 151.0, удерживаемой боевым охранением 2-го батальона 272-го полка, неожиданно выдвинулась воинская колонна из людей в советской военной форме с развивающимися красными знамёнами. Внешне она выглядела как очередная отступающая часть РККА. Но то ли развевающиеся ни ко времени стяги, то ли бравый вид одетых в красноармейское обмундирование людей, либо что-то иное заставили разведчиков сначала насторожиться, а вскоре и распознать в идущих – переодетых гитлеровцев, пытавшихся таким образом без лишних потерь приблизиться к рубежу атаки.

Вражеская колонна была рассеяна миномётчиками. 

В наступление перед всем фронтом обороны полка противник перешёл в 18.00. На левый фланг, где оборонялся 3-й батальон 272-го полка под командованием старшего лейтенанта И.Т. Смирнова, двинулась лавина из 40 танков, поддерживаемая атакующей пехотой. 20 танков врага обрушились на позиции 2-го батальона под командованием старшего лейтенанта Д.П. Ступина.

Атака сопровождалась непрекращающимися налётами бомбардировщиков противника и, как свидетельствует очевидец боя, «…лязг металла, вой пикирующих стервятников, взрывы бомб и снарядов слились в единый грохот, от которого дрожала земля. В бой с гитлеровцами вступили все подразделения 3-го батальона и орудийные расчеты взаимодействующих с воинами-чекистами 416-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка, 7-й и 8-й батарей 748-го зенитно-артиллерийского полка. Уже горело более десяти вражеских танков, но остальные продолжали двигаться вперед…»  

В одном из эпизодов боя сержант А. Г. Мороз заменил убитого командира взвода и отбил атаку врага. Однако прорвавшиеся с правого фланга танки и пехота противника проникли в тыл батальона. Здесь, оказавшись в окружении, радист Василий Белоглазов, поддерживавший связь со штабом полка, без раздумий пожертвовал собственной жизнью и вызвал огонь гвардейских минометов («катюш») на себя…

В критический момент боя в атаку для возвращения ранее потерянной высоты 147.5 по команде командира полка майора Савчука отправилось резервное подразделение, усиленное курсантами военно-политического училища, и оборона была восстановлена.

60 человек убитыми и 83 ранеными потерял 272-й полк в этот день, и в этот день он не дрогнул.

Отражая наступление врага на центр Сталинграда, полки 10-й дивизии войск НКВД во взаимодействии с приданными этому соединению частями и подразделениями Красной Армии 3 сентября 1942 года несли врагу ощутимый урон, уничтожив за день 30 танков и около 600 гитлеровских солдат и офицеров.


Прочитать всю статью