Его картины нам знакомы с детства. Сотни ярких и острых полотен входят в золотой фонд мировой живописи. Они демонстрируются в крупнейших галереях, бережно хранятся в музеях, печатаются в учебниках разных стран. Гений этого художника не знал пределов. Его интересовали история, религия, красота природы и человека. Он создал настоящие шедевры благодаря упорству и самобытному таланту. Автор настолько любил творчество, что даже когда руки уже плохо действовали, продолжал работать. Исполнилось 180 лет со дня рождения великого русского мастера кисти - Ильи Репина.
Толпа, а пыли нет
«Подтащите-ка мне лесенку, - распорядился художник. - Хочу кое-что поправить на картине «Не ждали».
«Но Павла Михайловича нет, как же мы без его ведома», - попытались возразить работники зала.
Репин, отмахнувшись, начал исправлять лицо ссыльного. После этого с красками и кистями наперевес подошёл к полотну «Иван Грозный и сын его Иван» со словами «чуть трону голову царя». Провозился полчаса, но на этом не успокоился. Бормоча «толпа в тысячу человек, а пыли нет», подтянул стремянку к работе «Крестный ход в Курской губернии».
Мастер любил бесконечно доделывать и исправлять произведения. Причём даже те, что уже продал. Илья Ефимович напрашивался к новому хозяину картины, чтобы «немножечко подправить одну мелочь». В процессе увлекался и изменял чуть ли не половину холста. Порой без ведома владельца. Просто приходил и начинал «дорабатывать». Не всегда правки получались удачными.###
Павел Третьяков тогда только формировал свою знаменитую галерею. Меценат рьяно скупал работы модного автора и очень переживал из-за таких «нашествий». Однажды даже, несмотря на давнюю дружбу, дал указание не пускать Репина с кистями.
«Каждый раз, приезжая в Москву, я что-нибудь поправляю в своих вещах - я бы их все переписал снова. Третьяков последний раз объявил мне, что он мне это запрещает. Я сначала обиделся, а подумав, согласился, что он прав», - делился в письмах неугомонный творец.
Родные «Пенаты»
Он говорил об этой женщине как о любви всей своей жизни. Купил для неё земли в дачном посёлке на берегу Финского залива. «Пенаты», как назвали усадьбу, стали центром притяжения для столичной интеллигенции: литераторов, художников, артистов. Наталья Нордман - дочь адмирала и крестница царя, приглашала гостей по средам. Репину в это время уже 55, а его новая спутница почти на 20 лет моложе.
Писательница и одна из первых женщин-фотографов - она придерживалась передовых взглядов. Была вегетарианкой, выступала против ношения мехов и в любой мороз ходила в тоненьком пальто. Вторил ей и сам Репин. По дому развесили таблички: «Не ждите прислуги - её нет», «Прислуга - позор человечества». Сейчас нам понятны и близки эти принципы, но тогда они вызывали удивление. Несмотря на экзальтированные порядки, встречи с прославленным мастером пользовались популярностью.
А он тут же создавал портреты знаменитых посетителей. На каждой картине было имя, профессия, а иногда и автограф. Максим Горький, Александр Куприн, Исаак Бродский, Владимир Маяковский, Владимир Бехтерев. Всех гостей не перечислить… Подготовлен целый альбом. Пара с успехом продемонстрирует его на всемирных выставках в Италии и Турине.
Вскоре после того как Илья Ефимович обосновался в «Пенатах», он стал профессором, а затем ректором Академии художеств. С одной стороны, отсюда было удобно поездом добираться до Петербурга, с другой - тут достаточно уединённо, и Репин мог спокойно работать.
Создавая шедевры
Ему свойственно самозабвенное упоение творчеством. «Часы утра, которые я посвящаю ему, - лучшие часы моей жизни», - делился с друзьями Илья Репин. Он доводил себя работой до обморока. Без неё - нет смысла существования. «Я всё так же, как с самой ранней юности, - отмечал он, - люблю свет, люблю истину, люблю добро и красоту как самые лучшие дары нашей жизни. И особенно искусство! И искусство я люблю... больше, чем всякое счастье и радости жизни нашей. Оно, всегда и везде, в моей голове, в моём сердце, в моих желаниях лучших, сокровеннейших».
Сотни рисунков, этюдов, эскизов, картин. Титаничность Репина сказалась в самом их количестве. Его выставки в Третьяковской галерее и Русском музее в 30-х годах поражали зрителей. Казалось невероятным, как всего один человек может заполнить своим творчеством огромные залы. Эти же чувства испытываем мы и сейчас, когда видим его экспозиции. И куда ни бросишь взгляд, каждая картина - на века. Ни одной проходной работы! Из-под кисти художника один за другим выходили настоящие шедевры.###
Была и ещё важная черта в его творчестве. Это пытливое, исследовательское отношение к сюжету. «Когда он писал свою картину «Пушкин читает «Воспоминания в Царском Селе», он для одной только фигуры Державина проштудировал и двухтомную гротовскую «Жизнь Державина», и обширные «Записки» поэта, и многотомное собрание его сочинений», - подчёркивал литературовед Корней Чуковский. Такое полное погружение сопутствует работе над каждым историческим полотном. Прежде чем воспроизвести на холсте человека, Репин должен был узнать, пропустить через себя всю его жизнь до мелочей, понять мысли и поступки.
Не оставлять мечту
У него не было метаний - кем быть и чему себя посвятить. Однажды в детстве двоюродный брат принёс акварель, и с её помощью чёрно-белая картинка в азбуке ожила. Маленькому Илье стало ясно - вот так можно преображать мир. Его жизнь решена. «Чтобы меня утешить, Трофим оставил мне свои краски, и с этих пор я так впился в красочки, прильнув к столу, что меня едва отрывали для обеда и срамили, что я совсем сделался мокрый, как мышь, от усердия и одурел со своими красочками за эти дни», - вспоминал художник.
Родители, простые люди, всячески поддерживали в ребёнке страсть к рисованию. Отвели к известному иконописцу в их городе в ученики. Илюша в короткий срок освоил манеру написания ликов святых и стал для своих лет неплохо зарабатывать. Весть о талантливом подмастерье прокатилась далеко за пределы Чугуева. Подростка стали приглашать приезжавшие подрядчики, которым нужны были живописцы и позолотчики. В 16 лет юноша вместе с кочевой иконописной артелью выполнял заказы в разных уголках страны.###
Но вскоре молодому художнику становится тесно в этой ипостаси: он решает развиваться дальше. На скопленные деньги едет в Петербург - поступать в Академию художеств. Там его сразу не берут, мол, техника хромает: слабые тушёвка, штрихи и тени. 19-летний юноша проявляет упорство и не оставляет мечту. Снимает комнату, на всём экономит и устраивается в вечернюю рисовальную школу. Повторное посещение академии - и вот он уже студент. Да не простой. А самый одарённый и талантливый. На него сыпятся серебряные и золотые медали. Он создаёт первые шедевры.
Секрет долголетия
В путешествиях на пароходах возникает замысел «Бурлаков на Волге». Картина в одночасье делает автора знаменитым. Люди приходили толпами взглянуть на героев полотна. Появились средства. Он женится на дочери архитектора - Вере Шевцовой. В поездках за рубеж хорошо пишется на православную тематику. Его «Тайная Вечеря» признана одной из лучших. Рождаются дети, и художник создаёт сказочную картину «Садко». Историческая «Царевна Софья», острая «Запорожцы» - эти и другие творения у всех на слуху.
Однако наступил сложный период: он расстался с первой женой Верой и вышел из Товарищества передвижных выставок. Эмоциональные и творческие перегрузки стоили ему дорого. Репину не было и 45, когда с ним произошло, пожалуй, самое страшное, что может случиться с художником. У него перестала действовать правая рука. Тогда он начал учиться рисовать и писать левой!###
С годами стало подводить зрение - развилась дальнозоркость. Но живописец смог приспособиться и к этому: использовал кисти с длинными ручками. Порой они доходили до метра! Несмотря ни на что, продолжал самозабвенно творить.
Он не только автор множества пейзажей, портретов знаменитых современников, жанровых картин. Репин находил время для общения, преподавал, лично выезжал на выставки, пестовал юных дарований. По-видимому, в этом и заключается секрет репинского долголетия - он не мог не работать. Труд давал радость и силы.
Илья Ефимович прожил 86 лет. В родных «Пенатах» его окружали дети и внуки. Прощаясь с друзьями, великий мастер написал, что ему была дарована счастливая жизнь: «Я, кажется, вовсе не стою моей славы, но я о ней не хлопотал, и теперь, распростёртый в прахе, благодарю, благодарю, совершенно растроганный добрым миром, так щедро всегда меня прославлявшим».
#MORE_PHOTO#