В гостях у журнала «Полиция России» заслуженный художник Российской Федерации Иван Миляев.
– Иван Валерьевич, мы встречаемся с вами в Год семьи, которая является началом всех начал. Расскажите о своих истоках.
– Признаться, я чувствую неразрывную связь со своими предками и бережно храню воспоминания о них. Мои дедушка, папа и мама работали на передовых рубежах науки и культуры в Советском Союзе. Мама, Людмила Иванова, народная артистка РСФСР, прослужила в театре «Современник» почти 60 лет, занималась преподавательской и режиссёрской деятельностью.
Папа, Валерий Миляев, доктор физико-математических наук, работая заведующим отделом экологических и медицинских приборов Института общей физики Академии наук Российской Федерации, директором Тарусского филиала Института общей физики РАН, был активным участником бардовского движения, написал песню «Приходит время», которая без преувеличения стала гимном весны. А шуточная опера «Архимед», созданная им вместе с Валерием Канером, тоже физиком и бардом, более 50 лет идёт на физфаке МГУ и была отмечена самим лауреатом Нобелевской премии Нильсом Бором, который пришёл в восторг от спектакля и сказал: «Если советские студенты учатся так же, как и сочиняют оперы, за будущее науки я спокоен».
Дед по маминой линии, профессор-географ Иван Маркелович Иванов, был известным полярником, участником экспедиции на ледоколе «Красин» по спасению итальянцев, дирижабль которых потерпел крушение при возвращении с Северного полюса. Теперь в честь Ивана Иванова назван небольшой остров.
– Знаете ли вы своих предков, которым доводилось защищать Отечество с оружием в руках, носить погоны?
– Да, и об их боевом прошлом могу рассказывать долго. Если же коротко, то мой дед по папиной линии, Александр Алексеевич Миляев, участвовал в боевых действиях на Халхин-Голе. В 1940 году его пригласили работать в милицию. Во время Великой Отечественной войны был на фронте борьбы с преступностью. Служил на Огарёва, 6, сотрудником кадрового аппарата, ушёл в отставку в звании подполковника милиции.
Кстати, мама тоже на время надевала погоны – она играла роль работника детской комнаты милиции в спектакле по пьесе Михаила Рощина «Спешите делать добро».
Знаю, что один папин прадед, имя которого, к сожалению, не сохранилось, был участником русско-турецкой войны 1877–1878 годов в составе отряда самарских добровольцев.
Другой прадед, Митрофан Бордюков, дед моей мамы, унтер-офицер, сапёр, георгиевский кавалер, прошёл две войны – Японскую и Первую мировую.
Да я и сам был рядовым, служил в Театре Советской армии специалистом по маскировке. А первая военная профессия – переводчик с французского языка, которым, как и итальянским, владею в совершенстве благодаря знаниям, полученным в единственной в своём роде школе имени Ромена Роллана с углублённым изучением иностранных языков.
После демобилизации меня приглашали на службу в милицию, но я всё же стал директором художественной школы… Поскольку с раннего детства любил рисовать.
– Ваши родители очень дополняли друг друга. Как объединись два дарования?
– Да, часто мама писала музыку, а папа – поэтические тексты к ней. Мама ещё в студенческие годы стала сочинять песни. Одна из них, «Улица Горького», можно сказать, и познакомила моих будущих родителей. Папин приятель, бард Александр Городницкий, пригласил его в драмкружок, который вела артистка театра «Современник» Людмила Иванова. Так они оказались в одной компании. И однажды в электричке, когда возвращались домой после прогулки на лыжах, папа, сам того не подозревая, спел мамину песню, думая, что автором является другой человек. Мама от несправедливости расстроилась, а потом громко сказала, что это её песня. И позже папа сделал ей необычный подарок: сам перебрал механизм музыкальной шкатулки, чтобы изменить мелодию, которая там проигрывалась, на «Улицу Горького».
На фото Людмила Иванова и Валерий Миляев, 1962 год
– Наверняка вы знаете историю рождения знаменитой песни «Приходит время»?
– Многие считали автором Сергея Никитина, исполнявшего её с супругой Татьяной, или кого-то из поэтов и композиторов, работавших с Анной Герман, так как песенка тоже была в репертуаре певицы… Хотя на пластинке Анны Герман указано два автора: Л. Иванова и В. Миляев. Песню «Приходит время…», или, как ещё её называют, «Весеннее танго», отец сочинил в подарок маме в 1973 году.
Её сразу подхватили друзья-барды, она стала хитом, но на телевидение и радио долго не попадала. Пока песню не показали друзьям семьи – Сергею и Татьяне Никитиным... Так она стала известной. Причём звучала не только на земле, но и в космосе. В Центре управления полётами в Королёве существует служба психологической поддержки космонавтов, которая приглашает известных артистов, музыкантов, спортсменов, чтобы те пообщались с теми, кто на орбите. Быть приглашённым в ЦУП – большая честь и ответственность. Мои родители проводили такой сеанс. Помню, как они серьёзно готовились, обсуждали темы, взяли гитару. В ЦУПе беседовали с космонавтами и, конечно, пели «Приходит время». Вернулись гордые: «Мы и космос можем поддержать, и вообще нас даже там знают и поют! »
Кстати, родился я в день полёта Валентины Терешковой. Главврач роддома вошла в палату и сказала: «Прошу всех детей называть Валентинами! » Большинство так и сделало, только моя мама сказала: «А я назову сына Ваней! »
– Людмила Иванова была поистине народной артисткой. Кто не помнит активистку Шурочку из кинофильма «Служебный роман»!
– И даже сейчас, спустя некоторое время после её ухода, народная любовь к ней не ослабевает. Ко мне часто обращаются с просьбой провести вечера памяти, подарить её книги и диски. На таких встречах выступают мамины ученики, артисты театров «Экспромт» и «Современник», барды и композиторы. Есть ещё 87 фильмов с её участием, которые показывают на ТВ, среди них, конечно, «Служебный роман», «Самая обаятельная и привлекательная», «Небеса обетованные».
Вспоминаю историю. По приглашению известного кинорежиссёра Аллы Суриковой мама несколько раз участвовала в фестивале «Амурская осень» в Благовещенске. Как-то в программе была поездка в Шанхай. Артисты встречались с китайскими студентами, которые, увидев маму, обрадовались: «К нам Сура приехаль! » Оказывается, они учат русский язык по фильму «Служебный роман».
Я тоже был в Китае с группой художников. Под впечатлениями от этих поездок мы с мамой перечитали множество китайских сказок и написали пьесу «Волшебный чай», которая с успехом шла на сцене «Экспромта».
– С этим Московским музыкальным театром для детей и молодёжи связано основное ваше творчество. И это тоже общее семейное дело!..
– Действительно, театр «Экспромт», в котором я всю свою жизнь служу главным художником, – детище мамы. Она называла его островком добра на Чистых прудах. Самые любимые мои работы здесь в качестве художника-постановщика – «Риголетто», «Красная шапочка», «Али-баба и 40 разбойников». Сейчас «Экспромт» вошёл в состав Детского музыкального театра юного актёра. Там до сих пор идут шесть маминых спектаклей, где я являюсь художником-постановщиком. Она писала женские роли, а папа – мужские, поскольку мама считала, что ей не хватает брутальности. Они всегда творили вместе.
На фото декорации к спектаклю «Риголетто»
«Экспромт» активно сотрудничает с детской художественной школой имени Ватагина, где я долгое время был директором. Так всю жизнь и продолжаю наше семейное дело… Например, лет 10 назад на сцене «Экспромта» поставил единственную в России театральную адаптацию культового мультфильма «Ежик в тумане» без… тумана. На дебют пришёл автор сказки Сергей Козлов и первым делом спросил, чем наша постановка отличается от других. Я ответил, что в спектакле нет дымовой машины. Это заинтересовало Козлова. Дело в том, что персонажи буквально накидывают на себя «пелену» – отрезок тонкой ткани – и бродят в ней по сцене. Декорации мы придумали с женой – Анной Ефимовой.
– Ваша профессиональная деятельность неразрывно связана с теми учебными заведениями, в которых вы постигали различные науки…
– После окончания детской художественной школы № 3 я вернулся туда педагогом по живописи и композиции, через 10 лет стал её директором. На протяжении всего этого времени старался развивать художественную школу как самостоятельное образовательное учреждение и как центр подготовки к ведущим художественным, театральным и телевизионным институтам. 13 лет назад по моей инициативе учебному заведению присвоили имя известного скульптора-анималиста Василия Алексеевича Ватагина, а также учредили премию его имени для педагогов и учеников художественных школ.
Мы проводили выставки, конкурсы и фестивали, в том числе и международные, направленные на повышение уровня художественного образования детей и молодёжи, обменивались опытом, достижениями учеников и педагогов.
Также я преподавал в Школе-студии (институте) имени Владимира Ивановича Немировича-Данченко при МХАТ имени Чехова, которую окончил в 1985-м. Под моим руководством был выпущен дипломный спектакль «Мистерия Буфф».
– Вы преподаёте и в других вузах. Что главное пытаетесь донести до своих студентов?
– Лет 20 назад меня пригласили основатели Государственного института телевидения и радиовещания – как театрального художника, имеющего педагогический опыт. Я всегда говорю своим студентам: чтобы добиться успеха, нужны трудолюбие, способности, вкус, любопытство, образованность, интеллигентность. Сегодня, к сожалению, место в искусстве для художника самое скромное. Потребность в портретах, пейзажах, как это было раньше, невелика. А в кино и на телевидении много работы. Получается, что аниматоры и мультипликаторы – очень востребованные профессии. Исходя из этого в 2022 году мы организовали в городе Тутаеве фестиваль студенческих анимационных фильмов «МультПроСвет». Легендарная Валентина Терешкова, уроженка Тутаева, поддержала этот фестиваль. В прошлом году, к 90-летию мамы, ему присвоили имя Людмилы Ивановой, поскольку последние её работы были связаны именно с анимацией…
Визитная карточка
Миляев Иван Валерьевич. Родился 16 июня 1963 года в Москве в семье народной артистки РСФСР Людмилы Ивановой и физика, барда Валерия Миляева.
Окончил школу имени Ромена Роллана, внесён в список её знаменитых выпускников. Окончил детскую художественную школу № 3 (1979), Школу-студию (институт) имени Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ имени А. П. Чехова – курс Олега Шейнциса (1985).
Главный художник Московского музыкального театра для детей и молодёжи «Экспромт» (с 2016 – в составе Детского театра юного актёра).
Художник-постановщик, автор сценического решения более 40 спектаклей в театрах Москвы и Тулы.
Директор Детской художественной школы имени В. А. Ватагина (1996–2016).
Преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор Школы-студии (института) имени Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ имени А. П. Чехова (2000–2016).
Декан художественно-постановочного факультета (позднее – «Факультета мастерства художника мультимедиа») в Гуманитарном институте телевидения и радиовещания имени М. А. Литовчина (1994). Профессор. Художник-постановщик кинофильма «Максимилиан» (1999), нескольких музыкальных и рекламных клипов (режиссёр Роман Качанов).
Заслуженный художник Российской Федерации (2004). Член Союза театральных деятелей Российской Федерации (2002). Член Творческого союза художников России (2013), председатель секции телевидения (2014). Член Московского союза художников (2014). Почётный член Российской академии художеств (2016).
Депутат Совета депутатов муниципального собрания округа Мещанский в городе Москве (1997, 1999 и 2004).
Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области культуры (2014).