Золотой запас

1 год назад 114

За его плечами более 30 лет службы в органах внутренних дел, свыше 20 из них - в уголовном розыске. Он прошёл путь от рядового сотрудника до генерала, от оперативника до начальника ГУУР МВД России, участвовал в раскрытии громких преступлений и урегулировании крупных межнациональных конфликтов. Сотни офицеров органов внутренних дел по праву считают его учителем и наставником. 6 сентября генерал-лейтенанту милиции в отставке Ивану Храпову исполняется 80 лет.

Перед выбором

Иван родился в семье донского казака. О службе в органах не грезил. Повзрослев, освоил профессию машиниста экскаватора. Полтора года работал на стройках предприятий металлургической, химической и автомобильной промышленности Южного Урала. Затем были три года армии.

Для тех, кто после службы планировал пойти учиться, тогда формировали группы по подготовке к поступлению в высшие учебные заведения. На такие курсы в Солнечногорске Московской области попал и Иван Храпов. Совсем скоро его зачислили в Саратовский юридический институт им. Д. И. Курского. После вуза в числе лучших выпускников новоиспечённый юрист вместе с женой - сокурсницей Ольгой прибыл на службу в органы внутренних дел Казахстана и стал следователем УВД города Семипалатинска.

- Следственная практика стала хорошей школой, - признаётся Иван Филиппович. - Она помогла научиться процессуально грамотно документировать факты и события, видеть перспективу, правильно выстраивать взаимодействие с работниками различных ведомств.

Уже через три года молодой офицер возглавил городское следствие Семипалатинска, а в 1973-м стал начальником Калининского отдела милиции. Спустя время, в неполных 33 года, его назначили руководителем уголовного розыска УВД Семипалатинской области. На этой должности отработал шесть лет.

- Оперативная обстановка была непростой. Вал краж, грабежей, разбоев, убийств. Сутками мы не выходили из подразделений, но при этом никто никогда не жаловался. Все трудились с полной самоотдачей, - вспоминает ветеран.###

Кадровый состав органов внутренних дел в 60-70-е годы преимущественно состоял из бывших фронтовиков Великой Отечественной войны. У большинства не было высшего образования, но их отличала преданность делу. Не считались ни с личным временем, ни с житейскими проблемами.

В годы работы старшим следователем УВД по г. СемипалатинскуВ годы работы старшим следователем УВД по г. Семипалатинску

Новые друзья

Прослужив в Казахстане 13 лет, Иван Храпов поступил в Академию МВД СССР. Время обучения в главном ведомственном вузе стало ещё и периодом начала дружбы с одногруппниками, которые в будущем станут крупными руководителями в системе органов внутренних дел. Со многими он не раз столкнётся по службе. Один из них - генерал-полковник милиции Николай Куликов, который в 1995-1999 годах возглавлял ГУВД Москвы.

- Иван Филиппович - человек, к которому все прислушивались, - рассказывает Николай Куликов. - Мудрый, рассудительный, спокойный. Нам всегда было чему поучиться у него, что обсудить. Умел находить выход из самых сложных ситуаций. Думаю, именно эти черты и сделали его высококлассным руководителем.

Ещё один «однокашник» по ведомственному вузу Александр Кирушев нынче занимает должность помощника министра внутренних дел Российской Федерации.

- Уже 40 лет прошло со времени нашей учёбы на первом факультете Академии МВД СССР. Но я и сейчас не перестаю удивляться совершенно уникальным, на мой взгляд, качествам Ивана Филипповича, его чёткой и последовательной позиции по многим вопросам, - рассказывает Александр Кирушев.###

- Высочайший уровень ответственности, нескончаемое трудолюбие, неутомимая настойчивость в достижении целей отличают его буквально во всём: службе, быту, взаимоотношениях с людьми. Посвятив жизнь борьбе со злом, приняв личное участие в наведении порядка практически во всех горячих точках страны, будучи на острие искоренения преступности в самые сложные для России времена, он остаётся глубоко порядочным и бесконечно отзывчивым человеком, который постоянно оказывает помощь всем, кто к нему обратится.

Слушатели Академии МВД СССР, 1983 годСлушатели Академии МВД СССР, 1983 год

Оперативным путём

После окончания академии Ивана Храпова назначили старшим оперуполномоченным отдела по раскрытию убийств Главного управления уголовного розыска МВД СССР. На работу его принимал легендарный Иван Шилов, впоследствии ставший первым заместителем министра внутренних дел.

- Ничего удивительного в том, что на службу в главк рядовым сотрудником шёл специалист почти с 20 годами стажа, в течение шести лет руководивший подразделением уголовного розыска, не было. Так высоко ценилось звание сотрудника центрального аппарата МВД, - рассказывает Иван Филиппович.

Совсем скоро последовала первая командировка. В Северной Осетии произошло убийство известного альпиниста. Сразу после перелёта Иван Храпов приступил к работе. Выяснилось, что уголовное дело даже не возбуждено, для установления преступников почти ничего не сделано. Запланированная недельная поездка в итоге продлилась около двух месяцев.

У погибшего не оказалось часов и денег, было понятно: мотивом преступления стало ограбление, к которому причастны местные жители. Вместе с осетинскими оперативниками сотрудник ГУУР провёл большой объём работы: подозреваемых установили, задержали.

Количество таких командировок в практике Ивана Храпова не сосчитать. Например, он не понаслышке знает, как расследовались преступления маньяка Чикатило и почему так долго не удавалось его вычислить. Тогда начинающего офицера ГУУР направили в Ростовскую область для оказания помощи в раскрытии серии убийств женщин и детей. Местные оперативники были уверены, что уже задержали подозреваемых, но Иван Филиппович сразу понял: в деле под условным названием «Лесополоса» ещё очень много белых пятен.

- Расследование продолжалось более восьми лет. Проведён колоссальный объём работы. Следственно-оперативной группой параллельно с основным делом раскрыто более тысячи различных преступлений, на причастность к убийствам по стране проверены десятки тысяч лиц из числа ранее судимых и других категорий, - рассказывает ветеран.###

6 ноября 1990 года Чикатило задержали на железнодорожной платформе, где он ранее совершил преступление. Маньяк признался в совершении 53 убийств детей и женщин на территории Ростовской области, Краснодарского края, Владимирской, Московской, Свердловской областей, в Ленинграде, а также Украинской, Узбекской ССР. Это дело заставило правоохранительные органы кардинально пересмотреть взгляды на оценку доказательств.

Из СССР - в Россию

Иван Храпов прошёл через десятки исторических событий. Одно из них - распад СССР, который изменил его жизнь. Из очередного отпуска вернулся уже в другую силовую структуру в новой стране.

- После распада Союза и до того еле дышащие экономика и финансы покатились вниз. Рубль превратился в копейку, воровали и тащили отовсюду - кто что мог, - вспоминает ветеран.

В те времена вокзалы и аэропорты оккупировали челноки, ставшие на какое-то время чуть ли не единственным источником поставок на рынок различных товаров. В отношении них регулярно совершались тяжкие преступления. Помимо этого, вниманием бандитов пользовались фуры, перевозившие грузы из Западной Европы, а также поезда Пекин - Москва. Ущерб исчислялся миллионами долларов. Требовались быстрые и решительные меры по пресечению криминального беспредела.

- Уже в Новой России мы столкнулись и с массовыми атаками злоумышленников на православные храмы и культурные ценности, - говорит Иван Филиппович. - Похищались старинные иконы, картины и иные произведения искусства.###

Появились криминальные кланы, специализировавшиеся на подобных преступлениях. Обострилась ситуация с наркобизнесом. Вопрос борьбы с этими противоправными деяниями также следовало решать без раскачки.

Правоохранительная система оперативно перестраивалась под новые реалии и училась работать в пику появившимся угрозам. Параллельно проводилось реформирование силовых структур.

Страну то и дело будоражили различные конфликты, шла борьба за власть, проводились митинги, порой выливавшиеся в беспорядки. Нагрузка на органы внутренних дел оказалась колоссальной. Иван Храпов в те годы уже занимал должность заместителя начальника ГУУР МВД России. А в преддверии 10 ноября 1993 года ему присвоили звание генерал-майора милиции. Это был не только год самого сильного политического противостояния между президентской властью и оппозицией, но и период прокатившейся по стране серии заказных убийств, связанных с переделом собственности. Оперативники ГУУР делали всё для раскрытия преступлений.

Назначение

Уже через год Ивана Храпова назначили первым заместителем начальника ГУУР МВД России. Он признаётся, что это дало возможность вникать в различные направления работы, встречаться по служебным вопросам с руководителями всех служб министерства, а также представителями разных ведомств, задействованных в борьбе с преступностью.

Назначение совпало со всё более обостряющейся обстановкой в Чеченской Республике. Там начались открытые нападения на русскоязычных жителей. Захват их домов и квартир, похищения и торговля людьми были поставлены на поток. В декабре подразделения Минобороны России и внутренних войск МВД России, ОМОНа и СОБРа вошли на территорию Чечни.

В скором времени Ивана Филипповича назначили начальником Главного управления оперативного штаба МВД России по Чечне и Дагестану. Он во главе бригады из сотрудников центрального аппарата министерства выехал в район проведения боевых действий, где предстояло вступить в командование уже находившейся там группировкой органов внутренних дел численностью несколько тысяч человек.###

Иван Храпов прибыл в Моздок, где базировалась Объединённая группировка сил Российской армии. Руководил ею заместитель министра внутренних дел, командующий внутренними войсками генерал Анатолий Куликов. После работы в зоне осетино-ингушского вооружённого конфликта это была вторая точка, где Иван Храпов выполнял поставленные задачи вместе с Анатолием Сергеевичем.

- Я увидел человека толкового, грамотного, спокойного, полностью владевшего ситуацией по своей линии работы, - вспоминает генерал Куликов. - Он первый наладил там сбор информации и систематизировал её для передачи следующей оперативной группе. С его приходом данные только наращивались.

В Чечне Иван Храпов успешно справился с поставленными задачами при проведении контртеррористической операции. После этого вернулся в Москву и приступил к исполнению прямых обязанностей. Вместе с коллегами ему предстояло проводить работу по раскрытию резонансных убийств, в том числе журналиста «Московского комсомольца» Дмитрия Холодова.

Был готов

В 1995-м Иван Храпов вновь встретился с генералом Анатолием Куликовым, который был назначен на должность министра внутренних дел Российской Федерации. Именно тогда новый глава ведомства предложил ему стать руководителем ГУУР.

В подразделении Иван Филиппович последовательно прошёл путь от старшего оперуполномоченного до главных руководящих должностей. С первых дней возглавлял большие бригады сыщиков и представителей других служб, участвующих в раскрытии преступлений в чрезвычайных зонах и громких убийств.###

- Психологически и профессионально я был готов к исполнению столь ответственных обязанностей и на предложение министра без колебаний ответил согласием, - говорит он.

Вручение государственной наградыВручение государственной награды

Назначение совпало с совершением резонансного преступления: с рабочего места с признаками отравления в тяжёлом состоянии доставили в больницу председателя совета директоров «Росбизнесбанка» и его секретаря. Оба скончались.

Офис организации охранялся, помещение оборудовано видеокамерами. Посторонний человек проникнуть туда никак не мог, поэтому основное внимание уделили проверке близких погибшего и, прежде всего, его партнёра по бизнесу, который в тот день посещал и кабинет, и приёмную. Позже причастность основного подозреваемого подтвердилась. Однако он успел скрыться. Только спустя 10 лет преступник был осуждён за двойное убийство и приговорён к длительному сроку заключения.

- Иван Храпов во многом мне помогал. По некоторым вопросам я с ним советовался, он прекрасно знал кадры, отстаивал сотрудников, был руководителем от природы, он - золотой запас уголовного розыска, - говорит бывший министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Анатолий Куликов.

Образец для подражания

Иван Храпов стал настоящим учителем для многих сотрудников, в том числе своих заместителей. Одним из них был Валерий Беев.

- Особенность мышления позволяла ему с максимальной достоверностью восстанавливать картину совершения преступления и в определённой степени предотвращать наступление негативных событий, особенно работая в горячих точках, - рассказывает генерал-майор милиции в отставке Валерий Беев. - Благодаря его опыту рождались уникальные методики, которые с успехом внедрялись в практику работы аппаратов уголовного розыска на местах и приводили к раскрытию многих резонансных преступлений. Ивана Филипповича отличала простота в общении с подчинёнными, доброжелательность и уважение. Вместе с этим присутствовали требовательность и строгость. Он сумел сформировать мощный и высокопрофессиональный коллектив сыщиков.

И так говорят все, кому посчастливилось работать вместе с Иваном Храповым.

Но главным его учеником всё же стал сын Андрей. Он пошёл по стопам отца: начал с рабочей специальности, а затем окончил ведомственный вуз и поступил на службу в органы внутренних дел. Прошёл путь от оперуполномоченного МУРа до заместителя министра внутренних дел Российской Федерации.

Иван Храпов с сыном АндреемИван Храпов с сыном Андреем

Для будущих поколений

Под руководством Ивана Филипповича раскрыто немало преступлений. И взрыв на Котляковском кладбище, в результате которого погибли 14 человек и ранены 30, и расстрел вице-мэра Санкт-Петербурга, и убийство депутата Госдумы Галины Старовойтовой.

Иван Храпов отдал уголовному розыску более 20 лет, 15 из которых служил в ГУУР МВД России. Он ушёл на заслуженный отдых в 1999-м в звании генерал-лейтенанта. Признаётся, что в каких бы ситуациях и переделках ни оказывался, какие бы психологические и физические перегрузки ни испытывал, ни разу не возникало желание сменить профессию.###

- Уголовный розыск всегда находился вне политики, для сыщиков совершенно безразлично, кого они защищают - богатого или бедного, партийного или беспартийного, известного или обычного человека. В нём нет и не было случайных людей. Поэтому, участвуя в локализации международных конфликтов, они выполняли главную задачу - боролись с преступностью, - говорит Иван Храпов.

Он пожелал нынешним полицейским, вне зависимости от чинов и рангов, хранить и приумножать наработки предыдущих поколений сотрудников, стремиться к профессиональному росту и развивать способность анализировать свою работу. А ещё сохранять тёплые отношения в семье, с друзьями и товарищами по службе.

В 1988 году на посту ГАИ около города Друскининкай на границе Белоруссии и Литвы два инспектора попытались остановить машину. В ответ четверо неизвестных, находившихся в салоне транспортного средства, открыли стрельбу по милиционерам. Один погиб сразу, второго преступники вывезли в сторону Калининграда и расстреляли. Иван Храпов участвовал в раскрытии преступления и ликвидации опасной банды.

***

ГУУР МВД России связывала дружба с артистом цирка и кино Юрием Никулиным. Она началась со времён съёмок фильма «Ко мне, Мухтар!». Для достоверности действий главного актёра консультировал начальник отдела по служебно-разыскному собаководству. На 75-летие Юрия Владимировича Иван Храпов вместе с коллегами сделали юбиляру сюрприз - вручили щенка Мухтарку.

***

Во время службы в ГУУР МВД России Иван Храпов неоднократно выезжал в зарубежные командировки. Например, в составе групп ведомства изучил работу сыщиков Китая и Ирландии. В Дублине он узнал, что местным полицейским при несении службы табельные пистолеты не выдавали. Главным оружием местных офицеров считалось умение вести переговоры.

Прочитать всю статью