ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА
Вечный директор, проверенные кадры, рутинная работа, засекреченные доходы и спрятанные закупки — за последний год Федеральная служба безопасности перестала быть источником слухов о скорых отставках и интригах “башен”, а также объектом коррупционных разоблачений и инициатором громких посадок. О ситуации в главной российской спецслужбе в День работников органов госбезопасности — в материале ПАСМИ.
Не ждут перемен
В прошлом году чекисты встречали свой профессиональный праздник на фоне скандала вокруг покушения на Алексея Навального и с надеждой на перемены в спецслужбе, растерявшей свой авторитет в связи с разоблачениями журналистов-расследователей и коррупционными делами.
В декабре 2020 директору ФСБ Александру Бортникову всерьез прочили скорую отставку. По данным источников ПАСМИ, необходимость изменений была признана высшим руководством страны, и проблемой оставался лишь выбор преемника. Решение этого вопроса, как казалось на тот момент, оттягивать надолго было невозможно: 15 ноября 2021 года Бортников достигал предельного возраста нахождения на госслужбе — 70 лет.
Но уже в конце января 2021 года президент России Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, позволяющий Александру Бортникову сохранить высокий пост и после 70-летнего юбилея. Глава государства предложил снять возрастные ограничения для тех чиновников, которых он сам назначает и снимает с должностей, в том числе, и руководителя ФСБ. В марте закон был принят Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Путиным. А в день рождения Бортникова пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что глава государства воспользовался своим новым правом оставлять на посту опытных функционеров, правда, затруднившись ответить, на какой именно срок продлены полномочия директора ФСБ.
Все эти обстоятельства привели к тому, что в спецслужбе установилось некоторое затишье, отмечают источники ПАСМИ. Надежды на перемены утрачены, как и ожидания серьезных кадровых перестановок, а следовательно, интриги в борьбе за повышение и противостояние “башен”, слухи о которых ранее периодически утекали в сеть, практически сошли на нет.
Покрышевали и попытали
Не отметился уходящий год и громкими коррупционными скандалами в ведомстве Александра Бортникова, хотя совсем без уголовных дел о взятках и хищениях, возбужденных в отношении чекистов, не обошлось.
В июне в СИЗО по делу о мошенничестве с ущербом около 63,5 млн рублей были отправлены сотрудники 6-го отдела управления авиации ФСБ — глава подразделения полковник Юрий Кравченко, его зам подполковник Артем Сохин и майор Сергей Романов. По версии следствия, деньги были украдены при исполнении госконтрактов по поставкам борных складских комплексов хранения имущества для воздушных судов.
Также в июне сообщалось об аресте замначальника управления ФСБ по Клинскому району Подмосковья Максима Катина. Чекист был задержан с поличным при передаче денег за покровительство незаконной разработке щебня, а сумма взятки составила 1,7 млн рублей.
В августе по делу о взятках на 110 млн рублей задержали краснодарского подполковника ФСБ Александра Кубрака. На него в региональное УСБ заявил местный предприниматель. Чекист взял его “под крышу” еще в 2013 году, и с тех пор, кроме ежемесячных взносов, получил квартиру, три автомобиля и доли в бизнесе.
А главе отдела “М” саратовского управления ФСБ Дамиру Ямбаеву аукнулся скандал с пытками заключенных в туберкулезной больнице регионального управления ФСИН. Правозащитный проект Gulagu.net назвал его в числе кураторов истязаний с целью дальнейшей вербовки заключенных. Правда, об уголовном преследовании речи не идет — полковника просто вывели в аппарат прикомандированных сотрудников — он будет надзирать за областным медицинским университетом.
Подстраховались от разоблачений
Не было в 2021 и резонансных журналистских расследований, посвященных активам чекистов, не соответствующим задекларированным доходам. Впрочем, с этого года не будет и информации об этих доходах и имуществе. Воспользовавшись законом, дающим право силовикам и судьям закрывать сведения о себе, ФСБ не только отказалась публиковать декларации директора и его замов за 2020 год, но и удалила с официального сайта данные за предыдущие 10 лет.
Получила спецслужба и еще одну подушку безопасности: в начале ноября премьер-министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение, расширяющее право силовых ведомств проводить госзакупки в закрытом режиме. В частности, ФСБ теперь сможет секретить не только информацию по госконтрактам, непосредственно связанным с безопасностью, но и сведения обо всех приобретениях за счет бюджета. Распоряжение начнет действовать с 1 января, а значит, в следующем году журналисты не смогут узнать, сколько бюджетных денег подчиненные Бортникова потратили на элитные авто, горнолыжное снаряжение и танцевальные костюмы.
Наведались к Собянину
Что касается пресечения коррупции на всех уровнях власти, которое президент Владимир Путин назвал одной из главных задач ФСБ, то здесь тоже ситуация неоднозначная. Громких коррупционных дел против чиновников и силовиков федерального уровня в 2021 году было немного, и ФСБ к этим разоблачениям отношения не имела — во всяком случае, официально об этом не сообщалось. Хотя, если верить СМИ, сотрудники центрального аппарата ведомства Александра Бортникова провели ряд операций в российских регионах.
Так, подчиненные генерала Ивана Ткачева из управления “К” ФСБ России провели разработку в отношении замглавы Департамента экономической политики и развития Москвы Леонида Костромы. Он был задержан с поличным в апреле 2021 года. Чиновнику и двум его подельникам из ГБУ «Городское агентство управления инвестициями» Дмитрию Рославцеву и Михаилу Самылову вменили получение взятки от руководителя коммерческой организации за содействие в подписании актов выполнения работ по госконтрактам. По данным следствия, фигуранты вымогали около 27 млн рублей. Им удалось беспрепятственно получить более 16 млн рублей, но следующий танш — 5 млн рублей — передавался уже под контролем чекистов.
Еще одна столичная операция Службы экономической безопасности ФСБ касалась инспектора центрального управления Ростехнадзора Сергея Куликова. Он был задержан в декабре прямо на рабочем месте после получения взятки. По версии следствия, инспектор потребовал 1,3 млн рублей наличными от руководства ФКП «Государственные боеприпасные испытательные полигоны России». Взамен чиновник пообещал закрыть глаза на нарушения при реконструкции одного из полигонов.
В августе сотрудники уже упомянутого управления “К” задержали в Санкт-Петербурге с поличным главу службы по противодействию коррупции Северо-Западного таможенного управления Максима Розсыпало. По версии следствия, высокопоставленный сотрудник ФТС и его неустановленные коллеги получили более 1 млн рублей за беспрепятственное оформление ввоза в РФ 20 автомобилей.
На счету центрального аппарата ФСБ и расследование в отношении министра культуры Крыма Арины Новосельской. Чиновницу задержали в середине ноября после допроса и обыска по делу об особо крупной взятке. Дело было передано в Главное следственное управлении СКР. По данным правоохранителей, Новосельская получила 25 млн рублей от бенефициара компании “Меандр” за общее покровительство при выполнении контракта на строительство Крымского государственного центра детского театрального искусства.
Прошерстили налоговую
Гораздо больше сообщений об успехах региональных управлений Федеральной службы безопасности. К примеру, сотрудники УФСБ по Москве и Московской области устроили масштабную чистку столичных налоговых органов. Следственные действия подчиненные Алексея Дорофеева и сотрудники антикоррупционных отделов МВД проводили с конца прошлого года.
К весне обыски дали свои результаты: только за первую половину апреля были задержаны пять действующих и бывших сотрудников различных московских ИФНС. Роману Евлуженкову, Мурату Мурадову, Владимиру Купцову Михаилу Александрову и Максиму Бекшаеву вменили получение взяток — в крупном или в особо крупном размере. Показания на них дал предприниматель из Санкт-Петербурга Даниил Мартинсон. Как установило следствие, в 2016-2018 годах он передал московским налоговикам порядка 4 млн рублей за оперативную регистрацию нескольких десятков юрлиц.
Впрочем, на этом зачистка столичных налоговиков не закончилась. На прошлой неделе сотрудники ФСБ пришли с обысками домой и на работу к руководителю межрайонной инспекции ФНС №3 Марине Чайко. Кстати, эта инспекция не простая: она обслуживает самые богатые столичные районы- Арбатский, Пресненский и Тверской.
В ходе следственных действий были обнаружены ювелирные украшения от Cartier, более 15 брендовых часов, а также десятки миллионов рублей. Чайко и ее супруга Алексея Прядко задержали по подозрению в злоупотреблении полномочиями. По версии следствия, сотрудница налоговой заставляла компании, в которых велась проверка, фиктивно трудоустраивать ее мужа на зарплату порядка 2 млн рублей.
Зачистили полуостров
Еще одним регионом, в котором активно работали региональные подчиненные Александра Бортникова, стал Крым. В марте сотрудники УФСБ по Республике Крым и Севастополю задержали троих чиновников департамента муниципального контроля Ялты. За взятку в 150 тыс. рублей они простили местному жителю незаконную вырубку деревьев.
Также по материалам крымских УФСБ и УСБ МВД было возбуждено уголовное дело против заместителя начальника ОЭБиПК УМВД по Севастополю. Полицейский получил 7 тыс. долларов от председательницей правления ТСЖ за прекращение проверки.
В апреле с поличным на взятке от граждан Украины крымские чекисты поймали старшего помощника прокурора Алушты. За 130 тыс. рублей сотрудник надзора предоставил подложные справки для въезда на территорию Крыма с целью продажи квартиры.
В ноябре крымские чекисты также с поличным взяли главу администрации города Белогорск Игоря Ипатко. 1,4 млн рублей чиновник получил от местного предпринимателя. По версии следствия, глава администрации потребовал от бизнесмена взятку за помощь в выдаче градостроительного плана земли под строительство здания и подготовку участка.
Спустя две недели сотрудники крымского управления ФСБ России задержали по подозрению в получении взятки бывшего замглавы департамента здравоохранения Севастополя Владислава Нусинова. Он потребовал от представителей строительной фирмы сделать ремонт в своей квартире стоимостью 500 тыс. рублей, а взамен пролоббировал ее интересы при получении госконтрактов.
Еще через несколько дней был задержан экс-начальник Управления единого заказчика администрации Керчи Сергей Органов. Уголовное дело о взятках и подделке документов следственные органы возбудили по материалам УФСБ по Республике Крым и Севастополю и УЭБиПК МВД. По данным правоохранителей, Органов систематически получал незаконное вознаграждение за приемку некачественных работ по миллиардным строительным контрактам в рамках федеральной целевой программы.
Засветились в релизах
Понятно, что Москвой и Крымом борьба чекистов с коррупцией не ограничивается. Практически во всех официальных сообщениях региональных управлений СКР об уголовных делах с коррупционным составом содержатся формулировки “дело возбуждено по материалам ФСБ” или “оперативно-розыскные действия проводились сотрудниками ФСБ”.
К примеру, подчиненные Бортникова участвовали в разоблачении служителей Фемиды. В марте сотрудники управления ФСБ России по Москве и Московской области задержали председателя Октябрьского районного суда Краснодара Геннадия Байрака по подозрению в получении 2,3 млн взятки. А в апреле чекисты из управления ФСБ России по Красноярскому краю поймали судью Красноярского Высшего Третейского суда Евгения Левшенко при получении 500 тыс. рублей. Деньги ему ему передал местный житель за оказание содействия в изменении меры пресечения его близкому приятелю, содержащемуся под стражей.
Поохотились региональные чекисты и на представителей надзорного ведомства. Так, сотрудники УФСБ Самарской области взяли с поличным при получении взятки в 3 млн рублей за содействие при расследовании уголовного дела прокурора Сызрани Вадима Федорина. А саратовские подчиненные Александра Бортникова уличили прокурора Кировского района Саратова Андрея Пригарова в получении многомиллионного незаконного вознаграждения от ритуальных и строительных компаний.
Также на счету представителей региональных управлений ФСБ — сотрудники ФСИН, полицейские и чиновники не только регионального, но даже муниципального уровня. К примеру, буквально несколько дней назад чекисты из Пензенской области пресекли действия сотрудницы одной из районных администраций: она пыталась заплатить 3 млн рублей вице-губернатору региона за победу в конкурсе на пост главы района.
Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях сотрудников ФСБ — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».