В Следственном комитете России завершено расследование уголовного дела в отношении бывшего ректора Пермского государственного национального исследовательского университета Дмитрия Красильникова, бывшего проректора Павла Блуся, начальника отдела контроля университета Михаила Мухачева и сотрудницы Росгвардии Натальи Головановой. Они обвиняются в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями).
По данным следствия, Красильников, Блусь и Мухачев не обеспечили достаточный уровень антитеррористической защищенности университета. В учебном заведении, согласно постановлению Правительства Российской Федерации, должна была быть установлена система оповещения на случай вооруженного нападения, включающая трансляции через громкоговорители инструкций для учащихся и преподавателей о действиях в экстренной ситуации. Однако в университете функционировала лишь система оповещения о действиях при пожаре.
Красильников, Блусь и Мухачев, достоверно зная об имеющихся недостатках, составили акт обследования и иные необходимые документы с указанием о соответствии вуза требованиям антитеррористической безопасности, а Голованова, проводившая проверку университета, данные документы подписала.
20 сентября 2021 года вооруженный Тимур Бекмансуров пришел на территорию университета и беспрепятственно открыл стрельбу по людям.
Из-за отсутствия системы оповещения и управления эвакуацией при вооруженном нападении в университете возникла паника, в ходе которой студенты, пытаясь спастись, в спешке покидали учебные корпуса. При этом, не имея указаний на безопасные пути отхода, они были вынуждены, рискуя жизнью и здоровьем, выпрыгивать из окон.
Несоблюдение требований антитеррористической защищенности повлекло тяжкие последствия, а именно убийство пяти человек и причинение телесных повреждений различной степени тяжести 34 лицам.
В ходе осуществления надзора за расследованием данного уголовного дела Генеральной прокуратурой РФ неоднократно высказывалось мнение о том, что действия руководства университета и сотрудника Росгвардии не образуют состав инкриминируемого им преступления, поскольку жертвы пострадали непосредственно от умышленных действий Бекмансурова. Однако собранными в ходе следствия доказательствами, в том числе проведенной ситуационной экспертизой подтверждается, что при наличии соответствующей системы оповещения у находившихся в университете людей, ставших жертвами вооруженного нападения, имелась бы реальная возможность укрыться в безопасном месте.
Уголовное дело направлено для утверждения обвинительного заключения и последующей передачи в суд.
Следственным комитетом России в Минобрнауки и Росгвардию направлены представления о необходимости соблюдения нормативных требований антитеррористической защищенности в учебных учреждениях.