За каждым запросом – надежда на счастье

1 месяц назад 78

Подобные эпизоды вошли во многие послевоенные фильмы: родственники, сослуживцы или влюблённые, утратившие связи друг с другом, уверенно направляются к киоску с вывеской «Горсправка», а уже в следующем кадре стучатся в двери с нужным адресом.

История «Горсправки» началась за много лет до появления и киосков, и увековечившего их кинематографа.

Высочайшим Указом от 15 октября 1809 года в обеих столицах Российской империи в составе городской полиции были созданы Конторы адресов.###

О сущности деятельности этих учреждений в правовом акте сказано вполне определённо: «Желая привести в известность многочисленный класс людей, отправляющих разные должности в частных домах обеих столиц по найму или другим условиям, и имея особенно намерение обязать оный к доброму отправлению различных званий домашних... ». У каждой конторы было два руководителя: один, ведущий отчётность на русском языке, и второй, делающий это как минимум на четырёх иностранных: французском, немецком, английском и итальянском. В штате также состояли два секретаря, два переводчика, казначей и четыре писаря. Учреждение выполняло две важные функции – финансовую и полицейскую. Здесь желающие устроиться на службу в столицах оставляли паспорт и вместо него за плату получали билет на жительство. В параграфе 18 Положения о Конторе адресов записано: «Никто не может без сего билета принять человека в какой бы то ни было должности в дом свой, не подвергаясь за содержание беспаспортного взысканию двух рублей за каждый день». Самих же безбилетников обер-полицмейстер должен был тотчас высылать из города.

В 1839 году Контору адресов преобразовали в Адресную экспедицию. При ней в Петербурге открыли адресный стол «для доставления всем и каждому из желающих нужных сведений о месте жительства пребывающего в столице». В 1861 году такое учреждение появилось и в Москве.###

Второе рождение адресные подразделения получили после революции 1917 года. В мае 1923-го Народный комиссариат внутренних дел утвердил положение «Об адресных бюро и адресных столах в РСФСР». В документе указывалось, что означенные организации при городских управлениях милиции предназначены для ведения точной регистрации и учёта населения в городах и для выдачи адресных справок как учреждениям, так и частным лицам.

27 декабря 1932 года было подписано Постановление «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов». В основном документе образца 1932 года указывались следующие сведения: имя, отчество, фамилия, время и место рождения, национальность, социальное положение, постоянное местожительство и место работы, прохождение обязательной военной службы, а также различные удостоверения личности, свидетельства и справки, на основании которых выдавался паспорт. В областных и городских управлениях рабоче-крестьянской милиции были образованы паспортные отделы, а в отделениях милиции – паспортные столы. Также проведена реорганизация адресно-справочных бюро. Адресно-розыскная работа отнесена к функциям милиции.

С 1936 года справочные службы начали действовать в населённых пунктах, в которых проживало не менее 100 тысяч граждан, имеющих прописку, – примерно в 360 городах. А спустя год их было уже более 40 тысяч.###

Постановлением Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров СССР от 27 июня 1936 года в качестве одной из мер борьбы с легкомысленным отношением к семье и семейным обязанностям установлено, что при вступлении в брак и при разводе в паспортах производится соответствующая отметка органами ЗАГС. Это позволило в послевоенные годы восстановить родственные связи, в том числе с помощью «Горсправки».

Великая Отечественная война потребовала от советской милиции огромных усилий по поддержанию связей между людьми. Тысячи предприятий со своими коллективами перебазировались на Урал, в Сибирь, республики Средней Азии. Сотни тысяч советских граждан были эвакуированы на восток страны. В это же время миллионы добровольцев и мобилизованных отправлялись в действующую армию. На огромной территории шли боевые действия. В этой очень сложной обстановке многие теряли контакты с родными и близкими. Им требовалась помощь государства.

Циркуляр НКВД СССР от 17 июля 1941 года предписывал наркомам внутренних дел республик и начальникам управлений НКВД краёв и областей следующий порядок документирования граждан, прибывающих без паспортов в тыл в связи с военными событиями: в случае утраты всех документов проводить тщательный допрос и перепроверять все показания. После этого выдавать справку с анкетными данными (со слов), которая не могла служить удостоверением личности владельца, но облегчала ему временную прописку и устройство на работу. Этот циркуляр был отменён только в 1949 году.

В августе 1941-го постановлением СНК СССР было утверждено Положение о прописке граждан, эвакуированных из прифронтовой полосы. Все они, прибывшие на место расселения как в организованном, так и в индивидуальном порядке, были обязаны прийти в милицию и прописаться в течение 24 часов.###

Из местностей, в которых возникла угроза оккупации, в первую очередь эвакуировались дети и детские учреждения. За вторую половину 1941 года и начало 1942-го было вывезено 976 детских домов, 107 223 воспитанника. В Барнауле, Омске, Новосибирске, Томске и Кемерово созданы центральные детские эвакуационные пункты. В целом только с 1 сентября 1941 года по 1 января 1942 года через них в городах Западной Сибири прошли более 12 тысяч ребят.

 Эвакуация детей, 1941 год Фото: Эвакуация детей, 1941 год

В январе 1942 года СНК СССР принял постановление «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». В соответствии с ним при Главном управлении милиции НКВД СССР был образован Центральный детский адресный стол, располагавшийся в городе Бугуруслане Чкаловской (ныне Оренбургской) области и соответствующие подразделения на местах. Первоначально они входили в состав отделов и служб боевой подготовки милиции, а в 1944 году приказом НКВД СССР их передали в паспортные столы.

К 1 июня 1942 года в адресные детские столы страны было направлено 41 107 заявлений о розыске детей, при этом установлено местонахождение 13 414, или 32, 6 процента, от общего числа разыскиваемых. Всего же за военные годы удалось найти более 20 тысяч детей.

В марте 1942 года при паспортном отделе ГУМ НКВД СССР создано Центральное справочное бюро (ЦСБ) в Бугуруслане и аналогичные подразделения – при паспортных отделах управлений милиции республик, краёв и областей.

Огромную напряжённую работу вёл коллектив ЦСБ. Количество писем сюда изо всех уголков Советского Союза и из-за рубежа доходило до 20 тысяч в день! Штат бюро был увеличен до 500 человек – самая крупная организация Бугуруслана той поры. Основная тяжесть работы лежала на хрупких женских плечах. Здесь, в тылу, для них пролегала передовая, был их фронт. В бюро царила почти военная дисциплина. Сотрудники знали, что за каждым запросом, за каждым письмом стоят горе, боль и надежда людей, разлучённых войной. Работали по 12, 14, 16 часов…

В те годы в любом почтовом отделении нашей страны задавали вопросы о местонахождении Бугуруслана. Не было ни одного почтамта, телеграфа, отделения связи, откуда бы ни шли письма с просьбой о помощи. Люди, потерявшие на дорогах войны близких, пытались узнать о них хоть что-нибудь. Неспроста Бугуруслан называли Городом надежды.

Всего в Центральное справочное бюро во время войны поступило около 3, 5 миллионов заявлений об установлении места жительства эвакуированных. Было взято на учёт более 6 миллионов таких граждан, выяснены новые адреса 2 миллионов 861 тысячи разыскиваемых.

Справочные аппараты на местах финансировались за счёт местных бюджетов и были немногочисленными. К примеру, в соответствии со штатным расписанием справочное адресное бюро по розыску эвакуированных при Управлении милиции Свердловской области состояло всего из четырёх человек. Тем не менее на учёт им были взяты сотни тысяч эвакуированных, установлены и сообщены десятки тысяч адресов лиц, с которыми заявители утратили связь.

В 1955 году введено в действие Положение о паспортно-регистрационном отделе, на который возлагалось и ведение адресно-справочной работы.###

Для её активизации вместо кустовых адресных бюро в большинстве управлений милиции были созданы единые республиканские, краевые, областные. В послевоенные годы работники паспортных аппаратов налаживали учёт населения городов и посёлков, выдавали возвращавшимся в родные места гражданам большое количество различного рода справок и ответов на запросы о без вести пропавших или о родственниках, с которыми была потеряна связь. Отмечался ощутимый отток населения из сельской местности в города, где к концу 1950-х годов, по оценкам специалистов, сосредоточилась половина граждан СССР. Начиная с 1960-х каждый второй новый горожанин страны был мигрантом. Этому способствовали программы работы в крупных городах на малопрестижных и низкоквалифицированных должностях «по лимиту». Поэтому услуги адресно-справочного бюро тогда были очень востребованы.

Сейчас, в эпоху Интернета, трудно представить, что связующую роль между людьми выполняла «Горсправка». Заглянув в окошко небольшого киоска зелёного цвета, можно было узнать, как найти ту или иную улицу, каким видом транспорта туда добраться; узнать адрес старого знакомого или нужного учреждения, номер телефона. Справки не были бесплатными, но цена – условная. Так, за 2 копейки выдавались сведения о том, как проехать до нужного места на транспорте. За 3 копейки – адрес госучреждения, за 5 копеек – адрес человека. Если поиск информации требовал времени (например, нужно найти адрес человека, зная только его имя, отчество и год рождения) – такая услуга стоила уже 30 копеек.

Кстати, ветераны Мосгорсправки утверждали, что Интернет был создан на основе многотерминальной сети, на базе которой они работали с 1982 года.###

И уже тогда действовали локальные сети компьютеров, в памяти которых хранилась информация обо всех московских адресах, телефонах, транспорте, расписании самолётов и теплоходов, расположении улиц, репертуарах театров, выставках, вплоть до цен на билеты и продукты.

После 27 июля 2006 года, когда был принят Федеральный закон «О персональных данных», получить личную информацию стало не так просто. Например, адреса частных лиц – только с их письменного согласия. Для этого обратившийся в «Горсправку» сначала заполнял заявку на специальном бланке. В ней писал свои паспортные данные и краткое объяснение, кем он приходится разыскиваемому. Потом сотрудник бюро отправлял всё это заказным письмом «потерявшемуся» человеку. И только после того, как приходило его письменное согласие, заказчик мог получить требуемую информацию.

В 2007 году популярные в прежние времена киоски найти в столице стало нелегко, поскольку их осталось всего 12.###

В завершение скажем, что в «Горсправке» за последние 100 лет трудились не только сотрудники органов внутренних дел, но и работники, относившиеся к Наркомату почт и телеграфов, к Наркомату связи, к Министерству жилищно-коммунального хозяйства, а в последнее время – к ведомству муниципальных властей. Однако информацию о месте жительства граждан во все времена предоставляла только адресно-справочная служба НКВД–МВД.

Прочитать всю статью