Несовершеннолетние пропадают ежедневно. Большинство из них удаётся найти живыми благодаря слаженной работе правоохранителей и добровольцев. Об этом наш корреспондент поговорил с руководителем Всероссийской ассоциации волонтёрских организаций «Поиск пропавших детей», членом Общественного совета при МВД России Дмитрием Второвым. Он рассказал о деятельности добровольцев, трудностях, с которыми они сталкиваются, и о том, почему чаще всего теряются подростки.
- За прошлый год в МВД России объявлено в розыск 604 ребёнка, пропавших без вести. Благодаря принятым мерам найдено 557 несовершеннолетних. Дмитрий Викторович, в чём залог успеха поиска, от чего зависит конечный результат?
- Существуют такие понятия, как сводка и заявление о безвестном исчезновении человека. К примеру, нередки случаи, когда дети пропадают в торговых центрах. Как правило, находятся быстро. Эти сигналы входят только в число обращений. А вот информация о ребятах, не нашедшихся на следующие сутки или в течение двух-трёх дней, переходит в категорию «розыск».
Взаимодействие волонтёров и МВД России даёт исключительно положительный результат. В основе поиска должна быть совместная работа общества и государственных служб. Немаловажной является гражданская ответственность каждого из нас.
К примеру, если видите в публичном месте одинокого малыша, следует среагировать на это. Возможно, он потерялся.
К сожалению, есть несовершеннолетние, которые погибают в результате несчастных случаев или преступлений. На момент пропажи ребёнка никому не известно, что именно с ним случилось. Мы только знаем: дитё вышло за дверь и пропало по дороге в школу. Каждого нужно искать как живого, которого можно спасти. В связи с этим важно, чтобы как можно скорее подключились все силы. Чем более сплочённо выступим, тем выше эффективность. К примеру, мы все способны вместе с правоохранителями патрулировать местность, можем распространять информацию, оказывать помощь и содействие в опросе людей.
ФОТО: из личного архива Дмитрия Второва / Готовы к сплошной проверке местности
- Какую тенденцию вы отмечаете? Удаётся уменьшить количество пропавших детей?
- Оно сокращается. В том числе за счёт различных интеллектуальных информационных систем, способствующих установлению местонахождения. Ведь большинство случаев пропажи несовершеннолетних, которые переходят на период за сутки и более, - это самовольные уходы из дома, когда ребёнок целенаправленно пытается скрыться. Например, подростки могут путешествовать по стране, уезжать в другие регионы и там проживать.
Был случай, когда 16-летний мальчик прятался в течение года. Отправился на юг, где неофициально устроился работать на причале. Нам удалось выйти с ним на связь, уговорить вернуться.
- Хотелось бы коснуться вопроса технологий подробнее. Расскажите, как они помогают в поиске. Возможно, что-то посоветуете родителям?
- Беспилотные аппараты, система «Безопасный город», видеокамеры в общественных местах и транспорте - всё это используется в поисковых мероприятиях.
Вовремя полученные данные могут спасти жизнь. Например, был случай в Москве: ребёнок в расстроенных чувствах убежал из дома на улицу и плакал. К нему подошла психически нездоровая женщина и увела к себе в квартиру, где удерживала в течение суток. Благо ничего не произошло. Она просто кормила и поила малыша. Отследить передвижения без вести пропавшего тогда помогли камеры видеонаблюдения.
Очень выручает мобильный телефон, благодаря которому можно вычислить геолокацию. Но основную роль, конечно же, играют люди, и прежде всего, сотрудники полиции. Они быстро реагируют на нестандартные ситуации, связанные с пропажей детей. Но ведь перед ними стоят и другие важные задачи, поэтому не всегда хватает ресурсов, чтобы везде успеть. По моему мнению, нужно увеличивать штатную численность. Так как роботы не заменят человека ещё очень долгое время.
- Какие ещё причины пропажи мальчишек и девчонок, помимо самовольного ухода из дома, вы бы назвали?
- Недосмотр взрослых, тут речь идёт больше, конечно, о маленьких детях. Много историй, когда ребятишки оказываются без должного внимания, с ними случаются неприятности. Третья причина - различные случаи травматизма: дети, находясь на улице одни, попадают под машины, падают с высоты. Ещё одна причина - похищение. К счастью, таких случаев немного, но они есть, поэтому необходимо быть очень внимательными к детям. Мы должны предпринять все необходимые меры, чтобы обезопасить их и не дать угодить в ловушки.
- Как это сделать?
- Следует чаще общаться с детьми. У нашего фонда есть школа безопасности «Багира», где регулярно проводятся бесплатные занятия для несовершеннолетних. Учим их, как поступать в той или иной опасной ситуации.
Задача родителей - каждый раз, когда собирают ребёнка в детский сад или учебное заведение, проговаривать с ним правила безопасности. Одно из основных - не разговаривать и не ходить с чужими людьми. Да, в какой-то момент малышу может надоесть слушать, зато в голове точно отложится. Ну и, конечно же, личный пример. Рассказываете о каких-то правилах - соблюдайте их сами.
Например, каждый ребёнок должен усвоить: задерживаешься - предупреди родных. Взрослым, в свою очередь, нужно контролировать, где находятся их дети. Достаточно короткого сообщения: «Я выхожу из школы», чтобы мамы и папы знали, через какой промежуток времени чадо должно прийти домой. Если не появится, есть повод для беспокойства.
ФОТО: из личного архива Дмитрия Второва / на фото Дмитрий Второв на фестивале детской безопасности в Москве
- Расскажите, чему ещё учат в школе безопасности.
- К сожалению, многие до сих пор ловятся на «Пойдём, птичку посмотрим», понимаете? В школе безопасности во время занятий с младшими классами проговариваем самые простые вещи: «Если незнакомец предложит взять конфетку, котёнка, хомячка - не бери и не ходи с ним». Вроде материал усвоили. Решили протестировать, задавая вопрос каждому ребёнку по отдельности. Спрашиваю: «А если медвежонка покажу, пойдёшь? », и одна девочка ответила положительно. Она посчитала, что у плохого дяди не может быть медведя. Такая вот детская логика, которая не обобщает. Поэтому нужно говорить: «Вообще не разговаривай с чужими людьми».
Ещё одно важное правило: «Взрослые помогают взрослым, а дети - сверстникам». Следует объяснять: если какому-то мужчине на улице стало плохо и он просит о помощи, необходимо позвонить и сообщить об этом родителям либо привлечь внимание прохожих, но самостоятельно не подходить.
На наших занятиях также учим ребят кричать, сопротивляться и звать на помощь. Потому что все самые страшные преступления в отношении детей совершались с их молчаливого согласия. И родителям рекомендуем выйти в лес с чадом и поорать от души, постараться раскрепостить ребёнка. Если часто делать замечания, требовать не шуметь и тихо себя вести, со временем у малыша формируется определённая модель поведения. Вдруг что-то плохое с ним случится, от ужаса он просто впадёт в ступор.
- Где фиксируется больше случаев пропажи детей: в мегаполисах или отдалённых населённых пунктах?
- Конечно же, в крупных городах пропадает в разы больше людей. Просто в силу того, что здесь плотность жителей значительно выше. Но, по сути, важно не место. Чем больше мы будем говорить о внимательности родителей, тем меньше будет исчезновений детей.
- Как стать волонтёром? Какие существуют требования?
- Мы проводим с кандидатами двойное собеседование. Важно убедиться: человек действительно мотивирован и хочет участвовать в поисках. Главное - желание. Я всё время говорю, что даже от одного репоста объявления о пропавшем ребёнке на вашей странице в социальной сети может зависеть его жизнь. Какой-нибудь человек случайно заметит публикацию и вовремя сообщит, например, что видел разыскиваемого по пути к стройке. Информацию передадут сотрудникам полиции, и те незамедлительно заберут его, пока никуда не залез. Самая работающая схема. Таких ситуаций, когда благодаря показаниям свидетелей правоохранители оперативно выезжали на место и спасали детей, огромное количество.
- Волонтёры, которые участвуют в поисках без вести пропавших в лесах и других труднодоступных местах, проходят какое-то специальное обучение?
- Лес - опасная территория. Знание техники безопасности - очень важный аспект. Перед началом поисковой операции всегда проводится инструктаж: обучаем работе с радиотехническим оборудованием, рациями, навигаторами, картами и компасом. Ничего сложного, всё легко усваивается. Другое дело - подготовка старших групп, координаторов, которые руководят процессами непосредственно на местности и управляют добровольческим ресурсом.
Большую роль играют различные волонтёрские слёты. Как правило, подобные мероприятия включают в себя обучающие программы и мастер-классы по поискам.
ФОТО: из личного архива Дмитрия Второва / на фото волонтёры прокладывают маршрут поиска
- В нашей стране уделяется огромное внимание волонтёрскому движению. Желающих присоединиться становится больше?
- Число, скорее, не уменьшается. Вопрос кадрового голода стоит всегда, потому что это дело добровольное и бесплатное. Одни покидают наши ряды, другие приходят. Добровольцам непросто находить свободное время: у многих семья, работа или учёба, да и приоритеты в жизни порой меняются. Но у нас есть некий кадровый костяк, сформированный годами. И со временем он только увеличивается. Крупные отряды медийно известны, они привлекают большее количество добровольцев. Мне кажется, что необходимо притягивать публику различными программами поддержки, субсидиями. Например, официальный волонтёр может получить возможность бесплатного посещения музеев, театров, центров. Плюс системы поощрений: грамоты, медали, благодарственные письма, что тоже будет очень приятно гражданам, послужит поводом для гордости и сильной мотивацией.
- Опираясь на статистику, возможно ли определить возраст, в котором дети наиболее подвержены риску оказаться пропавшими? И почему так происходит?
- Наиболее беззащитная часть населения - ребята до 12 лет. Следует понимать - они уязвимы из-за невнимательности родителей. Часто в этом возрасте правила безопасности несовершеннолетним не привиты, а должны отскакивать от зубов.
Как-то в Калининграде зимой пропал малыш. Ушёл из дома в одних валенках, трусах и майке, следов не видно. Представляете, в каком ужасе была мама - замёрзнет же насмерть! Все съехались: полиция, волонтёры, действовать следовало оперативно, помчались искать. Что оказалось? Ребёнок решил поиграть с мамой в прятки. Надел валенки и вышел за дверь, пока она мыла посуду, и стал выжидать, когда его начнут искать, но замёрз и вернулся. Решил укрыться в нише дивана и уснул. Мама спохватилась: обуви нет, сына нет, только несколько отпечатков у крылечка. Мальчик позже рассказал: увидев через щель незнакомых людей, испугался и решил не выдавать себя. А когда все разъехались, выполз и отправился в свою комнату спать.
Такие забавные истории иногда происходят. Опять же потому что не учим детей, чем можно шутить, а чем нельзя. Сейчас вводим и проговариваем правило: «Если ты играешь, то должен об этом сообщить».
- Давайте поговорим о факторе сезонности. Когда чаще пропадают несовершеннолетние?
- Зимой таких заявлений значительно меньше. Как только становится теплее, дети больше времени проводят на улице и зачастую остаются без присмотра родителей. Это также комфортное время для тех, кто склонен к самовольным уходам из дома. Они могут заночевать в сквере или подъезде. Плюс увеличивается количество несчастных случаев, особенно у воды.
На занятиях в школах для старших и средних классов всё время говорю: «Ребята, вы первый рубеж обороны для своих друзей. Если кто-то захочет совершить какую-то глупость, вы непременно должны его остановить. Самое страшное будет, если приду к вам на следующее занятие, а соседа по парте уже не окажется, так как вовремя не остановили».
Наделяйте ребёнка ответственностью. Это очень правильный, психологический верный шаг.
ФОТО: из личного архива Дмитрия Второва / Очередной без вести пропавший найден
- Дмитрий Викторович, по каким признакам можно понять, что у несовершеннолетнего есть проблемы, из-за которых он может сбежать из дома? На что стоит обратить внимание?
- Уместно смотреть переписки, чтобы знать, с кем он общается. Проверять историю браузера в Интернете: какие сайты посещает, чем интересуется. Пролистывать личный дневник, если ведёт такой. На протяжении многих лет нам прививались западные ценности, где подчёркивается, что у детей есть свобода пространства и независимость. Не стоит забывать: прежде всего, у них нет взрослого опыта. Действовать «в лоб», конечно, не стоит, так можно лишиться доверия. Но иначе не узнать, что творится в голове у чада.
Увидели проблему и не знаете, как отреагировать, - обратитесь к психологу, пообщайтесь, спросите, как поступить в той или иной ситуации.
- В идеале нужно выстраивать с ребёнком доверительные отношения с самого детства, чтобы он самостоятельно подходил с какими-то сложностями к родителям…
- Разумеется, но, к сожалению, такого практически не встречаю. Поэтому не стесняйтесь подсматривать. Например, история была, когда папа проверил переписку дочери в социальной сети. Оказалось, она общается с педофилом 52 лет, который прикидывался 15-летней школьницей. Дети не обладают необходимой компетенцией, чтобы себя обезопасить.
Что касается доверия, необходимо возрождать традицию совместного чаепития, когда семья собирается вместе и общается по душам.
Моя дочь как-то проводила соцопрос в школе вместе с психологом. Задавали три вопроса: «Думал когда-либо уйти из дома? », «Почему не ушёл, что тебя остановило? » и «Где бы переночевал? »
Свыше 100 учеников ответили. Выяснилось, что 75 процентов думали совершить подобный шаг, но не ушли, так как были хорошие «якоря». Они задавались вопросами: «Что будет делать моя бабушка? », «Мама будет очень переживать, а у неё плохое здоровье…», «Кто же покормит мою кошку? » Поэтому всегда рекомендую развивать в ребёнке любовь к семье.
Когда несовершеннолетнего нашли и привезли в территориальный отдел полиции, предварительно проводим беседу с родителями, как следует вести себя при встрече. Первое, что надлежит сделать, - обнять, показать свою любовь и ни в коем случае не ругать. Ребёнок должен увидеть: вам больно, вы очень сильно переживаете. Развивайте добрые качества в себе и детях, увидите, как всё обернётся благодарностью.
#MORE_PHOTO#
Визитная карточка
Дмитрий Второв - руководитель Всероссийской ассоциации волонтёрских организаций «Поиск пропавших детей», член Общественного совета при МВД России. Родился 2 марта 1976 года в Москве. Имеет среднее специальное образование по специальности «оператор АРМ «Экономист».
С 1994 по 1999 год проходил службу в рядах Вооружённых сил Российской Федерации.
2003-2007 гг. - руководитель молодёжного клуба «Дружба» по работе с девиантными подростками на базе ГУП Центр досуга «Дружба».
С 2007 года - директор интернет-проекта «Радио-Ома» по развитию молодых творческих коллективов.
Награждён нагрудным знаком МВД России «За содействие МВД», медалью МЧС России «За содружество во имя спасения», благодарностью мэра Москвы.
Активно участвует в общественной жизни, инициирует законодательные предложения, занимается просветительской деятельностью.