Десант прошёл через «ворота в ад»

1 год назад 52

После упорных недельных боёв к 10 часам утра 16 сентября 1943 года Новороссийск был полностью очищен от гитлеровцев. После этой славной победы, одержанной на крайнем южном фланге советско-германского фронта, почётное наименование «Новороссийских» получили 19 воинских частей и соединений. И в их числе – 290-й стрелковый полк войск НКВД СССР.

В ночь на 27 августа полк скрытно перебросили с Малой Земли – легендарного плацдарма на западном берегу Цемесской бухты – под Геленджик, где его командир подполковник Иван Пискарёв получил новый приказ: формировать штурмовые группы и готовить личный состав к десантной операции.

С этого момента, согласно плану штаба армии, полк чекистских войск вместе с отдельным батальоном морской пехоты капитан-лейтенанта Василия Ботылева составлял 2-й десантный отряд. В назначенное время он должен был высадиться в центральной части новороссийского порта, захватить портовые сооружения от Старопассажирской до Лесной пристани, затем овладеть районом железнодорожного вокзала и элеватора и выйти на окраину Мефодиевского предместья.

Если морпехи уже не раз участвовали в захвате побережья, то для солдат и офицеров 290-го полка войск НКВД это было впервые. 

Две недели они провели в интенсивных тренировках: вместе с моряками учились быстро производить посадку на катера и мотоботы и высадку с них на берег и на мелководье, привыкали переносить качку.###

Морские пехотинцы учили бойцов чекистских войск штурмовать укреплённые здания, уничтожать доты, преодолевать минные поля и проволочные заграждения при помощи лестниц, штурмовых мостков и тротиловых шашек, прикреплённых к шестам. Особенно ценными оказались их наставления по пользованию трофейным оружием и ведению рукопашного боя в помещениях.

За время подготовки к операции прошло 9 тактических учений в составе штурмового отряда. Они проводились в тёмное время суток, причём именно в те часы, которые были установлены для высадки десанта. К началу операции бойцы 290-го полка войск НКВД достигли высокого уровня десантной подготовки: посадка на мотобот 50 человек со штатным вооружением и тройным боезапасом производилась за 2 минуты, высадка на необорудованный берег – за 55 секунд!

7 сентября все подразделения полка, назначенные в десант, сосредоточились на девятом километре шоссе Новороссийск–Кабардинка, откуда им предстояло совершить переход к месту погрузки на корабли.

Десант в порт Новороссийска штаб армии назначил на 10 сентября. В 2 часа 15 минут торпедные и сторожевые катера Черноморского флота должны были прорваться через моловые ворота, высадить на пристанях первый эшелон, который составляли морпехи, и вернуться за вторым. Но по разным причинам катера отчалили от берега с опозданием на час, поэтому до восхода солнца успели доставить в порт лишь одну волну десантников. Повторять прорыв при дневном свете было равносильно самоубийству, поэтому бойцы войск НКВД приступили к выполнению боевой задачи лишь на следующую ночь.

Проводить полк, уходящий в десант, прибыл лично командующий 18-й армией генерал-лейтенант Константин Леселидзе. Он проинформировал комполка и командиров штурмовых отрядов о том, что морпехи заняли и прочно удерживают железнодорожный вокзал и квартал в районе Клуба моряков, поэтому после высадки полковым подразделениям необходимо любой ценой соединиться с ними и удерживать плацдарм.

О том, что в отряде капитан-лейтенанта Василия Ботылева на тот момент из 800 человек в живых оставалось всего 130, командарм не знал…###

В 22 часа 3 сторожевых катера и 2 мотобота, приняв на борт бойцов 2-й стрелковой роты старшего лейтенанта Ивана Горина и ударную штурмовую группу лейтенанта Бориса Огородова, устремились к Цемесской бухте. Самым сложным было проскочить узкое пространство между двумя молами, по которому немцы вели непрерывный заградительный огонь. Подходя к этим «воротам в ад», катера развили предельную скорость в 65–70 километров в час, но проскочить удалось только двум – третий был подбит и, едва держась на плаву, вынужденно повернул обратно. Мотоботы уцелели оба, хотя нескольких десантников ранило осколками.

Катера со штурмовой группой подошли к пристани Элеваторная, которая выдавалась в море на 300 метров. Её ширина составляла 20 метров, на причале – длинная галерея железных подпорок, по которым когда-то двигалась лента зернового транспортёра. Укрываясь за ними, солдаты и офицеры 290-го полка войск НКВД перебежками устремились к берегу. У самого схода с пристани возвышались несколько 2- и 3-этажных кирпичных строений, превращённых немцами в укреплённые пункты, откуда по десантникам били из автоматов и пулемётов.

Бойцы лейтенанта Огородова успели вовремя: на оконечности причала горстка морпехов (не более 10 человек) отбивала очередную атаку гитлеровцев.

Опрокинув фашистов огнём, штурмовые группы полка начали продвигаться вперёд, метр за метром захватывая плацдарм.###

В первые же минуты боя отличились командиры отделений сержанты Михаил Петров и Андрей Бунин: каждый метким броском гранаты уничтожил по огневой точке, а затем вместе с бойцами они захватили 2 дота, в которых в качестве трофеев взяли 4 пулемёта (из них один – крупнокалиберный) с большим запасом патронов.

Не менее отважно действовали и другие. Старший сержант Алексей Бояркин уничтожил пулемётный расчёт, позже принял командование взводом, заменив раненого офицера. В последующем бою ведомые им бойцы уничтожили два миномётных расчёта и 27 фашистских автоматчиков. Старший лейтенант Иван Горин и лейтенант Константин Михеенко, командуя штурмовыми группами, взорвали 2 дота и взяли опорный пункт врага, оборудованный в кирпичном здании. Лейтенант Алексей Корнеев со своими бойцами подорвал дот, в котором были уничтожены 15 гитлеровцев.

Примерно через полтора часа на Элеваторную пристань высадилась вторая группа десанта из состава 290-го полка войск НКВД во главе с его командиром подполковником Иваном Пискарёвым, который тут же взял руководство боем в свои руки. Он предпринял атаку в глубину немецкой обороны по направлению к элеватору, и вскоре большая часть его территории уже контролировалась нашими бойцами.

В одной из башен элеватора Иван Васильевич развернул командно-наблюдательный пункт, откуда начал управлять последующими действиями своих десантников. А их было не так много: в общей сложности под началом подполковника Пискарёва к рассвету 11 сентября насчитывалось не более 250 солдат и офицеров, располагавших своими и трофейными автоматами, пулемётами, миномётами, несколькими противотанковыми ружьями. Ещё около сотни бойцов 290-го полка войск НКВД во главе с командиром батальона капитаном Владимиром Рыженковым, высадившись на Нефтеналивной пристани, влились в состав отряда капитан-лейтенанта Василия Ботылева и несколько суток сражались плечом к плечу с морпехами.

Исходя из опыта прошедших суток подполковник Пискарёв понимал, что до темноты помощи с моря ждать не стоит.###

Значит, надо продержаться до ночи, а там на плацдарм высадится остальной личный состав полка, и тогда…

С однополчанами они увиделись лишь через пять суток, отразив за это время 12 яростных атак немецкой пехоты, поддерживаемой артиллерией, танками, авиацией. Всеми возможными силами враг пытался сбросить их в море. Не получилось! Да, из-за незначительного количества десантникам из войск НКВД не удалось соединиться с моряками, как того требовал приказ командарма. Но, захватив очень важный плацдарм и прочно удерживая его, они оттянули на себя значительные силы противника, предназначенные для решительного удара по десантникам 393-го отдельного батальона морской пехоты, чем спасли их от верной гибели.

Утром 11 сентября штабу 18-й армии стало понятно, что моряки, потерявшие значительное число катеров и мотоботов, уже не смогут высадить оставшиеся подразделения 290-го полка войск НКВД на плацдарм в порту. Исходя из этого было решено ввести их в бой в полосе наступления 318-й стрелковой дивизии, штурмовавшей Новороссийск вдоль северного побережья Цемесской бухты. Под командованием начальника штаба полка майора Александра Лысенко этот сводный отряд общей численностью около 400 человек вечером 13 сентября с жестокими боями, зачастую переходившими в рукопашные, вышел к поликлинике и Клубу моряков, где в полном окружении бились остатки отряда капитан-лейтенанта Ботылева.

В пяти городских кварталах, через которые пробивались бойцы войск НКВД, они уничтожили более 1000 фашистов, захватили 3 противотанковых орудия, 8 пулемётов, десятки винтовок и автоматов.###

Продолжая очищать город от немцев, отряд майора Лысенко около 14 часов 15 сентября соединился с группой подполковника Пискарёва, в которой вместе с комполка в живых оставалось лишь 42 человека…

18 сентября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР командиру 290-го стрелкового полка войск НКВД подполковнику Ивану Васильевичу Пискарёву, в числе семи наиболее отличившихся при освобождении Новороссийска офицеров армии и флота, было присвоено звание Героя Советского Союза.

#MORE_PHOTO#

Прочитать всю статью