Двухколёсная гвардия

1 год назад 107

Днём рождения мотоцикла принято считать 29 августа 1885 года. Тогда он представлял собой велосипед с деревянной рамой и двигателем. Более привычный нам байк сконструировали в 1901-м. Новый вид транспорта со временем приобрёл популярность, стал использоваться сотрудниками правопорядка. И хотя сейчас на службе преимущество у автомобилей, был период, когда ведомственный технопарк почти целиком состоял из стальных скакунов.

В зеркале экрана

Правоохранителей на железных конях часто можно увидеть в культовом советском кино. Оно отражало реальную картину того времени - значимость и популярность мотоциклетной службы.

К примеру, в фильме «Инспектор ГАИ» милиционер остановил на трассе превысившего скорость водителя и привлёк к ответственности. «Особый статус» нарушителя - влиятельного начальника не напугал стража правопорядка. Не сломили его ни всевозможные козни мажора, ни серьёзное давление руководства. В основе данного сюжета лежит реальная история, где были и наглый «хозяин жизни», и принципиальный сотрудник - инспектор ГАИ.

В картине «Берегись автомобиля» одним из героев является правоохранитель на мотоцикле, преследовавший угнанную «Волгу». В не менее популярном фильме «Королева бензоколонки» сотрудник на байке всегда начеку: проколет права при нарушении, не даст выпить алкоголь водителю на заправке, не допустит хамства, разрешит спор и в завершение подвезёт в коляске очаровательную работницу.

Фото из открытых источников / За несколько минут до погони. Из к/ф «Берегись автомобиля»Фото из открытых источников / За несколько минут до погони. Из к/ф «Берегись автомобиля»

На вкус и цвет

В дореволюционной России мотоциклы использовали только в армии. С созданием социалистического строя они появились в частях НКВД СССР. После Великой Отечественной войны движение на улицах активизировалось, стало расти количество железных помощников. Тогда они и вступили в стройные ряды советской милиции.

Интересно, что до 50-х годов служебные мотоциклы могли быть чуть ли не любого цвета. Единого стандарта не существовало. Порядок навели лишь ведомственным приказом: окраску милицейского транспорта унифицировали - он стал синим с красными полосами.###

В конце 60-х гамма поменялась. Уплотнение трафика на дорогах потребовало повышения заметности. Для этого на транспорт служебного автопарка стали наносить жёлтый и синий цвета. А в 1990-м машины ГАИ начали окрашивать в белый в сочетании с синими элементами и надписями.

Первые милицейские мотоциклы ПМЗ-А-750, появившиеся в частях НКВД СССР, выпускали на Подольском механическом заводе. После войны основными стальными помощниками правоохранителей стали М-72 и Иж-49. Модели долгое время оставались на службе. Старую технику не спешили списывать, а новая поступала в органы правопорядка хаотично.

Самыми многочисленными в Советском Союзе были мотоциклы марки «Урал». Они оказались востребованы и на службе в ГАИ. К слову, многое шло на экспорт. Российские байки с удовольствием покупали любители подобного транспорта со всего мира.

Чтобы у служителей закона имелось преимущество на дороге, милицейскую технику улучшали. На мотоциклы устанавливали дополнительное оборудование: рации, мигалки, сирены. Кроме того, служебным «Уралам» увеличивали мощность, чтоб они развивали более высокую скорость по сравнению с гражданскими аналогами.

Фото Юлии Мухан / Двухколёсное транспортное средство периода ВОВФото Юлии Мухан / Двухколёсное транспортное средство периода ВОВ

Из-за дефицита автомобилей вплоть до середины 70-х механические лошадки составляли большую часть парка ГАИ, а мотоцикл с коляской стал одним из символов Госавтоинспекции времён СССР. Во многих подразделениях такие «Уралы» установлены на постаментах в память о советском периоде.

Новая эпоха для двухколёсных стражей началась в 70-х годах, когда в Правила дорожного движения ввели ограничения скорости. К тому времени на проезжих частях стало появляться всё больше быстрых мотоциклов. За ними было сложно угнаться на старых моделях. Для того чтобы исправить ситуацию, в столичной ГАИ создали специальный мотобатальон. Для нового подразделения закупили технику зарубежных марок, которая в дальнейшем распространилась и на другие подразделения.

Рискуя жизнью

Инспектор на железном коне, как и обычный страж правопорядка, был обязан следить за тем, что происходит на улицах, пресекать правонарушения - как административные, так и уголовные. В 70-е в регионах началось формирование отдельных взводов дорожного надзора. Сотрудники на мотоциклах сопровождали специальные грузы, автобусы с детьми, иностранные делегации и других охраняемых лиц.

Нередко правоохранители, возглавлявшие колонну, рисковали жизнью. Так, в мае 1979 года инспектор ГАИ Воронежской области старший сержант милиции Иван Юрьев на патрульном транспорте обеспечивал безопасность при проведении велосипедной гонки. Он ехал впереди спортсменов-школьников. Внезапно на встречной полосе дороги появился «запорожец». Юрьев подставил под удар машины себя и мотоцикл. От полученных травм сотрудник погиб, но спас жизни более 50 юношей.

Самым распространённым нарушением уже в то время являлось превышение скорости. Бывали случаи, когда злоумышленники не останавливались по требованию сотрудника.###

Так, в августовскую ночь 1989 года инспектор ДПС ГАИ Оренбургской области Владимир Кулаков на служебном мотоцикле патрулировал улицы г. Бугуруслана. Заметив грузовой автомобиль с пассажирами, он подал сигнал водителю прекратить движение. Но мужчина проигнорировал требование и попытался скрыться. В погоне сотрудник хотел обогнать машину и вытеснить к тротуару. Однако нетрезвый нарушитель пошёл на столкновение с мотоциклом. В результате 24-летний старшина милиции получил смертельную травму.

Успеть, домчать, спасти

Нередко от профессионализма инспекторов зависят жизнь и здоровье людей. Например, не так давно к тюменским сотрудникам полиции, находящимся на дежурстве, подъехал автомобиль, водитель которого вёз в больницу восьмимесячного сына в тяжёлом состоянии. Мужчина попросил правоохранителей сопроводить его до больницы, так как ребёнку становилось хуже. Полицейские, не раздумывая, сели на мотоциклы и помогли быстро добраться до медучреждения. В результате своевременно оказанной помощи младенца удалось спасти.

Такие случаи далеко не единичны в служебных буднях. Так что отправлять «двухколёсных патрульных» на пенсию явно никто не собирается, особенно на фоне развития мотоциклетной культуры и технического прогресса. Летающие байки - уже не новость. Быть может, не за горами будущее, когда появится необходимость контроля транспортных средств в воздухе и мы не удивимся, увидев взмывающий в небо патруль.

Прочитать всю статью