Колоссальная известность пришла к нему почти в самом начале карьеры, в 1920-х годах. Сатирика прославило блистательное искромётное описание бытовых курьёзов. Восторженные читатели присылали ему тысячи писем, домой ходили восхищённые поклонницы, за его рассказы бились журналы. Но помимо этого, автору удалось через свою судьбу показать всё многообразие жизни общества - его времени. В ней было место и радостям, и пронзительной драме. Исполнилось 130 лет со дня рождения знаменитого писателя Михаила Зощенко.
Вспоминая детство
Красивый худощавый мужчина пришёл в больницу и стал рассказывать о своём угнетённом состоянии. Врач осмотрел его, но так как в СССР депрессии быть не могло, предложил читать юмористические рассказы. «Возьмите томик Зощенко, чудесно пишет, вот у кого надо учиться радоваться жизни». «Доктор, - вздохнул пациент, - я и есть тот самый Зощенко…» Знал бы доктор, что друзья называли искромётного сатирика «глыбой мрака».
Михаил Михайлович понял: помочь себе может только он сам. Решил, что искать причины нужно в прошлом. Он обратился к самым ярким из воспоминаний. Детство, небогатая дворянская семья, Санкт-Петербург. Пятилетний Миша с усердием помогает отцу выкладывать ветку ели на панно. Он гордится, ведь мозаика украсит фасад столичного музея. А вот восьмилетний мальчик с радостью читает мамины рассказы, которые публикуют в газете. И уже тогда - первая проба пера.
Однако удар его ждёт в гимназии - на выпускном экзамене. За сочинение Зощенко получает кол и приписку учителя - «чепуха». Подросток вне себя, пытается отравиться, но медики его спасают. Он переписывает работу и оканчивает обучение.###
Дальнейшие переживания - из-за денег. Их не хватает, чтобы оплатить юрфак университета, куда он поступил. Не проходит и года, как юношу отчисляют. 20-летний парень начинает работать, чтобы восстановиться, но судьба распоряжается иначе.
Путь воина
«Я выбегаю из землянки. И вдруг сладкая удушливая волна охватывает меня. Я кричу: «Газы! Маски! » И бросаюсь в землянку. Рукой я нащупал противогаз и стал надевать его. Вокруг меня бегают солдаты, заматывая свои лица марлевыми масками…» Так описывает в рассказе «Двадцатое июля» события лета 1916 года командир роты 16‑го гренадерского Мингрельского полка поручик Михаил Зощенко. Отравления тогда получили тысячи солдат, офицеров. Именно после этого случая у писателя начались проблемы с сердцем. Его отправляют в резерв.
На этом боевой путь не закончен. 1919 год, идёт Гражданская война. Молодой человек приходит в Главный штаб Красной армии, просится на фронт.
Михаилу Зощенко предлагают стать адъютантом Первого Образцового полка деревенской бедноты. «Я согласился. Я порадовался, что вместе с деревенской беднотой буду сражаться…» Страшные бои, он, как всегда, впереди, но здоровье вновь даёт о себе знать. Как результат - демобилизация.###
В последующие годы будущий автор меняет множество мест работы в разных уголках страны. «Я был милиционером, счетоводом, сапожником, инструктором по птицеводству, телефонистом пограничной охраны, агентом уголовного розыска, секретарём суда, делопроизводителем. Это было не твёрдое шествие по жизни, это было - замешательство», - делился он.
Стать писателем
«Я хожу по коридору в ожидании литературного вечера. Это ничего не значит, что я следователь уголовного розыска. У меня уже две критические статьи и четыре рассказа», - пишет Михаил Зощенко. Там, на встрече в Петербурге, молодой милиционер видит известных авторов.
- Вы будете выступать на вечере? - интересуется Блок.
Нет, - говорю я. - Я пришёл послушать литераторов.
Вот начинающий писатель уже в гостях у Горького: слушает его речь о книгах и о народе. Повстречав на улице Есенина, заходит с ним в кафе, где декламирующего стихи поэта, окружает восторженная толпа. В московском театральном клубе общается за столиком с Маяковским.
Вскоре нового писателя стали узнавать. «Зощенко читают в пивных. В трамваях. Рассказывают на верхних полках жёстких вагонов. Выдают его рассказы за истинное происшествие... Он имеет хождение не как деньги, а как вещь», - писал в то время литературовед Виктор Шкловский.
Тысячи писем со всех концов страны, творческие вечера и гастроли. К середине 20-х годов прошлого века Михаил Михайлович - один из самых популярных писателей молодой Советской республики.
Не может быть!
Богатый житейский опыт, умение уловить манеру речи и спародировать её - одни из главных слагающих успеха Михаила Зощенко. Просторечье и канцеляризмы слились воедино в зарождающейся стране, и писатель показал комичность того, что в итоге получилось.
При этом как автор он не возвышался над своими персонажами - новыми советскими мещанами. Литератор не только говорил о них на их языке, он мыслил их категориями и как бы существовал в той же системе ценностей. Порой весьма приземлённых.###
Вспомним известную комедию Леонида Гайдая «Не может быть! » Она основана на трёх новеллах Михаила Зощенко. И хотя вышла много позже, в 70-х, и тогда, и сейчас ситуации вызывают смех и улыбку. В первой новелле по сюжету заведующий магазином живёт на нетрудовые доходы. Будучи вызванным к следователю прокуратуры, он ожидает самого худшего. Жена и шурин боятся того же и, чтобы предупредить конфискацию имущества, срочно всё продают. Во второй части показаны тонкости внебрачных отношений. Актёр театра, многодетный отец, встречается с замужней женщиной.
Благоверный Зинули оказывается любовником её лучшей подруги. В конце же артист в шоке узнаёт: сосед по коммуналке - ухажёр его собственной супруги.
В заключительном повествовании молодой человек приходит с опозданием на свою свадьбу, где не может узнать невесту Катерину. Дело в том, что они встречались только на улице всего четыре дня. С грустью он объясняет свидетелю: видел её лишь в зимней одежде и головном уборе.
С Верой в сердце
Они познакомились в 1917 году. Друзья пригласили их покататься на лодке. Михаил, приехавший в отпуск, щеголял в военной форме. Вскоре влюбившаяся Вера Кербиц разведётся с мужем-генералом и выйдет за него замуж. Их ждёт 40 лет совместной жизни. Не всегда простой и безоблачной.
Жена готовила еду, перепечатывала его рукописи, воспитывала сына, а он заботился об их благосостоянии. Вера жалела супруга и писала: «Мой бедный мальчик! Он так плохо себя чувствует всё время! Больное сердце. Слабые лёгкие! А работать приходится много, слишком много, не жалея себя, не щадя своих сил…»
Сразу после начала Великой Отечественной 47-летний Зощенко идёт в военкомат и подаёт заявление с просьбой отправить его на фронт как имеющего боевой опыт. Но получает отказ: «К военной службе не годен. Причина: заболевание сердца».###
С первых дней войны он поступает в группу противопожарной обороны и вместе с сыном дежурит на крыше дома во время бомбёжек.
Продолжал литературную работу. Написанные Зощенко антифашистские фельетоны публиковались в газетах и исполнялись по радио. В сентябре 1941 года Зощенко в приказном порядке эвакуирован сначала в Москву, а затем - в Алма-Ату.
Войну Михаил Михайлович переживал в Казахстане, а Вера Владимировна - в блокадном Ленинграде. Она побоялась оставить 20-летнего сына. Зощенко уехал из города всенародно любимым писателем-орденоносцем, а вернётся он уже гонимым и приниженным.
Перед восходом солнца
Его одноимённая автобиографическая повесть, написанная в эвакуации и начавшая выходить частями в журнале «Октябрь», названа политически вредной и антихудожественной. Из-за начавшейся травли так и не была напечатана до конца.
В апреле 1946 года Зощенко в числе других писателей был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. », а через три месяца вышло постановление, где антисоветским пасквилем был назван его рассказ для детей «Приключения обезьяны». Через две недели его исключили из Союза писателей СССР. Договоры с Михаилом Михайловичем расторгли все издательства.
Раньше его произведения оценивали как юмористические, и это позволяло избегать репрессий. Теперь сатиру писателя посчитали порочащей честь гражданина социалистического строя. Чуть позже, когда накал критики спал, Михаил Михайлович стал заниматься переводами и писал юморески.###
В 63 года блистательного мастера, тонкого наблюдателя жизни и философа не стало. Он скончался в 1958 году от острой сердечной недостаточности. Книгу классика «Перед восходом солнца» напечатали в России лишь спустя 30 лет.
«Его творчество - огромное и уникальное полотно, где каждый может найти созвучные своей душе мысли», - отмечает правнучка литератора, актриса и телеведущая Вера Зощенко.
«В книге «Перед восходом солнца», которую он считал главной, писатель рассказал о преодолении себя, она может стать духовной опорой и в наши дни», - говорила она.
#MORE_PHOTO#