Народного артиста России Сергея Гармаша без преувеличения знают и взрослые, и дети. За его плечами более 200 ролей. Артист полон сил, энергии и желания творить. В интервью нашему корреспонденту он открыл секрет, как не стареть душой, рассказал, почему до сих пор не зарегистрировался в социальных сетях, и поделился мыслями о современном кинематографе.
- Сергей Леонидович, в этом году вам исполнилось 65 лет, как отметили юбилей?
- Всегда стараюсь проводить время в семейном кругу. Не люблю шумные празднования, но когда-то мне нравились застолья, особенно в молодости, во времена студенчества. А сейчас - уже совсем не то, хотя столы накрыты богаче, продукты стали дороже, а скатерти ярче, но душевность куда-то исчезает.
Недавно прочитал в письме Пушкина другу такую фразу: «У нас тут новости: рауты - веселиться встоячку. Ходишь, наступаешь друг другу на ноги, извиняешься, вот тебе и замена разговору». Не представляю себя сидящим во главе стола в торжественной атмосфере, окружённым огромным количеством специально приглашённых людей. Такого вынести не могу. Во-первых, интимная вещь, во-вторых, так вышло, что многие дни рождения выпадали на съёмочный период. И это были настоящие праздники, которые проходили живо и весело. Вокруг собиралась небольшая группа людей, которая на несколько недель или месяцев становилась семьёй. Поэтому Георгиевский зал или Кремлёвский дворец никогда не планировал.
- Ощущаете года?
- Что касается возраста, конечно, невозможно не думать об этом. Всё зависит от состояния души. Недавно был с семьёй в Евпатории. По дороге показывал места, где прошло детство: «Вот здесь прыгали через забор», и тут же подумал: как же здорово было бы сейчас повтоить и побежать прямиком к тому летнему кинотеатру…
Всегда нужно уметь вновь становиться ребёнком. Если в 65 лет наедине с собой можешь почувствовать себя 10-летним - значит, ты всё ещё молод.
- Ваш день рождения совпадает с Днём знаний, закончились каникулы, нужно идти в школу. Как в детстве на это реагировали?
- Очень просто: в начальных классах казалось, что родители специально так подстроили, потому и поведение плохое, и оценки. У меня было много друзей, отмечавших свои дни рождения летом. Это было прекрасно! Мы ели мороженое, веселились, а на мой праздник нужно было идти в школу… В студенческие годы отношение поменялось, ведь учебный год теперь начинался с хорошего, весёлого студенческого застолья.
- Может, вспомните какой-то особенный подарок?
- Говорят, что дарить их заранее нельзя. Но вначале этого года мне сделали, я бы сказал, эксклюзивный подарок. На экраны вышел фильм «Чебурашка», где играю главную роль. Помню, как позвонил знакомый и говорит: «Ты же и так известный человек, у тебя достаточно поклонников, а тут ещё охватил аудиторию, которой нет ни у кого в твоём возрасте, у тебя появились дети».
Недавно возвращался с творческой встречи, остановился на заправке. И там меня увидела малышка, стоявшая возле кассы вместе с мамой. Девочка на всю АЗС как закричит: «Мама, смотри! Гена! » Что может быть лучше такого подарка?!
А из детства хорошо помню, как закончил четверть без единой тройки и папа купил велосипед.
- Наверное, всё же самый главный презент вы получили от мамы, которая подарила справочник учебных заведений для поступления и тем самым определила вашу судьбу...
- История, как поступал в театральное училище, уже столько раз пересказана, поэтому поделюсь в двух словах. Мама не хотела, чтобы я учился в мореходке и купила этот знаменитый справочник. Листая его, случайно увидел в списке театральное училище, пошутил на его счёт, а она поехала и отдала документы. Позже я отправился туда и неожиданно поступил, хотя не планировал, всё потому что совершенно не боялся.
- Как так выходит, что многие артисты становятся знаменитыми и успешными, изначально не мечтая об этом?
- Затрудняюсь ответить. Здесь нет критерия и закономерности. Многие известные люди поступили в вузы не с первого раза. Когда приехал сдавать вступительные экзамены в театральное училище в Днепропетровск и понял, что не готов, решил: главное - сделать хоть что-то, лишь бы не получить от отца. А вот в Москве в первый же день провалился в Высшем театральном училище имени М. С. Щепкина. Тогда я был с другой головой, взрослее, за плечами армия. Мне понадобилось два дня прогулок по городу, чтобы собраться и осознать, что же мешает. Задавался вопросом: зачем выучил новое, а не прочёл хорошо знакомую классику? Тогда произошла важная внутренняя работа. Никто не знает точный ответ, как настроиться. Всё индивидуально.
- Будет ли продолжение «Чебурашки»?
- Могу сказать только одно: компания, выпустившая нашумевшую киноленту, пишет. Делает это очень старательно. Второй фильм, надеюсь, тоже будет.
- Почему вы не ведёте социальные сети?
- Если можно было Богу жалобу послать, я бы первый написал о том, что нужно перерасчёт сделать, как-то мало времени. У нас огромная планета и одной жизни мало, чтобы её увидеть, почувствовать и узнать. Поэтому тратить её на социальные сети могут только те, кому это нужно для работы. В наше время появилось столько информации, что жизни не хватит всё узнать, прочитать, осмыслить… Соцсети только отнимают время, я вообще не считаю, что они нужны для общения или обучения. На всех творческих встречах стараюсь объяснить ребятам: важно черпать информацию из книг, а не из Интернета!
И потом, за общением в социальных сетях стоит большая психологическая трагедия, которая обязательно откликнется. Подобные истории появляются даже в кино. Когда два человека встречаются, влюбляются, женятся, а потом выясняется - это всё для того, чтобы выложить фотографию в Интернет. И когда нет под рукой мобильного телефона, людям сложно поддержать общение. Подобная мысль уже была высказана у публициста Освальда Шпенглера в «Закате Европы», что произойдёт разрыв между поколениями, диалог будет невозможен. Всё в истории повторяется и идёт по спирали.
- Что думаете о современном кинематографе?
- Как показывают последние фестивали, появилось огромное количество женских имён в позиции сценаристов, продюсеров, режиссёров и даже операторов. Раньше таких по пальцам можно было пересчитать.
Запускается всё больше действительно стоящих сценариев, и, к слову, «Чебурашка» один из них. Во время съёмок актёрский состав занимался только творчеством. Ведь бывает и так, что приезжаешь, садишься, берёшь в руки текст и понимаешь: так говорить нельзя, диалоги нужно привести в человеческий вид. Актёры не должны подобным заниматься, но это издержки производства.
- Вы до сих пор волнуетесь перед выходом на театральную сцену?
- Два года назад, когда в Малом театре выпускал «Кроткую» волновался безумно. Особенно в первое время переживал перед каждым спектаклем, но не так, как поступающий студент. Чем больше играешь, тем меньше волнение. Но есть одна важная деталь: если во время пересечения границы между кулисами и сценой в душе не будет трепетания, даже одной секунды, как артист ты закончишься.
- Не так давно вы выступали в Севастополе для участников СВО и членов их семей. Планируете поездки в новые регионы?
- В декабре прошлого года с артистами Центра театра и кино под руководством Никиты Михалкова побывали в Луганской и Донецкой области, где организовали два концерта. Я читал Константина Паустовского и Александра Куприна, молодые ребята - Александра Чёрного, девушки из филармонии Донбасса играли. Потом с этими же артистками в Москве было несколько спектаклей. А позже вместе выступили в Крыму.
Теперь планируем новый проект. Мне было невероятно приятно с ними работать. И как только будет возможность, повторим. Безусловно, мы должны поддерживать людей из новых субъектов, чтобы они чувствовали себя нужными.
- Не думали о государственной службе?
- Получал подобные предложения, но вежливо отказывался, однако не исключаю такой возможности в будущем.
- Поделитесь творческими планами? Над чем сейчас работаете?
- Совсем скоро в Ростове-на-Дону буду читать «Реквием» Роберта Рождественского. Езжу по многим уголкам страны, нравится проводить творческие вечера, где разговариваю с публикой.
Очень люблю свою профессию, недавно поставил спектакль «С Наступающим! » во Владивостоке, в котором сам играю. Город доволен, приняли хорошо. Но я понял, что не хочу в дальнейшем быть режиссёром. Это невероятная затрата сил и огромная ответственность.
- Как-то вы говорили, что мечтаете отправиться в кругосветное путешествие…
- В 2020 году была такая возможность, но из-за определённых обстоятельств сорвалась. Уверен, всё ещё впереди. Нельзя прекращать мечтать в любом возрасте.
Визитная карточка
Сергей Гармаш - актёр театра, кино, озвучивания и дубляжа, режиссёр, сценарист. Родился в Херсоне 1 сентября 1958 года.
Вырос в простой семье: отец работал водителем, мать - работником диспетчерской. Мечтал о поступлении в мореходное училище, но судьба распорядилась иначе - окончил Днепропетровское театральное училище. Работал в Херсонском театре кукол.
После службы в армии подал документы в театр-студию при МХАТе в Москве. Получив диплом в 1984 году, попал в труппу «Современника», где встретил будущую жену - актрису Инну Тимофееву. У супругов двое детей - Дарья и Иван.
Сергей Гармаш занят в большом количестве театральных постановок, среди которых «Вишнёвый сад», «Горе от ума», «Пять вечеров» и другие. Работал с известными режиссёрами: Сергеем Соловьёвым, Никитой Михалковым, Станиславом Говорухиным, Валерием Тодоровским. Наиболее известные киноработы - сериалы «Бригада», «Каменская», «72 метра», среди фильмов - «Папа напрокат», «12», «Чебурашка». Актёр не раз удостаивался престижных наград, в 2006 году получил звание народного артиста Российской Федерации.