ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА
Бизнесмен Владимир Артеев, похитивший из бюджета Санкт-Петербурга 400 млн рублей, обжаловал приговор. По его мнению, 4 года колонии — слишком много с учетом сделки со следствием. Но есть и другая позиция: бывший чиновник Смольного уверен, что приговор надо ужесточить, а также привлечь к ответственности брата коммерсанта, который в качестве главы строительного комитета северной столицы способствовал хищениям.
О том, как бывший глава комитета по строительству питерской администрации Андрей Артеев помогал своему родному брату, владельцу группы компаний «Единые решения» Владимиру Артееву получать госконтракты, ПАСМИ писало в ноябре прошлого года. Подробности “родственных” схем, которые привели к бюджетным потерям на сотни миллионов, редакции рассказал подчиненный Андрея Артеева — экс-глава юридического управления строительного комитета Евгений Николаенко. Он предположил, что в Главном следственном управлении СКР по Санкт-Петербургу намеренно выводили братьев из-под ответственности. В июне 2021 года выяснилось, что чиновник из Смольного не понес наказания, а его родственник-бизнесмен пошел на сделку со следствием, и суд решил рассматривать его дело в особом порядке.
Невыгодная сделка
Приговор Владимиру Артееву Куйбышевский районный суд Петербурга вынес 29 июня. Дело слушалось в особом порядке — без проведения судебного разбирательства, вызова свидетелей и исследования, поскольку ранее коммерсант заключил сделку со следствием и признал вину в передаче взяток сотрудникам питерского стройкомитета.
Судья Антон Савленков признал основателя ГК «Единые решения» виновным в особо крупном мошенничестве и приговорил его к 4 годам колонии строгого режима. Также в рамках уголовного дела был удовлетворен иск правительства Петербурга на 401 млн рублей. В ходе судебного разбирательства было установлено, что тендеры от мэрии «Единые решения» начали систематически выигрывать с 2012 года, когда главой стройкомитета в Смольном стал Андрей Артеев. В итоге компания получила госконтракты на 4,5 млрд рублей, по которым ни один соцобъект не был сдан, а авансы похищены.
Однако, в августе выяснилось, что приговором Владимир Артеев недоволен: согласно данным сайта Санкт-Петербургского горсуда, предприниматель подал жалобу на решение первой инстанции. Сейчас его дело рассматривается в порядке апелляционного производства судьей Галиной Изюменко. Другие подробности неизвестны, но поскольку районный суд рассматривал кейс Владимира Артеева в особом порядке, обжаловать приговор предприниматель может только в части строгости наказания, но не по сути.
Ненужные миллиарды
Между тем, бывший глава юридического управления стройкомитета Евгений Николаенко считает, что коммерсант заслуживает не смягчения, а ужесточения наказания, и апелляция должна вернуть дело для пересмотра в первую инстанцию. Внепроцессуальное обращение на имя судьи Галины Изюменко с обоснованием этой позиции Николаенко направил 23 сентября.
В обращении указывается, что сделка бизнесмена со следствием, по всей видимости, носила фиктивный характер, а районный суд не обратил на это внимания, хотя по закону был обязан исследовать характер содействия подсудимых следствию в изобличении соучастников и розыске имущества, добытого в результате преступления.
Они в курсе:
— председатель Санкт-Петербургского городского суда Алексей Лаков
— прокурор Санкт-Петербурга Сергей Литвиненко
— и.о. руководителя ГСУ СКР по Санкт-Петербургу Андрей Голомбиевский
В частности, по мнению Евгения Николаенко, Владимир Артеев мог скрыть от следователей средства для погашения ущерба перед государством, а правоохранители не приняли необходимых мер для поиска пропавших денег. Так, сотрудники ГСУ не проверили бывшую жену бизнесмена Марию Дартау. По информации Евгения Николаенко, на нее был оформлен ряд подконтрольных коммерсанту организаций, через которые он мог отмывать доходы с полученных госконтрактов. Причем, экономическая связь бывших супругов уже установлена в суде — в 2021 году московский арбитраж привлек Владимира Артеева и Марию Дартау к совместной субсидиарной ответственности по делу о банкротству ГСК “Лаврский”.
Однако, формально взять с Дартау нечего — в 2018 году она была признана Арбитражным судом Санкт-Петербурга банкротом, а суммарный объем кредиторской задолженности составил почти 2 млрд рублей. Такие долги, по мнению Николаенко, могут свидетельствовать об активной финансовой деятельности Дартау.
Скрытые соучастники
Кроме того, Евгений Николаенко считает, что сотрудники Главного следственного управления СКР по Санкт-Петербургу незаконно освободили от уголовной ответственности истинных сообщников Владимира Артеева в администрации. А поскольку виновных в питерской мэрии найти было все-таки нужно, “козлом отпущения” сделали его.
Николаенко вменили получение взяток от владельца группы компаний “Единые решения”. Следствие по делу уже завершено, и материалы находятся в суде. Причем, текст обвинения в отношении бывшего юриста Смольного перекликается с текстом приговора Владимиру Артееву. В нем указано, что именно Евгений Николаенко способствовал тому, что питерская администрация отдавала контракты организациям из ГК “Единые решения”. По оценке Николаенко, версия о том, что он мог единолично влиять на заключение договоров с конкретной организацией, звучит весьма сомнительно: бывший юрист не являлся председателем комиссии по размещению государственного заказа, более того — в ее состав входили еще пять человек.
Кроме того, обвиняемый экс-чиновник подчеркивает, что заключение контрактов с ГК “Единые решения” продолжалось и после его увольнения, что говорит о том, что покровителями Владимира Артеева в мэрии были другие лица. В частности, о двух чиновниках как о пособниках бизнесмена говорится в материалах регионального Управления ФСБ России, на основании которых было возбуждено дело. Это первый зампредседателя стройкомитета Андрея Артеева Виталий Жданов и глава отдела госзаказа в комитете строительства Виктория Абрамова.
Об этих же людях говорил в своих показаниях и сам Владимир Артеев. Он признался, что ежемесячно выплачивал Жданову по 1 млн рублей, которые тот распределял между сотрудниками администрации, способствующими принятию решений в пользу ГК «Единые решения». Кроме того, на допросе бизнесмен утверждал, что через Жданова он оплатил Абрамовой ипотеку по квартире на 2,5 млн рублей.
Однако, Жданов остался на свободе — в 2020 году Смольнинский районный суд Петербурга осудил бывшего чиновника на 7 лет условно со штрафом в 12 млн рублей. А в уголовное дело в отношении Абрамовой и вовсе не было возбуждено, поскольку питерские подчиненные Александра Бастрыкина не нашли подтверждений ее вины. При этом, как утверждает Николаенко, именно Виктория Абрамова являлась начальником отдела государственного заказа, который подготавливал документацию о проведении конкурсов. По его словам, во всех торгах к моменту определения победителя оставались лишь фирмы, подконтрольные Владимиру Артееву, и все члены комиссии всегда голосовали лишь в пользу этих компаний, потому что больше голосовать было не за кого.
Братская благодарность
Николаенко также отметил, что дело против Владимира Артеева возбудили в 2017, и в течение следующих двух лет бизнесмен в своих показаниях не указывал его в числе лиц, причастных к лоббированию интересов ГК “Единые решения”. Свою позицию предприниматель изменил лишь к концу 2019 года. Бывший юрист петербургской администрации полагает, что Артеев к этому времени мог найти некий подход к руководству регионального ГСУ, в результате чего питерские подчиненные Александра Бастрыкина проявили к его истинным подельникам максимальную лояльность.
Они должны быть в курсе:
— председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев
— генпрокурор Игорь Краснов
— председатель СКР Александр Бастрыкин
Бывший чиновник обратил внимание на то, что именно в ноябре 2019 года следствие вынесло постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении брата коммерсанта — Андрея Артеева. Согласно выводам ГСУ, экс-председатель комитета по строительству Санкт-Петербурга не причастен к тому, что его подчиненные незаконно отдавали его родному брату строительные госконтракты, а затем закрывали глаза на невыполнение их условий.
При этом в своих показаниях следствию Владимир Артеев не скрывал, что в благодарность за подряды он предоставил родственнику квартиру на Крестовском острове и платил 500 тыс. рублей в месяц за ее аренду, а также отдал брату автомобиль “Мерседес”. Кроме того, семья Андрея Артеева получала от бизнесмена ежемесячно по 200-300 тыс. рублей “на хозяйственные нужды”. Но данные подарки не были “зачтены” его брату как взятки, что также позволило смягчить обвинение коммерсанту, отметил Николаенко.
Бывший юрист Смольного рассчитывает, что апелляционная инстанция примет во внимание указанные им факты, и судья Галина Изюменко проверит, помогло ли содействие Владимира Артеева следствию наказать участников преступных схем, и стремился ли признавший вину бизнесмен погасить ущерб перед государством.
Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях чиновников и правоохранителей в Санкт-Петербурге — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».