Добрый день, уважаемые коллеги!
Прежде чем приступить к работе, хотел бы представить нового члена Государственного антинаркотического комитета Разуваеву Ксению Денисовну – руководителя Федерального агентства по делам молодежи. Ведомство является одним из ключевых звеньев системы профилактики правонарушений.
Рассчитываю на конструктивное сотрудничество и реализацию новых интересных проектов в антинаркотической сфере.
Сегодня у нас насыщенная повестка.
Вначале речь пойдет о комплексных мерах по недопущению использования высоких технологий в незаконном обороте наркотиков.
Дистанционная вербовка дилеров и курьеров, продажа запрещенных веществ на электронных площадках, расчеты через системы виртуальных платежей – все это условия для развития наркобизнеса, расширения его масштабов на межрегиональном уровне.
За три года количество (зарегистрированных) наркопреступлений (совершенных) с применением современных технологий увеличилось в два с половиной раза.
Как правило, они совершаются в организованных формах.
Например, в Ярославской области сотрудниками полиции пресечена деятельность преступной группы, организовавшей производство синтетических наркотиков.
Их сбыт осуществлялся на территории Московского региона с использованием сети Интернет.
В результате оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий задержаны и привлечены к уголовной ответственности активные участники.
Из незаконного оборота изъято свыше тонны синтетических наркотиков, а если точнее – 1287 кг, прекурсоры, а также соответствующее оборудование.
Установлено, что производственные мощности двух ликвидированных нарколабораторий позволяли ежемесячно изготавливать порядка полутора миллионов средних разовых доз.
Безусловно, принципиальное значение здесь имеет своевременное ограничение доступа к сайтам, распространяющим запрещенную информацию.
Количество заблокированных по инициативе МВД интернет-ресурсов в прошлом году увеличилось на 15% и составило порядка 25 тысяч.
Нами накоплен опыт привлечения общественных объединений, оказывающих содействие в выявлении групп деструктивной направленности в сети Интернет.
В субъектах реализуется порядка 60 таких инициатив.
Кроме того, в феврале Роскомнадзором запущено мобильное приложение. С его помощью пользователи могут оперативно подать жалобу по фактам размещения в том числе пронаркотического контента.
Одновременно выстроено взаимодействие с представителями социальных сетей, включая наиболее востребованные, например, «ВКонтакте». В результате совместной работы с ее администрацией удалено почти 900 записей.
С начала текущего года владельцы соцсетей обязаны уже самостоятельно выявлять и блокировать противоправную информацию. Соответствующие требования установлены 530-м Федеральным законом.
Еще одним важным шагом стало введение административной ответственности за пропаганду наркотиков с использованием сети Интернет.
Конечно, в целом сделано многое. Но, очевидно, что для кардинального улучшения ситуации этого недостаточно.
Необходим комплексный подход, участие всех заинтересованных органов государственной власти, в том числе в части совершенствования механизмов досудебного ограничения доступа к наркоконтенту, ареста виртуальных активов в целях обеспечения их последующей конфискации.
Эти и другие меры рассмотрим в рамках первого вопроса повестки.
Следующая тема касается профилактики потребления наркотиков среди несовершеннолетних.
Под эгидой нашего Комитета реализуется значительное количество проектов, рассчитанных на молодежную аудиторию.
Только в преддверии отмечаемого завтра Международного дня борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом прошло более четырех тысяч мероприятий.
Особая роль в контексте обсуждаемой темы отводится региональным программам правоохранительной направленности.
Поэтому благодарен главам субъектов, которые уделяют повышенное внимание профилактике наркомании, предусматривают на эти цели бюджетные средства.
Не буду сейчас перечислять республики и области, где финансирование не осуществляется. Но прошу председателей антинаркотических комиссий с пониманием отнестись к этой ситуации.
Одной из приоритетных задач остается развитие системы раннего выявления незаконного потребления запрещенных веществ в образовательных организациях.
По итогам прошлого учебного года охват обучающихся социально-психологическим тестированием увеличился на 10% и превысил шесть миллионов человек. Во многом это результат правового информирования и масштабной разъяснительной работы с родителями.
Снижение общего числа несовершеннолетних наркопотребителей подтверждается медицинской статистикой.
Вместе с тем в текущем году сохраняется рост числа подростков, совершивших тяжкие и особо тяжкие наркопреступления.
В оперативных сводках фиксируются случаи отравления детей, в том числе новыми психоактивными веществами. К сожалению, нередко они заканчиваются летальным исходом.
Это большая трагедия для семьи, и даже один такой факт должен рассматриваться нами как чрезвычайное происшествие.
Проблема вовлечения несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков – тема крайне чувствительная и многоаспектная.
Нужно максимально оградить подрастающее поколение от наркоугрозы, шире использовать все имеющиеся ресурсы, включая потенциал гражданского общества.
Третий вопрос посвящен совершенствованию нормативного правового обеспечения в антинаркотической сфере.
В настоящее время завершается межведомственное согласование законопроекта, регламентирующего основы организации медицинской и социальной реабилитации больных наркоманией.
Напомню, в соответствии с поручением Президента указанные функции признаны несвойственными для Министерства внутренних дел.
Проектом федерального закона Минздрав и Минтруд наделяются полномочиями по определению порядка деятельности в указанной сфере.
Это позволит наконец сдвинуть с мертвой точки проблему, решение которой уже длительное время ждут на местах.
Продолжается работа по изменению Правил оказания услуг почтовой связи в части закрепления обязанности по фиксации данных отправителей.
Новый порядок создаст условия для более оперативного установления лиц в рамках расследования уголовных дел, связанных со сбытом запрещенных веществ.
Сегодня подробно поговорим об этих и других законодательных инициативах.
Также подведем итоги мониторинга наркоситуации в стране и рассмотрим проект ежегодного доклада Президенту.
Отмечу, что принятые в прошлом году меры позволили снизить криминальную активность со стороны наркопотребителей.
Так, количество совершенных ими наркопреступлений, сократилось почти на 4,5 %, а лицами в состоянии наркотического опьянения – более чем на 20%.
В соответствии с решением сентябрьского заседания межведомственной рабочей группой Комитета завершено изучение вопроса в части изменения методологических основ системы мониторинга.
Экспертами органов государственной власти пересмотрены отдельные подходы. Учтены концептуальные предложения антинаркотических комиссий.
Положения Методики приведены в соответствие со Стратегией на период до 2030 года.
Одно из основных новшеств – формирование итоговой оценки наркоситуации в субъектах непосредственно на федеральном уровне.
В свою очередь, определение эффективности реализации антинаркотической Стратегии на региональном уровне будет осуществляться только в разрезе муниципальных образований.
Проект новой методики, предварительно согласованный членами Комитета, предлагается сегодня утвердить.
Переходя к пятому, заключительному вопросу, хотел бы отметить следующее.
В ходе заседания Совета Безопасности в ноябре прошлого года Главой государства отмечена особая роль в координации антинаркотической деятельности руководителей субъектов. Также подчеркнута необходимость соответствующего контроля со стороны полномочных представителей Президента.
При формировании плана заседаний на этот год членами Комитета поддержано предложение о рассмотрении данной тематики. Начинаем эту работу с Сибирского федерального округа.
Значительные зоны произрастания дикорастущей конопли в южных регионах Сибири являются источником поступления наркотиков растительного происхождения в незаконный оборот.
На округ приходится треть изъятой в текущем году марихуаны.
Кроме того, на протяжении ряда лет он является одним из лидеров по количеству острых отравлений наркотиками.
В прошлом году данный показатель в расчете на 100 тысяч населения в 1,5 раза превысил среднероссийский. А среди подростков, что особенно тревожно, – почти в 2,5 раза.
Дополнительные меры по улучшению наркоситуации рассмотрим в разрезе конкретных регионов.
#MORE_PHOTO#