Военно-автомобильная дорога № 101, или как ее называют в народе «Дорога жизни», в конце 1941 года стала последней надеждой на спасение жителей Ленинграда и единственным связующим путем осажденного города с Большой землей. Первыми исследователями ледовой трассы, которые прошли по ней из Ленинграда до деревни Кобона на восточном берегу Ладожского озера, были военнослужащие войск НКВД.
Разведчики войск НКВД майор К. Шаранов и капитан В. Лебедев, а также красноармейцы И. Агеев и Д. Песков 18 ноября 1941 года успешно проложили путь по льду Ладожского озера, а уже на следующее утро из деревни Кобона в Ленинград отправился санный обоз из 350 упряжек с 63 тоннами муки. Это был первый груз, отправленный по «Дороге жизни».
Позднее по ледовой трассе начали ездить автомобили. По имеющимся в фондах Центрального музея войск национальной гвардии Российской Федерации свидетельствам непосредственных участников событий, 7 декабря 1941 г. на основании решения Военного Совета Ленинградского фронта в 13-м мотострелковом полку войск НКВД была сформирована автоколонна из 30 автомашин для перевозки грузов в осажденный Ленинград по льду Ладожского озера. 16 декабря в полку сформирована вторая колонна из 18 машин.
По «Дороге жизни» осуществлялось снабжение грузами находившихся в окружении противника городов Ленинград и Кронштадт, Ораниенбаумского плацдарма, войск Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота. В обратный путь по ней эвакуировали в тыл многие тысячи измождённых от голода, больных и раненых жителей и защитников Ленинграда. Военные водители войск правопорядка успевали делать за сутки по три-четыре рейса и почти не покидали кабины. После того, как несколько машин утонуло в полыньях, образовавшихся в результате артобстрелов и бомбежек трассы, они стали снимать левую дверцу кабины водителя. Стало холоднее в пути, но зато появилась надежда на спасение. До марта 1942 г. включительно силами автоколонн войск НКВД в Ленинград перевезено 673 тонны продовольствия и боеприпасов, эвакуировано около 30 тысяч жителей города, преимущественно женщин и детей.
На 23-ю дивизию войск НКВД по охране железных дорог были возложены задачи наземной обороны баз, складов и площадок в Тихвине, Гостинополье, Новой Ладоге, Лаврово и других пунктах Ленинградской области, через которые доставлялись грузы. Приказом командира дивизии в составе 51-го полка был сформирован батальон для охраны продовольственных грузов, поступающих в Ленинград через Ладожское озеро. Военный Совет Ленинградского фронта также возложил на части дивизии задачу сопровождения и охраны грузов по Кировской железной дороге с западного берега Ладоги до Ленинграда.