17 июля 1944 года по улицам Москвы под конвоем военнослужащих Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения имени Ф.Э. Дзержинского НКВД СССР (сегодня её историю продолжает Отдельная дивизия оперативного назначения имени Ф.Э. Дзержинского войск национальной гвардии Российской Федерации), а также 36-й и 37-й конвойных дивизий провели пленённых на фронтах Великой Отечественной войны гитлеровских солдат и офицеров.
Колонны немцев и, как утверждается, некоторая часть прежде служивших в гитлеровской армии ради «завоевания России» французов – всего почти 58 тыс. человек – прошли по советской столице, провожаемые презрительными взглядами москвичей. Среди событий войны это прохождение бесчисленной массы побитого и утратившего всякий боевой дух противника имело для советских людей чрезвычайно важный смысл. Жестокий и сильный враг, ещё недавно грезивший о собственном, фашистском, параде на Красной площади, словно таки исполнил свою мечту. И прошёл по улицам Москвы, но уже в качестве поверженной силы и под конвоем воинов-чекистов.
Это был акт возмездия за причинённые нашему народу страдания и, одновременно, наглядное подтверждение разгрома врага на поле боя, где гитлеровцы, разуверившиеся в своей победе, теперь сдавались сотнями и тысячами, включая высших и старших офицеров.
Среди военнопленных, помимо прочих, шли 19 гитлеровских генералов, включая «кровавых комендантов» города Могилёва (генерал-майор Готфрид фон Эрмансдорф), городов Орла, Брянска и Бобруйска (генерал-майор Адольф Хаманн), прежнего «любимца Гитлера и мастера обороны» генерал-лейтенанта Ганса Траута. Бесконечная солдатская масса была в оборванных мундирах, иногда без сапог, со свисающими на бечеве пустыми консервными банками, что служили немцам в плену котелками.
В свою победную пору гитлеровские кинохроники изобиловали съёмками пленных советских солдат, словно подчёркивая «недоразвитость» славянских и прочих восточных народов. Но теперь уже сами немцы шли по Москве, потупив глаза.
Марш пленных немцев по Москве был тщательно спланированной операцией, вошедшей в историю под кодовым наименованием «Операция «Большой вальс». Считается, что так была воплощена в жизнь идея руководителя советского государства И.В. Сталина, желавшего продемонстрировать миру успехи советской армии летом 1944 года.
По исследованиям историка войск правопорядка полковника в отставке Н.Г. Сысоева, «…в начале июля 1944 года в белорусских лагерях для немецких военнопленных под строгим секретом начался отбор относительно здоровых гитлеровских солдат и офицеров. Под охраной караулов от конвойных войск их сосредотачивали на станциях Бобруйска и Витебска. Сюда стали спешно подгонять железнодорожные составы с вагонами-теплушками, в которые грузили пленных. Всего понадобилось более тысячи вагонов - около 40 эшелонов - и не одна сотня солдат-конвоиров. Большую часть пленных по прибытию в Москву сосредоточили на поле московского ипподрома и на стадионе «Динамо». Эти территории оцепили караулы от 36-й дивизии конвойных войск НКВД. Несколько тысяч фашистов разместили на выездковом поле кавалерийского полка дивизии имени Ф.Э. Дзержинского под охраной воинов этого соединения.
Рано утром 17 июля всех пленных разделили на две неравные группы и построили в колонну по 20 человек по фронту. Первая группа – около 42 тысяч человек, включая 19 генералов, – была проведена по Ленинградскому шоссе, улице Горького (ныне Тверская), затем по часовой стрелке по Садовому кольцу до Курского вокзала. Маршрут второй – 15 тысяч человек – пролегал также по улице Горького, а далее по Садовому, против часовой стрелки, до станции Канатчиково Окружной железной дороги».
Их с обеих сторон сопровождали всадники кавалерийского полка дивизии имени Ф.Э. Дзержинского с обнажёнными шашками и воины частей 36-й и 37-й дивизий конвойных войск НКВД с винтовками наперевес с примкнутыми штыками. Всей службой конвоирования руководил полковник И.И. Шевляков.
Следом за колоннами немцев по улицам двинулись моечные автомобили со щётками, смывая грязь и возвращая московским улицам первозданную чистоту...
«Большой вальс» завершился к семи часам вечера. Пленных вновь погрузили в вагоны и под охраной караулов от конвойных войск НКВД развезли по лагерям…
В 1947 году художник Ираклий Тоидзе, автор знаменитого плаката «Родина-мать зовёт!», написал большую картину «Конвоирование немцев по Москве» и подарил её командиру 36-й конвойной дивизии генерал-майору И.И. Шевлякову. Сегодня это полотно экспонируется в фойе клуба управления Центрального округа войск национальной гвардии Российской Федерации. Оно напоминает росгвардейцам об участии войск НКВД в этом уникальном событии Великой Отечественной войны.