Картина «Иван Грозный у тела убитого им сына» известна многим. Но мало кто может рассказать о её авторе. Между тем его шедевры составляют сокровищницу известных галерей и музеев. Талантливый художник прожил всего 30 лет, но многое успел за это время. Вячеслав Шварц в ярких красках воссоздавал легендарных исторических личностей. Выдающийся автор-реалист предвосхитил дальнейшее развитие этого направления и вывел его на новый уровень.
Краски, балы и медали
На Всемирной выставке 1867 года Вячеслава Шварца назначили правительственным комиссаром от нашей страны. Убеждённый художник-реалист, он начал готовиться к ней заранее. Почти год потратил на поиск новых экспонатов: отобрал лучшие произведения в мастерских, дворцах и частных коллекциях. Старания не пропали даром. Художественный отдел России стал во Франции одним из самых посещаемых.
Шварц принимал на выставке почётных гостей и сам бывал на раутах и балах у первых лиц. «Сейчас только вернулся я с вечера у принцессы Матильды. Вчера я был на двух приёмах: у маршала Вальяна, министра двора, и у русского посла. Просто иной раз и не знаешь, как везде поспеть», - сообщал Вячеслав в письме отцу.###
Вячеслав провёл большую работу для поддержания имиджа Родины. Он завязывал на выставке знакомства с итальянцами, шведами, англичанами. Преодолевал предубеждённое отношение иностранцев к нашей культуре. В итоге впервые на международном экзамене русское искусство заняло почётное место, завоевав множество наград. Работы Вячеслава Шварца оценили золотой и бронзовой медалями.
Дар воспитания
Отец Вячеслава, получая радостные вести из-за границы, очень гордился им. Григорий Шварц - боевой генерал, герой войны 1812 года, сыграл огромную роль в жизни сына.
Вячеслав родился 4 октября (по новому стилю) 1838 года. Первые восемь лет провёл в пограничной крепости на Кавказе. Там после наполеоновской кампании служил его отец. Когда супруга с детьми уехала жить в родовое имение в Курской области, он продолжил принимать участие в их воспитании и образовании. Зная, что Вячеслав любит рисовать, Григорий всячески поддерживал его увлечение. Этот грозный вояка имел удивительный дар воспитания.
В каждом письме ненавязчиво, мягко и постепенно он мотивировал мальчика. «Рисунки все сохрани в целости, мне очень приятно будет на них когда-нибудь взглянуть. В деревне старайся, друг мой, хорошенько всматриваться во все картины и старайся изучать их», - советовал он сыну.###
Подросток много рисовал тушью, акварелью и карандашом. По желанию отца писал портреты домашних, пейзажи окрестностей, копировал некоторых художников. Со временем в композициях Шварца главное место заняли сцены схваток, битв и сражений. Он твёрдо решил стать художником-баталистом.
Композиции из прошлого
В 15 лет Вячеслава определили в Царскосельский лицей. Педагоги восхищались его способностями. Прочтя страницу один раз, он мог сразу повторить её на память. Живой, остроумный и талантливый молодой человек схватывал всё на лету. Лицей он окончил с золотой медалью.
После учёбы Вячеслав устроился секретарём в Кавказский комитет в Санкт-Петербурге. Параллельно учился в Петербургском университете и Академии художеств. Лекции Николая Костомарова погружали автора в историю, удаляя от баталий. Шварц показал профессору свои рисунки и вызвал одобрение. Его первыми крупными работами стали композиции из древнерусского прошлого: «Въезд Шуйского и Де ла Гарди в Москву» и «Свидание великого князя Святослава с греческим императором Цимисхием».
Отец продолжал пристально следить за творчеством сына. В одном из писем отмечал: «совершенно убеждён, что он со временем произведёт особенно-значительное что-нибудь». Слова окажутся пророческими.###
В жизни Вячеслава Шварца будут периоды, связанные с Кавказом, Москвой, Санкт-Петербургом, Берлином и Парижем. Однако больше всего времени он проведёт в родительском имении в селе Белый Колодезь. Здесь художник задумает и исполнит многие картины, без которых трудно представить русскую живопись XIX века.
Тайники царской души
Однажды к художнику в мастерскую зашёл его друг и оцепенел от ужаса. Посреди комнаты на высоком столе лежал покойник. Он был укрыт парчовой тканью, а по углам стояли свечи. Оказалось, это был манекен, с которого Шварц рисовал убитого царевича. Он стал одним из первых, кто изобразил Ивана Грозного у тела сына. Принято считать, что тот погиб во время ссоры с отцом. На знаменитом полотне художник отобразил глубокую скорбь правителя, его недоумение от содеянного.
Мастер стремился раскрыть тайники души царя. Автору удалось преодолеть одностороннее понимание его образа, передав всю драму деспотичной и при этом трагической личности. Российский критик Владимир Стасов подчёркивал, что «подобной великой задачи исторической и психологической не смел и не умел взять ни один наш живописец раньше Шварца».
Быть русским в живописи
Излюбленной темой мастера кисти становится жизнь правителей. В результате кропотливого исследования быта эпохи он создал картины «Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы)», «Иностранные посланники в посольском приказе», «Патриарх Никон в Новом Иерусалиме» и другие. Интересно, что прототипами картинных вельмож и бояр были крестьяне. Шварц впитывал образы окружающих его людей и переносил на холст. Вячеслав раз от разу обращался к темам из отечественной истории. Увлечённость ею, национальными особенностями, красотой старинных одежд: этим отличаются произведения художника. «Можно, - утверждал Шварц, - до всего дойти в России и быть русским в живописи без всякого иностранного навевания».
Особое место в этой серии занимает картина «Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче». Она показывает торжественное шествие из собора Василия Блаженного к Спасским воротам Кремля. Одежда, аксессуары, древняя архитектура - всё передано с невероятной точностью.###
Картина «Вербное воскресенье в Москве времён царя Алексея Михайловича»
К лучшим работам Шварца относится и полотно «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче». Он стремился раскрыть психологический облик исторической личности. Мастер кисти говорил: «Как бы ни был верен костюм данной эпохи, как ни удачен тип, этого мало: надо передать движение, свойственное эпохе, характер поз, складок. Задача художника - вжиться в ту среду, обобщиться с людьми того мира, сделаться их современником, жить их жизнью».
Переписка длиною в жизнь
Между тем здоровье стало изменять творцу. Решив, что свежий воздух и тишина помогут восстановить силы, он отправился в деревню к отцу. Однако хроническую недостаточность коры надпочечников, сейчас известную под названием болезни Аддисона, тогда не умели лечить. Вячеслав Шварц умер, прожив всего 30 лет. Но гений успел столько сделать, что имя его живёт и поныне, а картины по-прежнему привлекают взгляды ценителей прекрасного.
Первым и самым значительным собранием этюдов Шварца была родительская усадьба. Сюда по мере создания доставляли произведения художника. Всё это делаюсь для того, чтобы не выезжавший за пределы губернии Григорий Шварц знал о новых работах сына.
Так, ради отца Вячеслав стал известным художником. Переписка с ним начинается, когда Шварц был ещё ребёнком, и заканчивается последними годами жизни. Трепетным отношением, любовью и заботой пронизано каждое послание. Престарелый Григорий Ефимович, оплакав художника, похоронил его в своём имении. Том самом, где незадолго до смерти было написано полотно о венценосном отце и сыне.
#MORE_PHOTO#